- От персональных ЭВМ к персонифицированным АСУ ТП.
Процессоры сигналов как основа массового производства систем управления Моисей Гельман Всеобщая доступность ЭВМ и их широкое распространение для автоматизации вычислительных работ стали возможными благодаря автоматизированному производству многофункциональной интегральной цифровой элементной базы, в первую очередь больших интегральных схем (БИС) программируемых микропроцессоров и их комплектов. Интеграция в одном кристалле БИС основных функций ЭВМ, прежде выполнявшихся конструктивно выделенными блоками, позволила перевести их производство на индустриальную основу. Создание микропроцессора можно сравнить с изобретением печатного станка, позволившего начать массовое тиражирование книг, что привело человечество ко всеобщей грамотности. Появление микропроцессора привело к массовому производству персональных компьютеров, что обеспечило широкое распространение компьютерной грамотности. » подробнее   - Российский рынок нефтегазового оборудования и его «шлюмберизация»
Александр Романихин В 2003 году конъюнктура нефтяного рынка привела к дальнейшему росту доходов российских нефтяных компаний, однако, несмотря на наличие средств и критический износ оборудования, происходит снижение объемов закупок промышленной продукции. На многих российских предприятиях, занятых техническим перевооружением нефтяников и газовиков, в 2003 году продолжился спад производства. » подробнее   - Российский клондайк моторных топлив
Моисей Гельман В последние годы существенно возросла актуальность получения моторных топлив в местах добычи нефти и газа, а также их трубопроводной транспортировки вследствие обвального роста морских, речных и железнодорожных транспортных тарифов. Стоимость перевозок топлива в отдаленные регионы теперь намного превышает отпускную цену самого топлива. А удорожание привозных топливных энергоресурсов приводит к увеличению себестоимости всей производимой в местах их поставок продукции, включая, если они там добываются, нефть и газ. » подробнее   - Газохимия как катализатор инновационного развития России
Владимир Арутюнов Почти все ближневосточные страны – экспортеры нефти и газа - сейчас быстро развивают собственную индустрию переработки добываемых углеводородов, стремясь обеспечить свое будущее в быстроменяющемся мире. Россия, являясь крупнейшим мировым экспортером сырья, обладает уникальным преимуществом перед остальными экспортерами не столько объемом своих ресурсов, сколько уникальным для страны-экспортера научно-техническим потенциалом. Именно это сочетание дает ей шанс перейти на путь инновационного развития, воспользовавшись переломным моментом в мировой энергетике и экономике, стоящих на пороге глубоких перемен. » подробнее   - Проблемы внедрения водоугольного топлива в России
Климентий Трубецкой и др. Еще в конце 1970-х годов в СССР возникла острая проблема с перевозкой угля из восточных районов в европейскую часть страны. Уже в то время основная добыча угля велась за Уралом, а большая часть потребителей находилась в Центральных районах СССР. Тогда приняли решение о строительстве опытно – промышленного углепровода от шахты «Инская» (г. Белово Кемеровской обл.) до вновь строящейся ТЭЦ – 5 в Новосибирске протяженностью 262 км и мощностью 3,0 млн. т в год. Он должен был явиться полигоном для отработки строительства углепроводов Кузбасс – Центр и далее до портов Черного моря, мощностью 25 – 30 млн. т. » подробнее   - О значении электроники: военный аспект
Валентин Пролейко Одно из наиболее ярких проявлений значения электроники в жизни современной цивилизации - ее роль во время войн, к сожалению. Все войны XX века - глобальные, локальные или "холодные" - не обходились без новейших достижений электроники, чем стимулировали ее ускоренное развитие. В 1900 году, через пять лет после первой публичной демонстрации беспроводной связи А.С. Поповым, беспроволочный телеграф как штатное средство связи был принят на вооружение русского флота. » подробнее   - Отмена налога на восстановление минерально-сырьевой базы привела к резкому спаду производства нефтегазового оборудования
Александр Романихин Основным источником финансирования геолого-разведочных работ до 2002 года были отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), за счет которых добывающие предприятия обеспечивали до 90% прироста запасов нефти и газа в России. Их отмена уже в 2002 году привела к существенному снижению прироста запасов минерального сырья, в частности нефти, почти в 1,5 раза. » подробнее   - Доходный бизнес на нерентабельных фармацевтических предприятиях
Сергей Пашутин Многие российские фармзаводы выпускают медикаменты, которые становятся убыточными из-за жесткой конкуренции и демпинга, так как все производят примерно одни и те же неразличимые для потребителя дженерики (копии оригинальных препаратов с истекшим сроком патентной защиты). В итоге себестоимость отдельных препаратов значительно превышает рыночную цену, и тогда завод должен либо отказываться от изготовления нерентабельных медикаментов, либо возмещать свои расходы за счет выпуска прибыльной продукции. » подробнее   - От Челябинска до Чернобыля.
Правда о последствиях радиационных аварий Алексей Поваляев При ликвидации последствий аварии на НПО «Маяк» и в Чернобыле много было сделано бессмысленных ошибок, даже не ошибок, а просто глупостей. Но на Южном Урале был первый для России (и для мира) опыт радиационной защиты. Новизна и сложность ситуации, отсутствие достаточного количества специалистов — эти обстоятельства делают ошибки извинительными. По существу, вся система реабилитации территорий сложилась в ходе той работы в Челябинске. И в Чернобыле с научной точки зрения нового для нас было очень мало. Глупости там делались не из-за того, что наука не могла предложить верные пути, а из-за того, что важные решения часто принимались людьми, которые не обладали специальными знаниями или даже отвергали их как недостоверные. Очень часто научно обоснованные мероприятия уступали место антинаучным. » подробнее   - Радиоактивные материалы: ввозить или не ввозить?
Евгений Гришанин В декабре 2000 года Дума приняла поправки к закону о ввозе радиоактивных материалов в Россию. Однако дискуссия по этой проблеме — ввозить или не ввозить — ведется по сей день. В связи с этим необходимо подробнее пояснить населению и общественности, проявляющим интерес к данной проблеме, историю этого вопроса, его политические, юридические, экономические, экологические и технические стороны. » подробнее   - Отработанное ядерное топливо: спекуляции, мифы и реалии
Ольга Коновалова Производственное объединение «Маяк» — первое в СССР предприятие, созданное для производства плутония в военных целях. Пуск радиохимического завода состоялся 22 декабря 1948 года, а первую продукцию он дал уже через три месяца. Сразу же начало действовать и второе предприятие объединения, где плутоний проходил окончательную обработку. 29 августа 1949 года была испытана первая советская атомная бомба, созданная на основе плутония, полученного в ПО «Маяк». А через восемь (!) месяцев было создано оружие, в котором страна нуждалась для обеспечения безопасности. » подробнее   - Как реформировать индустрию АПК?
Леонид Орсик, Вячеслав Черноиванов За последние годы резко ухудшилось состояние многих отраслей экономики страны, но в особо сложном положении оказалось село. Валовая продукция сельского хозяйства уменьшилась на 40%, а износ основных фондов превышает их восстановление более чем в 10 раз. Обеспечен АПК основными видами тракторной и сельхозтехники на 45—60% от уровня 1990 года и в 3—5 раз меньше, чем в развитых странах. » подробнее   - АПК не вылечить лизинговыми примочками.
Для этого требуется небедное население Моисей Гельман Открытое письмо заместителю председателя
Правительства, министру сельского хозяйства
и продовольствия РФ ГОРДЕЕВУ А. В. » подробнее   - Как восстановить крылья "Аэрофлота"?
Моисей Гельман Как известно, 70 процентов территории нашей страны лишено наземных и водных путей, поэтому еще сравнительно недавно примерно половину российских пассажиров перевозила авиация. Тогда, во времена советского «Аэрофлота», в стране действовал рынок авиаперевозок: пассажир голосовал своим рублем за поездку самолетом вместо поезда, а государство системно управляло гражданской авиацией как естественным монополистом, в том числе производством для нее самолетов и развитием систем обслуживания полетов, используя для этого выручку за провоз пассажиров и грузов.
Авиаперевозки и производство авиатранспортных средств развивались как единая система и были рентабельными. Правительство выступало одновременно заказчиком и покупателем авиационной техники, обеспечивало ее развитие и продавало самолеты единому перевозчику — Министерству гражданской авиации — фактически в рассрочку или, как теперь говорят, в финансовый лизинг, соблюдая баланс спроса на перевозки и развития самолетостроения, регулировало тарифы авиаперевозок и др. » подробнее   - Отечественное нефтегазовое оборудование: конкурентоспособность и ВТО
Всеволод Кершенбаум Экономика России сегодня практически полностью зависит от экспорта углеводородного сырья. Поэтому успехи и неудачи отечественного нефтегазового машиностроения в значительной мере определяются мировыми ценами на нефть. Колебания продажной стоимости барреля нефти шокирует или стимулирует российскую экономику. Как ни обидно осознавать, но управление темпами роста важнейших экономических показателей нашей страны осуществляется извне. Уже сегодня падение общемировых цен на нефть заставляет российские властные структуры ставить вопрос о пересмотре важнейших показателей свежеиспеченного бюджета. » подробнее   - Против кого направлен бензиновый пистолет?
Малый бизнес на большом топливном рынке Моисей Гельман Сегодня число автозаправочных станций в стране достигло, по оценкам, 28 тысяч, причем около 70% из них принадлежат малому и среднему бизнесу. А ведь еще 7—10 лет назад с топливным обеспечением автомобилей у нас царил полный беспредел. Тогда страну по сбыту топлива поделили между отдельными нефтяными компаниями, вследствие чего на региональных рынках возник диктат продавцов с троекратной нехваткой АЗС, дефицитом бензина и дизтоплива, громадными очередями покупателей, обманом и обвесом автомобилистов, хамством «королев» и «королей» бензоколонок, грязью в местах заправок... » подробнее   - Микротвэлами против ядерных катастроф и терроризма
Николай Пономарев-Степной и др. Микротвэлы — это очень маленькие сферические диаметром до 1 мм частицы уранового топлива, которые заключены в многослойную, высокотемпературную и очень прочную керамическую оболочку, способную эффективно удерживать продукты деления в любых авариях. Поэтому даже в случае разрушения корпуса реактора, микротвэлы, разлетевшись по территории АЭС, не выпустят радиоактивные частицы в атмосферу, а микротвэлы можно будет собрать при помощи специальных механических устройств.
Сам процесс производства микротвэлов хорошо иллюстрирует их высокую стойкость к высокой температуре и коррозионно активной среде. » подробнее   - Новая профессия термоса — теплотрасса.
Приживется ли в России социальная философия бережливости? Моисей Гельман В тепловых сетях страны, по экспертным оценкам, при норме 5—6 ежегодно теряется около 20 процентов всей вырабатываемой тепловой энергии, или почти 420 млн. гигакалорий. Для их производства ежегодно впустую сжигается примерно 80 млн. тонн условного топлива, тогда как в стране потребляется в том же условном исчислении около 270 млн. тонн. Одна такая тонна оценивается в среднем в 1000 рублей. Таким образом, обогрев окружающей среды обходится как минимум в... 80 млрд. рублей. Однако есть все основания полагать потери в тепловых сетях гораздо боґльшими. Дело в том, что установка теплосчетчиков некоторыми потребителями для упорядочения расчетов позволила им уменьшить оплату за тепло примерно на треть. Удивительного в этом ничего нет: счетчик измеряет лишь потребляемую энергию, а теряемая в трубопроводе остается за приборной шкалой, что подтверждает сказанное. Если кому-то захочется оспорить приведенные оценки, то в доказательство придется представить результаты измерения количества тепла, утекающего из теплотрасс. А такие измерения, похоже, никто не проводит. Да и зачем они нужны? Ведь сегодня совершенно безнаказанно можно утверждать, что все находится в пределах нормы — поди проверь, когда проверять некому да и нечем зачастую. » подробнее   - Рынок микроэлектроники и место на нем России
Яков Федотов Развал Советского Союза нанёс удар по отечественной электронике, от которого ей нескоро удастся оправиться. И наиболее серьезной проблемой оказалось создание электронного вооружения. Ведь давно ушли в прошлое «пуля — дура, а штык — молодец». Не говоря уже о самонаводящихся снарядах, даже в стрелковое вооружение все в большей степени проникает электроника.
Сегодня большее значение повсеместно приобретает электронная обработка информации. Доминируют же в современной электронике принципы интегральной электроники (микроэлектроники). » подробнее   - Лизинг на трубе
Владимир Жирнов ОАО "Стройтрансгаз" лизинговой деятельностью начало заниматься с 1997 года, а машины на условиях лизинга стали эксплуатироваться с января 1998 года. В лизинг передаются трубогибочные машины американской фирмы CRC EVANS, японские трубоукладчики, бульдозеры, оборудование для ремонта техники, американские и японские экскаваторы. Для повышения эффективности трубопроводного строительства номенклатура машин и оборудования, передаваемых в лизинг, расширяется за счет транспортных средств. Целесообразно также передавать в лизинг электросварочные агрегаты, опрессовочное оборудование, компрессоры, краны. » подробнее   - Как нам обуть себя из российских шкур
Константин Яковлев Россия имеет богатый исторический опыт переработки шкур животных в кожевенные товары и традиционно является крупным производителем натуральных кож и изделий из них. Однако за последние годы в стране резко сократилась численность скота всех видов. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось с 57 млн. до 28,6 млн. голов, в том числе коров - с 20,5 до 13,5 млн., свиней - с 38,3 до 16,7 млн., овец и коз - с 58,2 до 16 млн. голов. Средняя живая масса одной головы скота снизилась с 390 до 270 кг, в частности, свиней - с 108 до 79 кг, овец - с 35 до 31 кг. » подробнее   - Каждому генерал-губернаторству - по "АЭРОФЛОТУ"!
Состоится ли большой старт малой авиации? Моисей Гельман По оценкам, авиатранспорт вследствие низкой платежеспособности населения нынче доступен примерно лишь 6-8 млн. российских граждан. Сегодня многие, проживающие в населенных пунктах Севера, Сибири и Дальнего Востока, не могут слетать в отпуск на "материк". Но положение в регионах, где кроме как на малом самолете либо вертолете ни на чем больше не проедешь, существенно усугубляется еще и закрытием многих местных авиалиний, пользуясь которыми жители из глухих деревень и поселков могли когда-то запросто добраться в районный или областной центр, а оттуда - в большой мир. Если перед последней эпидемией "дурости", когда даже козу можно было перевезти в знаменитом "кукурузнике" АН-2, пассажирские авиаперевозки на местных авиалиниях достигали трети общего объема пассажирских авиаперевозок в стране, то нынче их доля уменьшилась до 2-3%. » подробнее   - Как науке от "оборонки" перейти в наступление
Вячеслав Саблин Анализ тенденций развития вооружения и военной техники (ВВТ) в армиях ведущих государств мира показывает, что в начале 21 века произойдет качественная смена поколений оружия. Новые системы будут отличаться высокой эффективностью за счет использования последних достижений информационных технологий и искусственного интеллекта. » подробнее   - Новое амплуа попутного газа - авиатопливо
Вадим Михневич Технологию производства газообразного авиационного горючего разработал краснодарский институт “НИПИгазпереработка”. Конечный продукт представляет собой смесь углеводородных газов, среди которых доминирует бутан, и по своим эксплуатационным показателям превосходит авиакеросин. Авиагаз экологически чище и менее агрессивен по отношению к элементам топливной системы, включая двигатель. Расчеты показывают, что максимальная цена тонны такого газообразного топлива не превысит 50 долларов. Столь существенная разница способна оказать заметное влияние на экономику воздушных перевозок и, как следствие, на экономику целых регионов, причем не только северных. » подробнее   - Негоже российским продуктам питания рядиться в заморскую одежку
Наталья Ильина Зарубежным поставщикам упаковки и материалов принадлежит около 25% российского рынка гофрокартонной тары, на что тратится 75 млн. долларов США в год, 40% рынка коробок из хром-эрзаца (82 млн. долларов), до 55% рынка этикеток и 70% рынка этикеточной бумаги. Но если здесь все же прослеживается четкая тенденция увеличения отечественной доли (например, еще несколько лет назад коррексы — прокладки в конфетные коробки — закупались полностью за границей, а теперь пять российских производителей этого вида продукции практически целиком обеспечивают наш рынок), то потребности в машинах и оборудовании для упаковки и производства для нее материалов удовлетворяются за счет импорта более чем на 70%. » подробнее  
|