Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Содержание номера 

Представляем книгу: "Энергетическая безопасность России"

Рыночные интересы частных предпринимателей объективно нередко расходятся с интересами потребительского сообщества, да и самого государства. У нас в стране в силу проводившейся долгие годы гипертрофированной политики экономической вседозволенности дисбаланс этих интересов принял угрожающие размеры. Особенно наглядно это проявляется в сфере производства и потребления топливно-энергетических ресурсов. В частности, повышение за рубежом цен на нефть побуждает российских экспортеров всеми правдами и неправдами добиваться снижения платежеспособного спроса на те же бензин и мазут внутри страны увеличением их стоимости, провоцируя тем самым рост инфляции. Для этого второй год подряд организуются бензиновые "кризисы". Так "оправдывается" необходимость роста экспорта нефти. Не лучшим образом обстоят дела и с электроэнергетикой, газом и углем. И так как топливно-энергетический комплекс является одним из значимых факторов жизнеобеспечения страны, то уже давно необходимо было выработать такую государственную политику комплексного управления этой сферой экономики, которая обеспечивала бы экономическую и энергетическую безопасность государства и общества.

К сожалению, пока намечены лишь некоторые общие контуры этой политики, изложенные в достаточно декларативной общей концепции национальной безопасности Российской Федерации. А сменяющие друг друга правительства никак не обсудят и не примут давно подготовленную национальную доктрину энергетической безопасности. Вместе с тем недопустимо длительное время, во многом также из-за ежегодной смены министров топлива и энергетики, разрабатывается энергетическая стратегия, которая должна, очевидно, содержать основные концептуальные положения энергетической политики государства. Многие из них изложены в представляемой монографии, написанной группой известных специалистов. Ниже публикуется авторское предисловие к этой книге.

Авторы В. В. БУШУЕВ, Н. И. ВОРОПАЙ, А. М. МАСЦЕПАНОВ, Ю. К. ШАФРАНИК и др. Новосибирск, Сибирская издательская фирма "Наука", 302 с.

В течение нескольких месяцев 1973-1974 гг. энергетическая ситуация в мире резко изменилась: вслед за очередной вспышкой арабо-израильского конфликта последовало многократное повышение цен на нефть ведущими экспортерами - странами ОПЕК, сопряженное с эмбарго на ее поставки ряду промышленно развитых стран и угрозами полного их прекращения. Это побудило тогда многие страны принять ряд радикальных мер по обеспечению своей энергетической безопасности, в том числе создать Международное энергетическое агентство для координации этих мер.

Ситуация, сложившаяся в России к середине 1990 годов, оказалась значительно серьезнее вследствие глубокого кризиса в энергетике в целом, который протекает в условиях серьезнейшего общенационального социально-экономического и политического кризиса, влияния кризисно-стагнационных факторов предыдущего периода, болезненного и противоречивого становления новой экономической и политической системы.

Энергетическая безопасность затрагивает широкий круг взаимосвязанных проблем, касающихся ресурсной базы энергетики и влияния на топливо- и энергоснабжение потребителей угроз экономического, социально-политического, внешнеэкономического, внешнеполитического, техногенного и природного происхождения, а также несовершенства управления энергетикой.

Проблемы энергетической безопасности России в значительной мере определяются "узкими" местами в ее экономике и энергетике. Анализ состояния и перспектив развития ТЭК и составляющих его систем показывает опасное снижение производства топливно-энергетических ресурсов, катастрофическое старение основных производственных фондов, крайнюю недостаточность инвестиционных ресурсов для обновления и развития энергетических отраслей и ряд других негативных явлений. С одной стороны, в стране сложились энергорасточительные производственная и коммунально-бытовая сферы, а с другой - имеются существенные резервы энергосбережения как в самой энергетике, так и в других отраслях народного хозяйства. Изучение экономической среды ТЭКа показывает множество принципиальных возможностей устранения узких мест в энергетике за счет реализации резервов энергосбережения.

Совокупность угроз энергетической безопасности охватывает весь спектр дестабилизирующих факторов, перечисленных выше. Некоторые из них имеют преходящий характер, и их влияние будет снижаться по мере выхода экономики страны из кризиса. Однако основной комплекс угроз актуален в любых экономических условиях, причем следует отметить особую опасность наложения различных факторов.

Для России при ее протяженной территории, различных природно-климатических условиях в разных регионах, разной степени их обеспеченности топливно-энергетическими ресурсами и т. д. принципиальную важность имеют региональные аспекты энергетической безопасности. Несмотря на определенную удовлетворительность состояния топливо- и энергоснабжения по стране в целом, отдельные регионы по ряду объективных причин испытывают дефицит в энергоресурсах. Вполне реальны подобные ситуации и в будущем, поэтому чрезвычайно актуально своевременное выявление региональных проблем с целью формирования рекомендаций по их решению или по крайней мере существенному снижению их остроты.

Для определения проблем и критериев энергетической безопасности весьма важен анализ требований потребителей топлива и энергии. Разные отрасли экономики и группы потребителей предъявляют различные требования к устойчивости их энергообеспечения. Эти требования определяются, с одной стороны, технологическими особенностями отдельных производственных процессов, а с другой - той ролью, которую играют различные отрасли экономики и группы потребителей в жизнеобеспечении населения, экологической и производственной безопасности, обороноспособности страны и др. Структура ущербов от нарушения энергоснабжения позволяет оценить народнохозяйственную и социальную значимость отдельных групп потребителей, а знание технологических возможностей и резервов производств дает возможность частично компенсировать за счет внутренних ресурсов потребителей негативные последствия от нарушений их энергоснабжения.

Определяющим в обеспечении энергетической безопасности является диагностика текущих и перспективных состояний ТЭКа - мониторинг и индикативный анализ. Состав и структура объектов мониторинга, а также конкретных индикаторов энергетической безопасности должны давать возможность гибкого и взаимосогласованного анализа и оценки ситуации в энергетике на различных уровнях отраслевой (системы энергетики - ТЭК в целом), территориальной (объект - территория - регион - страна), временной (функционирование - развитие) и управленческой (руководство хозяйствующей единицы - администрация территории - руководство отрасли - Минэкономики - правительство - Совет безопасности - президент РФ) иерархий. Принципиально важными при этом являются определение и нормирование пороговых значений индикаторов безопасности, что позволяет внести количественную определенность в критерии оценок и обоснования решений.

Основные внутригосударственные направления обеспечения энергетической безопасности включают ряд принципиальных возможностей предотвращения соответствующих угроз, снижения вероятности их возникновения и ослабления их последствий. Предотвращение экономических и социально-политических угроз - общеэкономическая задача, решаемая с помощью соответствующих подходов и механизмов. В соответствии с отмеченной выше важностью региональных аспектов энергетической безопасности России следует формировать и реализовывать необходимую региональную энергетическую политику. Превентивные меры в самом энергетическом хозяйстве по преодолению угроз энергетической безопасности и ослаблению их последствий должны быть направлены на целесообразные структурные изменения в ТЭКе и системах энергетики, создание необходимых резервов производственных мощностей и запасов топливно-энергетических ресурсов.

Во внешнеэкономической и внешнеполитической деятельности по обеспечению энергетической безопасности энергетический фактор является инструментом межгосударственных отношений. В связи с этим требуют разработки и осмысления энергетическая дипломатия и ее задачи с целью своевременного и эффективного отслеживания текущих и стратегических энергетических интересов России в отдельных регионах мира.

Новой для России в рамках обеспечения энергетической безопасности является проблема возмещения ущерба в энергетике и у потребителей от нарушений в энергоснабжении и при авариях на энергетических объектах. Российский страховой рынок пока еще только развивается. Однако страхование может оказаться действенным средством обеспечения энергетической безопасности, занимая свою нишу наряду со структурными, резервирующими и другими мероприятиями в ТЭК и системах энергетики, включая потребителей. Эта ниша в основном связана с компенсацией ущербов от достаточно редких и уникальных негативных событий и явлений.

Базой обеспечения энергетической безопасности является система государственного регулирования в этой сфере. Она включает соответствующие механизмы и инструменты экономического регулирования, стимулирования и поддержки принципиальных направлений и конкретных мероприятий по обеспечению энергетической безопасности. Важную роль играют при этом правовые основы, включающие необходимый свод законов, учитывающих проблемы на разных уровнях.

При оценке эффективности всех возможных направлений и мер обеспечения энергетической безопасности ключевую роль играют методические основы исследований ТЭК и систем энергетики, учитывающие многоплановость проблемы, требования к представлению объектов исследований, возможные подходы к обоснованию мероприятий с учетом этих аспектов. Анализ восприимчивости ТЭК и систем энергетики к угрозам энергетической безопасности, возможностей обеспечения быстрого и эффективного восстановления топливо- и энергоснабжения потребителей связан с исследованиями надежности и особенно живучести ТЭК и систем энергетики. В основе этих исследований лежит имитационный подход. С учетом уникальности изучаемых условий и их последствий основополагающим в проблеме энергетической безопасности является понятие риска, который выступает в качестве одного из основных критериев оценки ситуаций и обоснования решений. При этом важную роль играет обеспечение общности (универсальности) рекомендаций по повышению энергетической безопасности в отношении исследуемых сценариев рассматриваемых условий и возмущений.

Диагностика уровня энергетической безопасности объективно происходит в нечетких условиях, определяемых незнанием конкретной обстановки и неполной формализуемостью процесса исследований. Разработан формальный аппарат оценки уровня энергетической безопасности в нечеткой среде, работоспособность которого демонстрируется в книге на примерах ретроспективной и перспективной оценки ситуации в ТЭКе Уральского региона.

Методы и модели для исследования стратегий развития ТЭК выбираются с учетом требований энергетической безопасности, а также некоторых результатов исследований. Эти результаты иллюстрируют роль резервирования при выборе стратегий развития ТЭК для взаимопомощи отдельных территорий и отраслей ТЭК в условиях существования потенциальных угроз энергетической безопасности. Большое значение имеет выбор такой стратегии развития ТЭК, которая обладала бы наибольшей адаптивностью к возможным принципиальным изменениям энергетической политики под влиянием внешних условий.

Важным аспектом исследований энергетической безопасности является рассмотрение проблем на уровне отраслевых систем энергетики. Структурная и функциональная детализация свойств и поведения систем энергетики заставляет, с одной стороны, корректировать и уточнять общий подход к исследованию, а с другой - согласовывать уточненные отраслевые оценки и рекомендации с общеэнергетическими на уровне ТЭКа. Особенности отраслевых исследований иллюстрируются примерами конкретных задач. Первая из них связана с перебоями в нефтепродуктоснабжении и показывает важность рассмотрения отраслевых проблем на двух уровнях - собственно отраслевом и в ТЭКе. Вторая задача посвящена оценке последствий возможных крупномасштабных аварий в Единой системе газоснабжения страны и демонстрирует эффективность используемой потоковой модели. Третья задача связана с комплексным анализом возможных критических и чрезвычайных ситуаций в Единой энергосистеме России и выявлением рекомендаций, наиболее эффективных для их устранения.

Существо задач исследований энергетики с позиций энергетической безопасности, их сложность и многоплановость предопределяют целесообразность использования современных информационных технологий с целью разработки систем принятия решений в этой области. В книге дается описание конкретных инструментальных средств для таких систем, включающих базовое общесистемное обеспечение, а также объектно-ориентированную геоинформационную и информационно-графическую систему.

Авторы выражают надежду, что книга послужит побудительным фактором для проведения систематических исследований и разработок по обеспечению энергетической безопасности России и ее регионов.

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Полезные ссылки  Rambler's Top100