Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Содержание номера 

КЛАДБИЩЕ РОССИЙСКОГО АВИАСТРОЕНИЯ

Российская самолетостроительная корпорация "МиГ", судя по всему, находится на грани ликвидации. По крайней мере так полагают некоторые высокопоставленные сотрудники самой корпорации.

Внешние признаки глубокого кризиса очевидны: рабочим перестали платить зарплату еще весной, в отпуска людей отправляли без денег. Сотрудники со дня на день ждут сокращений, причем в тех подразделенях, которые не трогали даже в самые сложные периоды, каких за последние 10 лет было немало. Гораздо трудней за это десятилетие назвать "светлый" период. Разве что те полгода, которые пришлись на премьерство Примакова. Да и то "светлые" они лишь относительно уж совсем беспросветных лет.

Дело в том, что корпорация уже восьмой год существует исключительно за счет экспорта. Правда, иногда еще берет кредиты, которые исправно не возвращает.

С приходом в правительство вице-премьера Ильи Клебанова РСК "МиГ" была назначена витриной успехов в деле развития российского оружейного экспорта, а в плане по реализации военной техники за рубеж на 2000 год корпорацию указали второй после "Росвооружения".

Основания для такого оптимизма действительно были: "МиГ" располагает на сегодня, видимо, самой развитой службой маркетинга среди всех производителей российского оружия и уступающей разве только структурам, для которых ВТС является основным и единственным видом деятельности,- "Росвооружению" и "Промэкспорту". На конец прошлого года казались уже решенными вопросы контракта с Индией на поставку "МиГ"-29К. В стадии подписания находился контракт с Ираном на сумму в 1,2 миллиарда долларов, касающийся производства Ту-334, конечная сборка которых и все права были переданы "МиГу" постановлением правительства в конце 1998 года. Под начало работ уже был получен кредит в 15 миллионов долларов в одном из российских банков.

Неплохо обстояли дела и с перспективами - в начале года были сняты санкции с Ливии, нуждающейся в модернизации своих ВВС, укомплектованных советской техникой. Мало-помалу развивались и конверсионные программы, например, производство на Луховицком заводе четырехместного самолета Ил-103, уже успешно продававшегося за рубеж.

Следует заметить, недавнее заявление Клебанова о том, что Россия вернет себе второе место в мировой торговле оружием, выглядело несколько странным для серьезного государственного деятеля. Ведь США опубликовали доклад о мировом раскладе в торговле вооружениями за 1998 год. Более половины мирового оружейного экспорта принадлежит США, общий их оборот равен 77 миллиардам долларов. Британия и Франция, занимающие следующие строчки, имеют 17 и 12 миллиардов соответственно. И откуда только взялся оптимизм у г-на Клебанова, как манну небесную ожидавшего продаж-2000 в объеме 5 миллиардов долларов когда реально и четырех, похоже, не набегает.

Примерно с конца прошлого года у "МиГ" начались внутренние проблемы, сначала малозаметные со стороны. Сменили руководителей на уровне заместителей и первых заместителей генерального директора. Сменились и команды переговорщиков по практически доведенным до конца контрактам. Изменились приоритеты в отношениях с властью.

В начале года был почти моментально "проеден" кредит под Ту-334, причем "проеден" в кавычках, так как львиная доля его вообще "испарилась". Видимо, это "испарение" стало основной причиной отставки очередного первого заместителя гендиректора, назначенного буквально накануне, но уже успевшего войти в команду переговорщиков с Ираном.

Иранцы и индусы запутались окончательно. Контракты так и остались неподписанными, видимо, уже навсегда. Новый начальник маркетинга, также в ранге первого заместителя генерального, в свою очередь постепенно впал в немилость. А вместе с ним и вся служба, которую формировали годами. Да и зачем она нужна, если продаж у "МиГа" на внешнем рынке больше не предвидится?

Не принес обнадеживающих результатов и подъем в воздух прототипа самолета пятого поколения. Если не считать срыва на первом же полете, испытания этой многострадальной машины прошли удачно. Но итогом стало заявление руководства ВВС, что закупать или финансировать дальнейшие работы по этому самолету Вооруженные Силы не будут.

На последнем авиасалоне в Фарнборо "МиГ" вообще не демонстрировал своих машин в действии. Вместо этого на авиашоу был высажен огромный десант российского чиновничества самого разного ранга, доставленный и содержавшийся в Лондоне за счет ГУП "РСК "МиГ". Рабочие в это время уже не получали зарплату.

Но и эта жертва оказалась напрасной - отношения с военными не наладились, и, как и в последние 8 лет, ни один "МиГ" не поступит на вооружение российских ВВС. Объявлявшийся в начале года набор новых сотрудников так и не состоялся. Нечем занять даже тех, кто уже числится в корпорации. И без того заводы работают по "трехдневке", хотя первое, что полтора года назад обещал рабочим новый генеральный Н.Ф.Никитин -это полная рабочая неделя, полная загрузка мощностей. Обещанного, правда, три года ждут, но часть сотрудников, как уже говорилось выше, имеют шанс не дождаться. Да и чего ждать? Перспектив-то никаких.

Если пять лет назад корпорация, носившая имя ВПК "МАПО", насчитывала около 100 000 работавших, то полтора года назад Николай Никитин застал на своих местах не более 13 тысяч. С тех пор "естественная убыль" только нарастает, начиная с громкого ухода в декабре прошлого года группы главных и ведущих конструкторов, кончая тихим вымиранием цехов в процессе естественного старения коллектива. Молодежи здесь уже нечего делать.

Кто виноват? Путин? Клебанов? Никитин? Мировой империализм? Пока начальство решает, кого назначить виноватым, КБ и заводы с мировой известностью превращаются в кладбище отечественного авиастроения.

Анатолий Баранов

, Правда.Ру

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Полезные ссылки  Rambler's Top100