Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Содержание номера 

Юрий Маслюков: У России скоро вообще не будет космических средств разведки, связи, навигации, предупреждения о ракетном нападении...

Фактически закончена работа над оборонным бюджетом страны. Своими мыслями по поводу финансирования национальной обороны в будущем году делится с обозревателем Правды. Ру Анатолием БарановЫМ председатель Комитета Государственной думы РФ по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Юрий Маслюков.

- Юрий Дмитриевич, заканчивается работа над оборонной частью бюджета. Для страны, фактически находящейся в состоянии войны, это вопрос первостепенной важности, но ощущения от бюджетных баталий складываются противоречивые: с одной стороны, на самом высоком уровне декларируются намерения "расширить и углубить", с другой - налицо катастрофическое недофинансирование оборонного комплекса. Ведь дошло до того, что на оборонных предприятиях вспыхивают едва ли не "голодные бунты", как это недавно случилось на головном заводе корпорации "МиГ".

- До "голодных бунтов" в буквальном смысле еще не дошло, но то, что людям порой даже на работу не на что доехать,- это факт. Что же касается степени важности оборонных статей бюджета - так страны, где финансирование обороны проходит нормально, наслаждаются заслуженным миром. А постоянно воюют там, где наличествует слабость оборонной промышленности.

Вот и предложенная проектом федерального бюджета на 2001 год структура расходов "силового блока" свидетельствует о дальнейшем увеличении диспропорции между расходами на текущее содержание вооруженных сил и расходами на НИОКР, на оснащение вооружением и военной техникой. Цель, намеченная программой правительства, которая называется "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах", - изменить структуру расходов федерального бюджета в пользу затрат, связанных с проведением НИОКР и оснащением Вооруженных Сил современными видами вооружений, не выполнена. Более того, изменение структуры расходов имеет обратную тенденцию. Так, удельный вес расходов на НИОКР и закупки вооружений и военной техники по разделу "Национальная оборона" снизился в 2000 году по сравнению с 1997-м почти на четверть, а в 2001 году упадет еще на треть. На обыденном уровне - армия "проедает" практически все, что выделяет бюджет, и почти ничего не заказывает предприятиям ВПК, особенно это касается новых видов вооружений.

- Оборонные предприятия, на самом деле весьма "богаты", поскольку вольно или невольно кредитуют государство, производя работы, которые государство в рамках гособоронзаказа не торопится оплачивать. Арбитраж завален исками "оборонки" к военным, другим госзаказчикам. Долги государства предприятиям ВПК очень внушительны.

- Решением Совета безопасности РФ правительству рекомендовано принять меры по ликвидации кредиторской задолженности. Однако проектом федерального бюджета на 2001 год такие меры не предусмотрены. Очень легко и приятно верстать "бездефицитный" бюджет по принципу "кому должен - прощаю".

- Сейчас много говорят о том, что мы вошли в полосу техногенных катастроф - техника, произведенная еще в советское время, исчерпала свой запас прочности, а замены не происходит...

- Изрядная доля этой техники исчерпала свой ресурс еще в конце 80-х, когда уже требовалась замена большой доли мощностей в промышленности. Но вместо этого, как вы знаете, произошла приватизация основных фондов, и износ этих фондов позволил еще больше занизить их балансовую стоимость, чтобы приватизировать совсем уж за гроши. Потом новые хозяева просто не имели средств на проведение реконструкции. Не выделялись средства и на обновление фондов предприятий, оставшихся в федеральной собственности, видимо, в расчете на будущую приватизацию. И опять расходы, предусмотренные федеральным бюджетом-2001 на НИОКР и закупки вооружений и военной техники, не обеспечивают задачу поддержания технологической и производственной базы военно-промышленного комплекса, что уже сказывается на качестве производимой техники и ведет к повышению аварийности в войсках.

В рамках СНВ-2 ежегодно из боевого состава выводятся в среднем пять полков "тяжелых" ракет СС-18, две-три подводные лодки со стратегическими ракетами. Вводится же в строй один полк "Тополей-М" ...раз в два (!) года. И ни одной стратегической подводной лодки!

При нынешнем финансировании ракетно-космической отрасли у России скоро вообще не будет средств космической разведки, связи, навигации, предупреждения о ракетном нападении. Россия сорвет свои обязательства по Международной космической станции.

В войсках находится техника, принятая на вооружение в 80-х годах. При этом результаты работ, проведенных по ее модернизации с целью поддержания на современном научно-техническом уровне, в войсках не внедряются. Более того, модернизированные самолеты МиГ-29С, Су-30 МКИ, Су-30 МКК, ракеты класса "воздух-воздух" типа РВ-АЕ, ЗРС С-300 ПМ, ЗРК

"Тор-М1" поставляются за рубеж, в то время, как в наших Вооруженных силах находятся образцы более старых модификаций.

- Возможно ли что-то поправить здесь уже в рамках бюджета-2001 или описанные проблемы - это навсегда?

- В какой-то степени негативные процессы уже приняли необратимый характер, но кое-что можно и нужно делать. Наш комитет, например, рекомендовал Государственной Думе при принятии Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" увеличить расходы по разделу "Национальная оборона" на 29,5 млрд. рублей. Из них для дополнительного финансирования Минобороны России -22,6 млрд. рублей, в том числе на финансирование

НИОКР - 6,5 млрд. рублей, на финансирование закупок вооружений и военной техники - 16,1 млрд. рублей. Российскому авиационно-космическому агентству необходимо дополнительно выделить 3,5 млрд. рублей на финансирование НИОКР, создание Международной космической станции и поддержание инфраструктуры космодрома "Байконур". Требуется поддержка военной программы Минатома России - это 3,4 млрд. рублей.

Мы рекомендовали увеличить расходы по разделу "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" на 4,1 млрд. рублей для дополнительного финансирования расходов МВД на НИОКР, закупки и ремонт техники, и для дополнительного финансирования в тех же целях расходов Федеральной пограничной службы.

Очень важно направить на покрытие кредиторской задолженности по гособоронзаказу 25% дополнительных доходов, предназначенных проектом федерального бюджета на 2001 г. для покрытия государственного долга.

Мы будем просить правительство повысить открытость разделов федерального бюджета "Национальная оборона" и "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства" в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. К тому же в нынешней ситуации гласное обсуждение таких вопросов в обществе может сыграть только положительную роль. Будем рекомендовать Государственной думе и Правительству РФ принять меры по совершенствованию законодательной и нормативной базы, регулирующей порядок формирования и реализации расходов по указанным разделам федерального бюджета, а также уточнить состав и полномочия государственных заказчиков. Правительство РФ, по идее, должно предоставить Государственной думе информацию о распределении ассигнований по гос-оборонзаказу (с учетом бюджетных проектировок) в отраслевом и региональном разрезах. Тогда благодаря гласности средства оборонного бюджета действительно будут идти на повышение обороноспособности государства, а не расползаться под покровом секретности, только увеличивая социальное расслоение в Вооруженных Силах.

Правда.Ру

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Полезные ссылки  Rambler's Top100