Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
Cтатьи для будущих номеров
События и комментарии
 

Две ошибки в Налоговом кодексе
ежегодно лишают бюджет свыше 10 трлн. рублей

Их устранение позволит существенно уменьшить  поборы с населения и бизнеса.

                  Обращение к Президенту России Путину В. В.                                 

                 

Вопреки бытующим ложным представлениям, все налоги в стране, за исключением экспортных, а также страховые  платежи предприятий за своих работников,  в конечном итоге выплачиваются  не изготовителями продукции  и её продавцами, а населением. Выплачивает оно все эти деньги,  когда приобретает продукты питания, потребительские товары и услуги. Дело в том, что промышленная продукция сама по себе никому не нужна,  если она не востребуется в производстве потребительских товаров и оказании потребительских услуг. Поэтому в  их ценах  концентрируются все денежные затраты, включая кредиты, которые востребовались на всех этапах (переделах) товарного производства и сбыта, а также  выплачиваемые участниками  кооперационных производственных сообществ налоги и полученную  ими прибыль.

К примеру, в цену буханки хлеба включены все удельные затраты на её изготовление - от стоимости сельхозработ по выращиванию зерна и оплаты всех необходимых для этого ресурсов и сельхозтехники, до стоимости производства муки, выпечки и перевозки хлеба в магазины. Да ещё с суммарной прибылью участников этого кооперационного процесса и включаемыми также в цену хлеба суммарными налогами, начисленными на всех этапах его производства. Поэтому, приобретая продукты питания и  «ширпотреб»,  население платит при этом скрытый в их ценах неформальный налог с продаж. Его предприятия по частям, как бы в качестве кредита с нулевой ставкой, предварительно выплачивают государству при поэтапной реализации изготовленной ими продукции, которая используется в производстве конечных потребительских товаров. Так как  выплаченные предприятиями налоги и страховые взносы заложены в цены продукции, то эти средства возвращаются  им по кооперационным цепочкам производства на всех переделах по мере ее поэтапного изготовления и  реализации. В пирамиде выплат налогов они  «спускаются» от  покупателя продукции  на каждом этапе ее производства  к  ее изготовителю (продавцу), который должен перевести налоги в бюджет. Такой ступенчатый возврат товаропроизводителям и продавцам продукции их затрат с налогами  происходит вплоть до конечного покупателя - населения при реализации ему потребительских товаров и услуг. Естественно, в их цены включены и все удельные затраты  на создание и амортизацию соответствующих средств производства, которые использовались  в цепочках последовательного изготовления потребительских товаров и услуг.

Таким образом,  вопреки расхожему мнению  конечным  и фактически единственным налогоплательщиком в стране является население.  Оно из своих доходов выплачивает в бюджет не только налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%,  но  в среднем, как показано ниже,  включая скрытый налог с продаж,  свыше половины своих доходов.  Налоги выплачиваются систематически,  однако предприятия не могут эффективно воспользоваться возвращаемыми им деньгами, значительная  часть которых постоянно используется в налогообороте. 

Казалось бы, все начисляемые налоги должны поступать в консолидированный бюджет. Однако налог, именуемый в Налоговом кодексе как НДС – налог на добавленную стоимость,  исключен  этим законом из общих правил обязательных налоговых выплат. К тому же, он вопреки названию и общепринятому толкованию, в том числе  в нормативных документах Росстата,  взимается не с добавленной стоимости продукции (услуг), созданной на данном предприятии, а с выручки (оборота), полученной от ее продажи. Об этом сказано в ст. 146 Налогового кодекса, в чем несложно убедиться, взглянув на любое платежное поручение или кассовый чек. В  каждом из этих документов так называемый НДС,  прежде по ставке 18%, сейчас по ставке 20%, записано, что  взимается он относительно цены продукции, то есть с выручки продавца.  Сумма «НДС» выделена отдельной строкой.

Стоимость продукции на каждом переделе представляет собой сумму всех предшествовавших затрат на ее создание, и добавленной стоимости, созданной  на данном переделе (технологическом этапе) производства. Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, кредиты, прибыль и налоги. Стоимости продукции  на всех переделах суммируются, образуя оборот. «НДС» согласно Налоговому кодексу взимается со стоимости продукции на каждом предприятии, участвующем в ее кооперационном производстве, то  есть этот налог  является налогом с оборота (продаж) продукции в стоимостном выражении на каждом ее переделе. Поэтому одни и те же составляющие затрат облагаются псевдоНДС в  обороте изготавливаемой продукции многократно,  по числу переделов в процессе ее кооперационного производства. К примеру, в упрощенной цепочке производства хлеба - «зерно - мука – хлеб»  псевдоНДС  взимается с зерна  трижды. В результате формируется результирующий налог с оборота  в сложной арифметико-геометрической прогрессии. В приведенном примере этот налог сначала взимается со стоимости зерна,  потом – со стоимости муки, и, тем самым, вторично взимается со стоимости зерна, в которую включен «НДС»,  начисленный при продаже зерна, и в третий раз взимается  со стоимости хлеба, и, тем самым, - вновь со стоимости зерна, в которой содержится   дважды начисленный  при его продаже в геометрической прогрессии (процент от процента)  псевдоНДС. Все начисленные в геометрической прогрессии «НДС»  арифметически суммируются.

Многократное  обложение одним налогом одних и тех же составляющих стоимости товаров  столь же  недопустимо, как провинившегося в чем-то многократно наказывать за один и тот же проступок. «Провинившимся» в налогообложении по ставке псевдоНДС  оказывается население страны. При этом оно выплачивает псевдоНДС полностью, однако ежегодно в среднем около 90% начисляемой суммы этого налога в бюджет не поступает. Сказанное наглядно подтверждается простейшими оценочными расчетами его начисления и   суммами перевода в казну за последние два календарных года.

В 2017 г. оборот товаров и услуг составил 158 781 млрд. рублей. В этой сумме, включающей также все налоги,  содержится и многократно начисленный псевдоНДС.  Если бы его начислили только один раз по ставке 18% со всего оборота, то это составило бы, как минимум, 24 220 млрд. рублей. На самом же деле, сумма этого налога, многократно начисляемого по сложной арифметико-геометрической прогрессии на каждом переделе продукции, значительно больше. Ее достоверно может определить только Федеральная налоговая служба с учетом возврата псевдоНДС при поставках продукции на экспорт.  Однако и одноразового оценочного начисления достаточно, чтобы показать всю абсурдность существования этого налога и «сизифова труда» по его учету, которым занято около миллиона бухгалтеров в организациях страны и самой Федеральной налоговой службе.

Казалось бы,  начисленные 24 220 млрд. рублей, как любой другой налог,  должны были  быть переведены в федеральный бюджет.  Однако, согласно данным Росстата и Федеральной налоговой службы,  в  бюджет в 2017 г. поступило лишь 3 236 млрд. рублей, то есть 13,3% от минимально возможной оценочной суммы этого налога. Таким образом, реальная ставка «НДС» относительно облагаемой этим налогом действительной его базы – оборота продукции, составившей в 2017 г. 158 781 млрд. рублей, равнялась не законодательно регламентированным 18%, а составила по минимальной оценке лишь 2%. Спрашивается, куда же делись остальные не менее 20 984 млрд. рублей или 86,6% суммы начисленного налога, который  в итоге выплатило население страны?

Причина  в том, что согласно ст. 171 Налогового кодекса  из суммы псевдоНДС, которую предприятия получают сверх цены,  реализуя свою продукцию (услуги), вычитается сумма псевдоНДС, которую они сами выплачивают при приобретении у кого-то продукции (ресурсов) для своего производства.  Происходит взаимозачет этого налога при товарообмене. Так как при продаже продукции цена ее увеличивается на ставку с оборота, а ценообразование законодательно не ограничено, то   изготовитель продукции, максимально возможно увеличив цену за счет увеличения прибыли, получает в виде «НДС» фактически дотацию.  При равном по стоимости товарообмене между сторонами равны и суммы псевдоНДС, которыми сопровождается этот обмен, их алгебраическая сумма оказывается равной нулю и поэтому в бюджет ничего не должно попасть.  Но если суммарный «НДС», полученный данным предприятием, превысит сумму, выплаченную им другим предприятиям, то разница переводится в бюджет. Делается это в налоговые периоды, обычно ежеквартально. В  течение года выплаты псевдоНДС  каждым налогоплательщиком в налоговой инспекции  периодически уточняются и корректируются. Таким образом, в отличие от других налогов, в бюджет переводится не вся начисленная сумма псевдоНДС, а только небольшая ее часть, не скомпенсированная при взаимозачетах. В 2017 г. как минимум 20 984 млрд. рублей или 86,6% начисленной суммы  «НДС» явились фактически дотацией товаропроизводителям и продавцам продукции, которую вынудили выплатить им население страны. О том, как распределяется эта «дотация», известно только налоговой службе.  

Аналогичную картину можно было наблюдать и в 2018 году. Оборот предприятий составил тогда 191 840 млрд. рублей, а минимально начисленный псевдоНДС -  29 263 млрд. рублей. Однако в бюджет поступило лишь 3 761 млрд. рублей, то есть 12,8% от начисленной суммы, или почти те же  прошлогодние 2% вместо 18% от налогооблагаемой базы – оборота продукции. Остальная часть начисленной налоговой суммы в размере 25 502 млрд. рублей явилась, как отмечалось, законодательно не регламентированной дотацией товаропроизводителям и продавцам товаров и услуг. По сути это оброк, который противоправно  навязали населению для финансовой поддержки предприятий и продавцов продукции.

ПсевдоНДС,  многократно начисляемый на всех переделах производства и этапах реализации продукции,  и  прочие налоги, а также  страховые  выплаты включены в цены потребительских товаров и услуг. Как отмечалось, они суммарно образуют неформальный скрытый налог с продаж в  розничной торговле, который выплачивается населением при покупках на этом рынке.  Однако при этом псевдоНДС  взимается еще раз, но уже с продажной цены почти всех потребительских товаров и услуг, реализуемых в «рознице».  Касалось бы, и этот, конечный, налог с продаж тоже должен был бы целиком поступать  в бюджет. Однако этого не происходит, что наглядно видно на примере двух тех же упомянутых календарных лет.   

Согласно данным Росстата, номинальные доходы населения в 2017 г. составили 55 447 млрд. рублей, из них на оплату товаров и услуг потратили 41 600 млрд. рублей или 75% от доходов.  Из этой суммы расходов население в магазинах розничной торговли выплатило конечный  «НДС»  по ставке 18%, что, если пренебречь небольшим перечнем  не облагаемых им продуктов питания, составило 7 488 млрд. рублей.  Однако  в  бюджет, как отмечалось, поступило  лишь 3 236 млрд. рублей  из начисленной суммы «НДС», составившей, как минимум,  24 220 млрд. рублей.  Если из начисленного в розничной торговле псевдоНДС  в сумме 7 488 млрд. рублей вычесть  поступившие в бюджет 3 236 млрд.  этого налога, получим 4 252 млрд. рублей. Часть этих денег продавцы в «рознице» оставили себе в качестве «дотаций» после взаимозачетов псевдоНДС, а остальные были кем-то присвоены по пути в бюджет, видимо,  «на благотворительные нужды».

Аналогичную картину можно было наблюдать и в прошлом, 2018-м, году. Номинальные денежные доходы населения  составили 57 521 млрд. рублей,  на покупку товаров и оплату услуг было потрачено 44 308 млрд. рублей или 77%, из которых был выплачен в розничной торговле «НДС» в размере 7 975 млрд. рублей. Однако в бюджет поступило лишь 3 761 млрд. рублей.

Как видим, взаимозачеты привели за два года к потере для бюджета  около 87% начисленного псевдоНДС.  Происходит это ежегодно. К тому же, этот налог провоцирует коррупцию (известны многочисленные случаи коррупционных сговоров по его «возврату» за лжеэкспорт продукции) и дополнительный рост ценовой инфляции. Очевидно, применение псевдоНДС  подобно сизифову труду делает его бессмысленным и вредным. Как отмечалось, учетом и контролем его выплат в Федеральной налоговой службе и организациях занято,  по оценкам,  порядка миллиона человек,  на что затрачивается немало средств. Если их средняя зарплата составляет,  допустим, 50 000 рублей в месяц, то только на оплату исполнителям этой бессмысленной работы тратится ежегодно не менее 600 млрд. рублей, причем какая-то их часть выплачивается из госбюджета, то есть опять же за счет налогоплательщика – населения. С учетом всех затрат эти работы стоят гораздо больше.

Любопытно, что именно  такую сумму в 600 млрд. рублей намерено дополнительно получить правительство от увеличения ставки «НДС» с 18 до 20%.  Об этом в прошлом году заявил главбух страны и по совместительству главный куратор отечественной экономики Силуанов.  На самом же деле, про якобы увеличение дохода  бюджета  на 600 млрд. рублей - вранье. Оно обусловлено, видимо, лукавством  либо безграмотностью авторов соответствующего закона,  и  некомпетентностью законодателя, принявшего это вранье в Госдуме в качестве закона. Об этом могут свидетельствовать результаты простейших расчетов.

В этом году прогнозируется рост ВВП на 2-3%.  Допустим, оборот организаций возрастет на 2%.  Если исходить из приведенных выше прошлогодних экономических показателей, то по новой ставке псевдоНДС в 20%  от возросшего на 2% оборота товаров и услуг,  который в этом году может составить 195 676 млрд. рублей, должно быть начислено «НДС»  не менее 39 135 млрд. рублей.  Если в 2018 году  в бюджет поступило 3 236 млрд. рублей, то  с повышением ставки до 20% в бюджет по утверждению правительства  в этом году должно поступить на 600 млрд. рублей больше. Это составит  3 836 млрд. рублей или 9,8% от той минимальной суммы налога, которую возможно  начислят.  Получается меньше, чем в предшествующие годы.

Неизбежное при этом очередное подорожание продуктов питания и потребительских товаров  наряду с увеличением налоговой нагрузки на население ведет к дальнейшему снижению его покупательной способности  и, тем самым, к сокращению производства и оборота продукции. Это может свести  к нулю надежды правительства на  пополнение бюджета за счет повышения ставки «НДС».  Таким образом, оценочные расчеты наглядно подтверждает высказанные предположения, что авторы законопроекта о повышении «НДС» не утруждали себя размышлениями о результатах внедрения своих новаций.

Взимание псевдоНДС - явное нарушение конституционных имущественных прав действительного налогоплательщика псевдоНДС – населения:  его противоправно обязали субсидировать предприятия, заставив платить  им дань в виде многократно начисляемого налога с оборота (продаж). Как показано ниже,  дань эта составляет в среднем  свыше половины его доходов.  Происходит подобное вымогательство уже много лет в соответствии с упомянутой выше ст. 171 Налогового кодекса о взаимозачетах плательщиков псевдоНДС, и  противоречит пп. 1 и 3 ст. 35 Конституции РФ  где сказано: 

1. Право частной собственности охраняется законом.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Однако имущество населения - его денежные доходы много лет принудительно отчуждается в виде псевдоНДС не для государственных нужд, причем без последующего возмещения.  Как же устранить вымогательство денег, нарушающее конституционные права граждан и интересы государства?  Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция, как основной закон, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны, при этом принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить основному закону. Поэтому  ст. 171 Налогового кодекса должна быть изменена в соответствии с Конституцией России в интересах государства, его экономики  и населения.

Простейший анализ показал, что вместо псевдоНДС,  большая часть которого,  в среднем по годам почти 90%,  не поступает в бюджет, в интересах государства и населения необходимо взимать НДС истинный.  Согласно его названию этим налогом должна облагаться именно добавленная стоимость, в которую входит также прибыль. Тогда сбор НДС, исключив его взаимозачеты, можно будет значительно увеличить, в том числе выплатами целиком этого налога в бюджет его налогоплательщиками. При этом снизится налоговая нагрузка на население. Это наглядно подтверждается простейшими расчетами.

К примеру,  в  2017 г. сумма псевдоНДС  (3 236 млрд. рублей) и налога на прибыль (3 290 млрд. рублей), поступившая в консолидированный бюджет, составила 6 526 млрд. рублей. Суммарная  (валовая) добавленная стоимость продукции и услуг в 2017 г. согласно данным Росстата составила 83 169 млрд. рублей. Если для налогооблагаемой базы – добавленной стоимости установить ставку НДС в 15%, то в бюджет поступило бы 12 475 млрд. рублей, то есть на  5 949 млрд. рублей больше.  При этом вместо двух налогов выплачивался бы только один – НДС, который взимался бы лишь один раз - на данном переделе продукции и ее реализации. Это позволило бы  снизить затраты на его собираемость, снизились бы расходы на содержание примерно миллиона бухгалтеров в налоговой службе и компаниях, а у предприятий изымалось бы в бюджет в виде авансирования налоговых выплат  меньше оборотных средств.   Уменьшился бы также скрытый неформальный налог с продаж потребительской продукции  и при соответствующем контроле снизились бы цены.  Это позволило бы снизить налоговую нагрузку на население,  тем самым увеличить его покупательную способность и, соответственно, объемы производства и доходы бюджета. Для учета различных условий хозяйственной деятельности предприятий ставки НДС  следовало бы дифференцировать.

А какова доля налоговых выплат в доходах населения? Суммарный доход консолидированного бюджета страны с учетом страховых взносов предприятий в 2017 году составил 32 369 млрд. рублей. Он складывался из  налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты в сумме  25 846 млрд. рублей,   а также страховых взносов предприятий во внебюджетные государственные фонды - Пенсионный фонд, Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования и Фонд социального страхования - суммарно 6 523 млрд. рублей. Таким образом, население страны в 2017 году при приобретении потребительских товаров и услуг выплатило неформальный налог с продаж в сумме 32 369 млрд. рублей, что по отношению к общим доходам населения в размере 55 447 млрд. рублей составило  почти 58,4%.

Такова оценочно средняя ставка «подоходного» налога -  налога на доход физических лиц (НДФЛ), который выплачивает население страны в бюджет, а не «самые низкие в мире» 13%.  При замене налога с оборота истинным  НДС по ставке 15% неформальный налог с продаж составил бы в 2017 году почти 26,16 трлн. рублей  или 47% от суммарных доходов населения. Снижение налоговой нагрузки на население более чем на 11%  привело бы, как отмечалось,  к увеличению его реальных доходов и покупательной способности.

Доля суммарных налогов существенно возрастает по мере снижения дохода человека, и снижается при его увеличении. Действительно, неформальный консолидированный налог с продаж для одного и того же продукта питания или «ширпотреба», когда его приобретают люди с разным доходом, остается в абсолютном исчислении постоянным. Но по  мере уменьшения дохода физического лица относительная доля этого скрытого налога в доходе возрастает. И наоборот.  К примеру,  условный налог в 100 рублей на килограмм колбасы при условном доходе покупателя в 1000 рублей составит относительно этой  суммы 10%, а относительно  дохода в 10 000 рублей – лишь 1%. Таким образом, шкала «консолидированного»  НДФЛ получается не «плоской»,  с постоянной ставкой 13%,  и не самой низкой в мире,  как декларируется властями, а шкалой ставок, возрастающих  с уменьшением доходов физических лиц, то есть регрессивной.

Это еще  одна порочная особенность нашего уникального налогообложения, которая к тому же нарушает п.2  ст.19 Конституции РФ,  где сказано:  Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Равенство прав человека и гражданина независимо от  имущественного положения, очевидно, относится и к праву на примерное равенство относительной доли в доходах  налогов,  выплачиваемых людьми разного достатка.

Введение прогрессивной шкалы ставок НДФЛ  вместо существующей регрессивной, с перераспределением доходов в пользу малоимущих,  позволило бы  уменьшить существующее опасное для страны неравенство в доходах и налогообложении граждан, увеличить покупательную способность населения и дополнительно увеличить доходы бюджета.

По данным Росстата, в 2017 г. при общем годовом доходе населения в 55 447 млрд. рублей на долю 20% его наиболее обеспеченной части приходилось 47%  всех денежных доходов. При этом 10% самых богатых обладали  30,3% всех доходов, а на долю 10% наименее обеспеченной части населения приходилось всего 1,9%,  то есть разница  превысила 16 раз. Подобное наблюдалось и в 2018 году. Между тем, согласно экспертным оценкам, уже семикратная разница должна служить тревожным предупреждением властям о значительной вероятности проявления серьезных социальных протестов. Поэтому в развитых странах с социально ориентированной экономикой  соотношение доходов децимальных групп наименее и наиболее обеспеченного населения не превышает 4-5.

Достигнуть такого соотношения можно тремя способами, используемыми одновременно: повышением минимальной заработной платы до физиологически требуемого уровня, дифференциацией относительных ставок НДФЛ с увеличением их в сторону больших доходов граждан, и частичным перераспределением доходов граждан, полученных за счет  дифференциации налоговых ставок, в пользу наименее обеспеченных лиц - пенсионеров и инвалидов.

В 2017 г. согласно данным Росстата налога с доходов всех физических лиц собрали в сумме 3, 252 трлн. рублей. Доход 20% наиболее обеспеченных, самых богатых граждан России составил 26,06 трлн. рублей.  С введением  только для этой группы наиболее обеспеченных граждан прогрессивно возрастающей шкалы ставок НДФЛ при средней налоговой ставке в 30% (от 20 до 40% в зависимости от дохода) можно было бы увеличить поступление этого налога  в консолидированный бюджет  до 7,818 трлн. рублей или на 4,556 трлн. рублей.

Устранение двух ошибок в Налоговом кодексе РФ – замена налога с оборота на НДС, а также замена регрессивной шкалы ставок НДФЛ на прогрессивную,  позволило бы, к примеру, в 2017 г. увеличить доходы консолидированного бюджета страны суммарно на 10,676 трлн. рублей. При этом неформальный налог с продаж, выплачиваемый населением, составил бы 26,16 трлн. вместо  32,369 трлн. рублей, что позволило бы увеличить покупательский спрос населения, объемы производства и собираемость налогов. Такого порядка доходы поступали бы в бюджет ежегодно, что позволило бы также избежать повышения пенсионного возраста и снизить поборы с населения.

Однако вместо поиска конструктивных решений министры социально-экономического блока правительства состязаются, кто предложит новые способы дополнительного вымогательства денег у населения. И делается это в нарушение конституционных прав граждан, что наглядно видно на примере закона о повышении срока выхода на пенсию. В п.1 ст.7 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»  прежде регламентировалось, что  право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Отложив одним гражданам возможность ухода на законодательно предписанный отдых, чтобы обеспечивать за их счет мизерные доплаты нынешним пенсионерам, как  обосновывали власти необходимость принятия  нового закона о пенсиях, они  пренебрегли ст. 55 Конституции РФ, в п.п.2 и 3 которой сказано:

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Казалось бы, правительство в  создавшихся по его же вине условиях  должно было начать  наконец  поиски  новых, экономически эффективных, решений увеличения доходов казны, в первую очередь за счет расширения промышленного производства,  увеличения объемов выпуска продукции, повышения уровня  жизни и покупательной способности населения. Однако вместо этого оно предпочло продолжать увеличивать налоговую нагрузку на население, обирая при этом большей частью малоимущих. В частности, пенсии работающим пенсионерам вопреки закону вообще перестали  индексировать, а неработающим увеличивают на индекс ценовой инфляции, объективность которого вызывает много вопросов. Но, систематически увеличивая поборы с населения, правительство наносит громадный вред экономике страны и тем самым - ее национальной безопасности, что недопустимо.

Предлагаемые исправления ошибок в Налоговом кодексе позволят также предложить российскую налоговую систему в качестве единой на территории Евразийского экономического союза для выравнивания условий хозяйствования и рыночной конкуренции. То же самое можно будет со временем предложить и странам Шанхайской организации сотрудничества.

 Моисей Гельман

Желающие подписать обращение могут перейти по ссылке
https://www.promved.ru/petitions/?id=2#prform



Обсуждение статьи на форуме
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100