Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Содержание номера 

НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС НА ПОРОГЕ НОВОГО ВЕКА

Одним из основных критериев, определяющих развитие производительных сил и экономического потенциала страны, является энергопотребление. Ситуация за годы реформ в нашей некогда могучей стране изменилась настолько, что приходится признать: наше положение одной из лидирующих в мире стран по этому важнейшему показателю утрачено. В настоящее время Россия по энергопотреблению на душу населения серьезно отстает от развитых стран.

За последние 11 лет добыча нефти в России упала в 1,9 раза (с 569,5 млн. тонн в 1988 г. до 295 млн. тонн в 1999 г.). Экспорт нефти в страны дальнего зарубежья и страны СНГ сократился в 3,2 раза (с 363 млн. тонн до 114,9 млн. тонн). Таким образом, сегодня мы добываем нефти в 1,2 раза меньше, чем вывозили за пределы России десять лет назад.

В результате этого по внутреннему потреблению нефти на душу населения Россия скатилась на 26-е место в мире, пропустив вперед такие «богатые» нефтью страны, как Финляндия, Швеция и даже Швейцария.

В газовой промышленности за те же 11 лет сокращения добычи газа практически не произошло. По сравнению с 1997 г. в прошлом году все отрасли ТЭК снизили производство, кроме «Газпрома», который на 20 млрд. куб. м увеличил добычу. Продолжает сокращаться производство бензина, дизтоплива, мазута, тогда как их экспорт растет. Если так будет продолжаться, то при таком «рыночном» подходе россияне вскоре могут остаться без топлива.

В этих условиях предотвращение дальнейшего сокращения добычи в нефтяной промышленности — одной из ключевых отраслей топливно-энергетического комплекса России — становится важнейшей задачей, без решения которой невозможно обеспечить выход страны из экономического кризиса. Достаточно очевидно, что с началом роста объемов производства реального сектора экономики страна начнет испытывать острую нехватку топливно-энергетических ресурсов.

Сохранить и увеличить добычу нефти в России невозможно без надежной сырьевой базы, какой были подкреплены высокие уровни добычи в СССР. Например, по ито-гам 1990 г. страна имела разведанные запасы нефти промышленных категорий свыше 22 млрд. тонн. А для предотвращения сокращения сырьевой базы при высоких тем-пах добычи нефти и газа производились большие объемы работ по сейсмопрофилированию — до 200 тыс. км в год, разведочное бурение на нефть и газ в 1986—1990 гг. выполнялось в объеме до 5 млн. м в год. Созданию надежной сырьевой базы в то время придавалось исключительно важное значение, и поэтому в народно-хозяйственных планах предусматривалось, чтобы на каждую добытую тонну нефти обеспечивался прирост запасов не менее 5—6 тонн с тем, чтобы при вводе в разработку новых месторождений была возможность выбора наиболее эффективных из них. Большие объемы работ выполнялись в эксплуатационном бурении — в среднем за 1986—1990 гг. порядка 35 млн. м в год в нефтедобывающей промышленности и порядка 1,3 млн. м в год в газовой.

Причины наших сегодняшних проблем с сырьевой базой заключаются главным образом в том, что в условиях рыночных отношений государство ушло от финансирования поисково-разведочных работ на нефть и газ, а экономические рычаги, стимулирующие компании-производители вкладывать средства в эти работы, так и не сформированы.

Все это привело к количественному и качественному ухудшению минерально-сырьевой базы ТЭКа, а следовательно, и к отсутствию перспективы наращивания добычи той же нефти. Преобладающей тенденцией за годы реформ стало «проедание» созданной в недалеком прошлом сырьевой базы. Например, ежегодный прирост запасов нефти и газа составляет не более 50—60% от уровня их добычи. То есть с каждым годом разведанные их запасы убывают. Такое же положение складывается и с выбыванием ранее созданных мощностей в добыче нефти: эксплуатационное бурение и ввод новых скважин сократились практически вдвое, выбытие промысловых мощностей в нефтедобыче в 2—3 раза превышает ввод новых.

Между тем создание новых мощностей в нефтяной и газовой промышленности требует не только огромных финансовых вложений, но и значительного времени. Ведь от открытия месторождения до получения продукции требуется свыше пяти лет, которых для подъема экономики может не оказаться в запасе. И если уже сейчас не принять своевременных упреждающих мер, именно эти отрасли (нефть и газ) будут сдерживать развитие экономики.

Ситуация усугубляется еще и тем, что дальнейшее наращивание или хотя бы даже стабилизация добычи нефти и газа связаны в перспективе с освоением новых месторождений в труднодоступных районах с неразвитой инфраструктурой. Рентабельность их добычи будет определяться конъюнктурой на рынке этих ресурсов. Но ресурсы для роста добычи нефти есть, и немалые. Россия располагает крупными запасами нефти и сопутствующего газа на шельфе северных и дальневосточных морей, в нижележащих мезозойских и палеозойских отложениях Западной Сибири. По прогнозной оценке, только ачимовские отложения содержат не менее 6 млрд. тонн нефти и конденсата и почти 6 трлн. куб. м газа. Но и эти месторождения отличаются аномально сложными горно-геологическими условиями.

В ближайшие 5—7 лет объемы добычи из отложений сеномана, заявляют геологи, начнут стремительно падать, а созданная дорогая инфраструктура окажется незагруженной. В связи с этим возникнет и острая социальная напряженность из-за сокращения рабочих мест. Поэтому нужны упреждающие меры по инвестированию разработок месторождений ачимовского типа и разведке нижележащих пластов. Российский бюджет развития из-за своей скудости эту потребность экономики решить в ближайшие годы не сможет. Как обычно, остается надежда на предпринимательскую инициативу. Но в свете нестабильности в политической сфере в скором будущем и эта надежда может покинуть нефтегазопромышленников.

Сегодняшняя экономическая модель в России не стимулирует предпринимательской деятельности в сфере производства, не создает условий, защищающих независимых производителей нефти и газа. Сегодня действует один и тот же налоговый пресс и для сеноманского газа, добываемого с глубины 1200 м, и для ачимовского газа, добываемого с глубины 3800 м в аномально сложных условиях. И попытки получить хотя бы какое-то налоговое послабление для ачимовского газа за счет отмены или снижения акциза на его добычу пока что ни к чему не привели.

Самое главное, государство должно наконец сделать реальной продекларированную свою регулирующую роль в экономике. Но не о возвращении к плановому хозяйству с его директивными заданиями и распределением фондов мечтают нефтяники и газовики. В рыночных условиях необходимо исходить из долгосрочных государственных интересов. А для этого нужно создать продуманную систему стимулов путем предоставления налоговых и иных льгот для привлечения инвестиций в приоритетные стратегические направления. В нефтегазовом комплексе к таким направлениям специалисты прежде всего относят поисково-разведочные работы с получением реальных результатов по приращению сырьевой базы и стимулирование разработки нефтегазовых месторождений со сложными горно-геологическими условиями. Причем для этого может использоваться временное предоставление льгот по уплате акцизов, налогов на недра при воспроизводстве минерально-сырьевой базы, а также создание льготных условий для привлечения и погашения инвестиционных кредитов. Наконец, могут быть предоставлены льготы инвестиционным компаниям и банкам, вкладывающим средства в указанные работы. Было бы желание, а создать действенную систему стимулов не так уж и трудно.

На Дальнем Востоке в этом году тысячи людей страдали от хронического отсутствия тепла и света, когда буквально рядом находятся огромные ресурсы газа на высокоперспективном шельфе бассейна Охотского моря и острова Сахалин. Вопрос о разработке открытого в 1984 г. Лунского месторождения с запасами газа в 500 млрд. куб. м не решается уже 15 лет. Хотя государство может сделать так, чтобы инвесторы встали в очередь, стремясь выгодно вложить средства в освоение этого месторождения.

На пороге ХХI века будущее России зависит от того, насколько мудрыми и дальновидными будут действия властей по обеспечению устойчивого развития нефтяной и газовой промышленности. Аналитический отдел РИА «РосБизнесКонсалтинг»

Аналитический отдел РИА «РосБизнесКонсалтинг»

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Полезные ссылки  Rambler's Top100