Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Содержание номера 

ХИНДИ, РУССИ, БХАЙ ТЭК!

В 50—70-е годы Советский Союз был крупным торговым партнером Индии и ежегодный товарооборот между ними превышал 11 млрд. рупий. В отличие от западных стран, с большинством которых Индия тогда имела отрицательный торговый баланс, объем экспортируемой индийской продукции в СССР нередко превышал импорт. Наша страна играла в тот период важную роль в индустриализации, достижении хозяйственной самостоятельности и укреплении государственного сектора экономики Индии.

Экономические связи между нашими странами развивались в эти годы на основе соответствующих межправительственных соглашений. В результате их успешной реализации в Индии с финансовой и технической помощью СССР были сооружены и введены в эксплуатацию около 50 промышленных объектов. Среди них металлургические заводы в Бхилаи и Бокаро, угольные шахты, железорудные разработки, нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы, электростанции, заводы тяжелого машиностроения в Ранчи и горно-шахтного оборудования в Кота, предприятия медицинской промышленности и др. В начале 80-х годов на построенных в Индии при содействии СССР предприятиях выплавляли около 40% стали и чугуна, добывали 16% железной руды и 60% нефти, производили более 10% электроэнергии, практически все металлургическое оборудование и значительную часть горнодобывающего оборудования. В СССР было подготовлено свыше 120 тысяч индийских специалистов. В 1975 и 1979 годах советские ракеты-носители вывели на орбиту первые индийские научные спутники.

Распад Советского Союза самым негативным образом отразился на российско-индийских экономических отношениях. Поворотом к их восстановлению стали подписанные в январе 1993 года Договор о дружбе и сотрудничестве и 13 межправительственных соглашений. Весомым аргументом в пользу восстановления сотрудничества оказался долг Индии России по предоставленным кредитам в размере свыше 10 млрд. долларов. Только ежегодные выплаты по нему составляли 1 млрд. долларов. Эти деньги необходимы находящейся в кризисе российской экономике, тем более что индийская сторона в отличие от многих других должников бывшего СССР, платила и платит долги аккуратно.

Сегодня можно говорить о том, что формируется новая модель российско-индийских отношений, которая базируется не на политизированных союзнических договоренностях, а на деполитизированном деловом партнерстве. В его основе лежат прагматизм, равенство, взаимная выгода. Однако конкуренция транснациональных корпораций, глубоко внедрившихся в экономику Индии и захвативших за время спада индийско-российского сотрудничества даже те сферы на индийском рынке, которые в свое время удерживал СССР, дает о себе знать. Сказывается также неподготовленность российских коммерческих структур к условиям свободной конкуренции, недостаточная информированность о рынке, политической и экономической ситуации в стране, куда мы приходим в качестве партнеров.

Для практического осуществления российско-индийских соглашений несколько лет тому назад была создана межправительственная комиссия, в составе которой действуют рабочие группы по торговле и экономическому сотрудничеству, транспорту, энергетике и нетрадиционным источникам энергии, угольной промышленности, нефтяной и газовой промышленности, черной и цветной металлургии, информационным технологиям, научно-техническому сотрудничеству, фармацевтике, охране окружающей среды, культуре и по сотрудничеству между регионами Российской Федерации и Индии.

Одной из важных в работе комиссии является проблематика топливно-энергетического комплекса двух стран. На заседании в январе этого года стороны согласились, что нужно поднять их взаимоотношения на более качественный уровень. До недавнего времени концерны, компании, предприятия ТЭК России и Индии заключали соглашения, которые должны были решать достаточно локальные задачи, исходя в основном из интересов этих структур. Реализован проект — отношения заканчиваются. Теперь взаимодействие стран переходит на уровень между их ведомствами и министерствами. Государственные органы, в частности Министерство топлива и энергетики РФ, Министерство энергетики и Министерство нефти и природного газа Индии, будут определять рамочные условия совместной деятельности, сроки, объемы, фирмы, которые примут участие в проектах. Это качественное отличие от той приватной стратегии и тактики, которая не оправдала себя. Ведь на пути реализации проектов российских и индийских компаний много преград, которые самостоятельно они преодолеть не могут. Министерства будут расчищать те завалы, которые мешают российским компаниям выходить на индийский рынок, индийским фирмам работать на российском рынке, компаниям России и Индии совместно работать в третьих странах.

Почему еще потребовалось вводить такую форму сотрудничества? Дело в том, что Индия провозгласила новую лицензионную политику, которая во многом облегчает возможности участия нефтяных и иных компаний, пользующихся новыми технологиями, в тендерах по разведке и разработке нефтегазовых месторождений. Однако наши компании еще очень далеки от уровня многих мировых стандартов, в том числе в части финансирования работ, и им, конечно, тяжело конкурировать с теми же «Шелл», «Шеврон» и другими китами нефтегазового бизнеса. Поэтому требуется протекционизм со стороны соответствующих ведомств двух стран, чтобы поддержать свои компании. В этом и должна, в частности, заключаться координирующая роль государства.

Принимаются в Индии и меры инвестиционного стимулирования: в отличие от предыдущих лет в стране разрешено создание чисто зарубежных предприятий (кроме фармацевтической отрасли, где верхняя планка иностранного участия сейчас — 74%). Для них с 2000—2001 годов планируется в среднем наполовину снизить налоговые ставки. В первую очередь под эту меру подпадают науко- и техноемкие производства и проекты. Уже отменены пошлины на импорт технологических компонентов для сугубо иностранных предприятий (производств). В национальном бюджете 1999—2000 финансового года предусмотрено снятие ограничений на импорт по 894 позициям; отмечено дополнительное в 5% таможенное обложение импорта товаров и услуг.

С 2000 года в Индии начнут создаваться свободные внешнеторговые зоны (взамен экспортно-производственных), в которых льготы будут предоставляться инвесторам (предприятиям, проектам), обеспечивающим развитие высокотехнологических отраслей и рост их экспортного потенциала.

Заметим, Конгресс США сохранил запрет на экспорт в Индию оборонно-технологической продукции и товаров двойного назначения, включая многие виды добывающего оборудования, что создает широкие возможности для российских промышленных поставок на индийский рынок. А он весьма перспективен для российских нефтегазовых и энергетических компаний. По оценкам экспертов, с учетом быстрого роста населения и динамичных темпов развития экономики, Индия, практически исчерпавшая внутренний потенциал энергоресурсов, будет вынуждена к 2010 году тратить на импорт нефти и газа более 20 млрд. долларов. Уже сейчас из ежедневно потребляемых 100 млн. кубометров газа на долю импорта приходится 60%.

Доля импорта нефти еще более высокая. Ежегодно Индия потребляет 90 млн. тонн нефти, при этом внутри страны добывается лишь 35 млн. тонн. Главными источниками импорта являются арабские страны и Мексика, но индийские власти неоднократно заявляли о своей заинтересованности в возобновлении сотрудничества с предприятиями ТЭК России. Сейчас ведутся переговоры о поставках российской нефти. Предполагается, их оператором выступит «ЛУКойл». Кроме того, Государственная нефтегазовая компания Индии ведет переговоры о совместном с «Роснефтью» участии в освоении месторождения «Сахалин-1». Компании, в случае положительного решения, может быть переуступлено 49% российской доли при условии возмещения затрат в размере около 150 млн. долларов, уже понесенных российскими участниками. В свою очередь, «Роснефть» выразила заинтересованность участвовать в конкурсе на право разработки нефтяных месторождений на шельфе Индии. А индийская компания заинтересована в создании совместных предприятий с Россией и даже в приобретении акций «ЛУКойла», «Роснефти» и «Газпрома».

Со своей стороны Дели предлагает «Газпрому» принять участие в строительстве газопровода от иранского месторождения Южный Парс в Индию. Как известно, «Газпром» ведет его разработку совместно с французской Elf Aguitalne и малазийской Petronas. В минувшем году «Газпром» выиграл тендер на разработку первого блока газового месторождения на шельфе Бенгальского залива. Российские компании проявляют также большой интерес к участию в индийских проектах модернизации бездействующих нефтяных скважин и по повышению нефтеотдачи в месторождениях с тяжелыми и вязкими нефтями.

Успешно сотрудничают стороны и в угольной промышленности. Так, выиграв тендер, ОАО «Рудгормаш» начало поставку в Индию партии из 34 буровых станков, которые будут использованы на 12 угольных разрезах. Российскими специалистами, командированными в Индию, изучено состояние шахты «Джанджра», и ими разработаны предложения о ее реконструкции с целью доведения объема добычи угля до 2,0—3,5 млн. тонн в год. Следует отметить, что в шахте использовано советское оборудование. Недавно подписан контракт о реконструкции этой шахты нашими специалистами. Кроме того, российские проектировщики и ученые участвуют в экспертизах генеральных схем освоения и развития ряда угольных месторождений Индии.

В рамках сотрудничества по энергетике и нетрадиционным источникам энергии ведется строительство ГЭС «Тери» мощностью 1000 МВт. Работы выполняются консорциумом, возглавляемым российским «Энергомашэкспортом». Плотина станции уже достигла высоты 100 метров. Пуск первого агрегата намечен на март 2002 года.

«Технопромэкспортом» завершаются строительство теплостанций «Кахалчаош» и «Виньдаячал», а также реконструкция блока № 10 гидростанции «Бхакра». Сейчас ведутся переговоры по строительству двух новых тепловых электростанций: ТЭС «Мейтон» и ТЭС «Иб Валлей».

Решается вопрос участия российских компаний в реконструкции электрических станций, построенных в Индии Советским Союзом, а также построенных индийскими фирмами по российским технологиям. Ведутся также переговоры по сооружению в Индии линий электропередач переменного тока напряжением 1200 и 400 кВ.

Весьма актуально снижение потерь в электрических сетях Индии, которые в некоторых штатах превышают 20% при общепринятом уроне 8—10%. Имеющиеся договоренности позволяют надеяться, что сотрудничество в этой области даст большой экономический эффект, поскольку капитальные вложения в проекты по снижению потерь оказываются в 2—3 раза меньше стоимости строительства новых электростанций соответствующей мощности. А сейчас примерно пятая часть индийских станций работает, понапрасну сжигая топливо.

Сотрудничают страны и в разработках нетрадиционных источников энергии. В частности, российские компании поставляют Индии фотоэлектрические преобразователи ежегодно на сумму 100—200 тысяч долларов.

Оценивая итоги деятельности российско-индийских рабочих групп по сотрудничеству в отраслях ТЭКа, первый заместитель министра топлива и энергетики РФ Гурами Авалишвили на недавнем очередном заседании межправительственной комиссии отметил, что совместные программы пока недостаточно увязаны между собой. Кроме того, в нашей стране после длительного прямого государственного управления экономикой продолжают по-прежнему верить во всесилие решений, постановлений, соглашений. Поэтому пока плохо используются такие формы сотрудничества, как совместное предпринимательство, участие в выполнении ключевых общенациональных программ друг друга... Чтобы выполнялись программы и соглашения, правительства обеих стран должны увязать намерения частных структур с общегосударственными интересами, создать систему поощрений именно тех видов деятельности, которые отвечают государственным приоритетам.

России не нужны «броски на юг», и идея мытья сапог в Индийском океане никогда не станет составляющей ее государственной политики. Россия видит в южном великом соседе надежного делового постоянного партнера. Она хочет долгосрочных, взаимовыгодных, дружественных отношений меду двумя странами. Я уверен, заявил Авалишвили, что того же хочет и Индия.

Александр Дегтярев

, начальник Управления Минтопэнерго России.

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Полезные ссылки  Rambler's Top100