Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» № 7-8, июль, август 2006  -  cодержание номера 

Энергетическая безопасность: понятие по интересам

Юрий Солозобов

Задолго до начала петербургского саммита «большой восьмерки» проблема энергетической безопасности была обозначена главной в повестке G-8. Россия сама, на правах председательствующего, сдала себе козыри покрупнее и предложила эту, на первый взгляд, выигрышную для Кремля тему в качестве основной. Однако даже в родных питерских стенах разговор одного поставщика энергоресурсов с семью потребителями обещал быть явно непростым.

Непримиримые различия в рамках G-8 по вопросам глобальной энергетики нашли свое отражение в итоговой декларации по энергетической безопасности. Однако в опубликованном документе нет конкретных обязательств, и даже не содержится упоминаний о согласованной энергетической политике.

Видимо, слишком велика оказалась разница в понимании термина «энергетическая безопасность» среди участников саммита. Для стран Запада энергобезопасность — это, прежде всего, обеспечение свободного доступа к российской инфраструктуре транзита и бесконтрольность добычи энергоносителей в наших богатейших недрах. Не случайно перед встречей в Петербурге западные партнеры по «большой восьмерке» упорно называли ратификацию договора к Энергетической хартии (ДЭХ), приуроченную к саммиту, залогом ответственного отношения России к «глобальной энергетической безопасности».

Ситуация в сфере энергобезопасности обостряется тем, что в ближайшие годы истекают сроки действия долгосрочных контрактов, определявших систему энергетических отношений России и Запада на протяжении последних десятилетий. Да и великое наследство бывшего СССР — инфраструктура вывоза энергоносителей — ветшает прямо на глазах. Износ магистральных газопроводов сегодня близок к критическому. По данным самого Газпрома, около 14% трубопроводов служат свыше 33 лет и фактически подлежат списанию, еще 20% построены более 20 лет тому назад.

В канун саммита в ряде западных СМИ появились многочисленные публикации о необходимости увеличения числа стран-экспортеров и маршрутов экспорта энергетического сырья. В ближайшей перспективе будут построены транскаспийские нефтепроводы к Азербайджану из Казахстана и Туркмении для подключения к трубопроводу Баку-Джейхан. Вскоре, с помощью США, ЕС и Турции, начнется строительство Транскаспийского газопровода (Казахстан-Туркмения-Азербайджан-Грузия-Турция), параллельно "Джейхану" строится газопровод из Азербайджана, а эту артерию в перспективе намечено продлить на Балканы и в западный регион бывшего СССР.

Но не только страны ЕС и США, но и другие участники "большой восьмерки" не стремятся наращивать импорт энергосырья из России. Ставка Кремля на «восточный вектор» в энергополитике может оказаться несостоятельной. В ходе саммита Япония продемонстрировала явную неготовность гарантировать долгосрочный импорт нефти и газа из РФ.

Причины — нерешенная проблема Южных Курил, а также имеющиеся у Японии соглашения на концессионные нефте- и газоскважины в Юго-Восточной Азии, бассейне Персидского залива, начинающееся освоение нефтегазоносных шельфов Японского и Желтого морей, а также предстоящее строительство газопровода Туркмения-Узбекистан-Таджикистан-Китай с перспективным продлением в Японию, Северную и Южную Корею.

Так что правила игры, создаваемые в ходе прокладки новых магистральных трубопроводов (в том числе, и в обход России), а также в ходе либерализации энергетического рынка ЕС, еще не вполне оформлены. Чем на практике обернется восхваляемая на саммите энергобезопасность, пока не знают ни поставщики, ни потребители энергоресурсов. В такой непростой ситуации для ведения эффективного энергодиалога с лидерами «первого мира» России просто необходимо достичь прочного национального консенсуса о стратегических целях энергетической политики внутри своей страны. А также наладить прочные союзнические отношения с другими постсоветскими государствами — участниками энергетического рынка.

Не случайно на пресс-конференции, посвященной итогам второго рабочего дня саммита, Владимир Путин особо подчеркнул, что теперь энергобезопасность будет трактоваться более широко. Теперь, по мнению российского президента, она станет означать защиту интересов не только стран — потребителей энергоресурсов, но и государств, занимающихся их добычей, транспортировкой и продажей. Однако о наступлении прочного энергетического мира во всем мире остается лишь мечтать. В последнее время «газовые войны» постоянно возникают между странами, которые еще недавно составляли единое целое.

Что толку говорить о мировой энергобезопасности, если даже на родных просторах бывшего СССР споры о непрозрачных ценах на энергоносители и постоянно меняющиеся условиях их транспортировки являются, наверное, самой больной темой. Кроме того, в хозяйственный спор бывших советских республик уже готовы вмешаться Соединенные Штаты и страны ЕС. Весьма характерно, что именно в канун саммита "большой восьмерки" начал работать на полную мощность нефтепровод Баку-Тбилиси-Эрзурум-Джейхан (БТД).

По мнению большинства экспертов, после входа в строй БДТ наша страна потеряет около трети нынешнего объема транзита каспийской нефти (через Новороссийск и Туапсе). Этот демонстративный пуск новой «трубы» перед саммитом «восьмерки» лишний раз подчеркнул остроту растущей конкуренции за пользование энергетическими ресурсами Каспия и Центральной Азии.

Напомним, в мае вице-президент США Дик Чейни нанес официальный визит в Казахстан, чтобы активно лоббировать особые американские интересы Америки в сфере энергобезопасности. Председатель энергетической комиссии ЕС Андри Пибалгс также навестил в мае Астану для обсуждения возможности создания нового трубопровода в Европу в обход России. Недавнее заявление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Джейхане о намерении наращивать транзит собственной нефти через БТД показывает, что Казахстан вполне готов к самостоятельной транзитно-энергетической политике.

В связи со всем этим участие президента Казахстана в саммите большой «восьмерки» приобретает знаковый характер. Особенно важно, что Нурсултан Назарбаев присутствовал в переговорах в рамках G8 в качестве председателя Содружества Независимых Государств. Российский президент Владимир Путин особо подчеркнул, что участие президента Казахстана в качестве председателя СНГ будет полезным, поскольку все обсуждаемые вопросы энергобезопасности представляют интерес и для стран Содружества. И президент РК прибыл на саммит не с пустыми руками. Назарбаев привез в Петербург целый пакет предложений, направленных на обеспечение энергетической безопасности в Евразии.

Сегодня Россия, как основной поставщик энергоносителей для Европы, и Казахстан, владеющий на Каспии одной десятой мировых запасов нефти и газа, являются самыми важными игроками на евразийском энергетическом рынке. Но не надо думать, что это ключевое место уготовано нашим странам навсегда. За это право быть модераторами на энергетическом рынке придется сильно побороться.

Ключевым фактором в этой борьбе является транспортная система бывшего СССР, во многом проходящая по территории России и обеспечивающая стратегический контроль над экспортом среднеазиатских газовых ресурсов. Демонтаж этой монополии является одной из главных задач США и важнейшим приоритетом энергетической стратегии ЕС. Поэтому противоречия между партнерами по «большой восьмерке» столь велики, что впору подумать о создании комитета энергетической безопасности в странах ЕврАзЭс. Думается, именно этому комитету, а не транснациональному «Газпрому» следует поручить управление единой системой газоснабжения ЕврАзЭс.

В рамках такой единой системы России и Казахстану придется прилагать усилия для наращивания взаимовыгодного сотрудничества, и прежде всего, в области более глубокой кооперации национальных энергетических отраслей. Важным практическим шагом в этом направлении стала недавняя договоренность о повышении закупочной цены казахского газа для «Газпрома» до $140 за тысячу кубометров, достигнутая 20 мая с.г. в ходе встречи Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева.

Справедливое распределение прибыли от экспорта среднеазиатского газа — это необходимое условие сохранения всей постсоветской газотранспортной системы, открывающее путь для создания нового, «газового ОПЕК». Поэтому больший учет казахстанских интересов в данном случае вполне соответствует интересам российским.

Еще одним шагом в этом направлении стало подписанное в ходе саммита "большой восьмерки" соглашение о создании совместного предприятия по переработке природного газа, добываемого на месторождении Карачаганак в Казахстане. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев скрепили своими подписями совместную декларацию по долгосрочному сотрудничеству в переработке и реализации газа Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения. "Казахстан вместе с Россией входит в очень серьезный альянс. Это абсолютно выгодно для обеих стран", — заявил Президент Казахстана после подписания этого важнейшего соглашения.

Российский Президент назвал новый проект, в котором ожидается годовой выпуск как минимум 15 млрд. кубометров газа, «скромным, но важным взносом в безопасность энергетической сферы, которая является центральной темой линии России на саммите». В свою очередь, Президент Казахстана выразил уверенность, что Республика Казахстан через несколько лет войдет в семерку крупнейших стран мира, экспортирующих газ.

Напомним, Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение является одним из самых крупных в мире. По оценкам экспертов, объем его запасов составляет более 1,2 млрд. тонн жидких углеводородов и 1,3 трлн. кубометров газа. По условиям договора каждая из двух стран будет владеть равной долей совместного предприятия. В ходе общего проекта будут расширены мощности перерабатывающего комплекса в Оренбурге, построенного еще в советские времена.

Таким образом, восстановление крупнейшего энергетического объекта бывшего СССР, а не многословная декларация «восьмёрки» о мифической мировой энергобезопасности, стало пока главным событием в энергополитике России и Казахстана. Сама жизнь подсказывает верное направление интеграции: от создания полноценного евразийского сотрудничества сегодня зависит успех национальных экономик наших стран-соседей.
                                                                                                                        АПН

Другие статьи номера «ПВ» № 7-8, июль, август 2006

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100