Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Балтийский газопровод обретает конкретные очертания

Юрген Флаугер

Дискуссия шла ровно 15 лет. И вот дан старт началу реализации одного из самых честолюбивых европейских проектов в области энергетики. В российском Бабаево, что в 800 километрах севернее Москвы, начинается строительство Североевропейского газопровода, который впервые соединит через Балтийское море месторождения газа в Сибири с Европой. Проект громадный, но и спорный. Газопровод необходим, чтобы удовлетворить дополнительные потребности Европы в газе. В то же время критики считают, что он усилит зависимость Европы от России.

Протяженность газопровода через Балтийское море составит 1200 километров, его конечная точка вблизи Грайфсвальда. Оттуда газ можно будет перебрасывать на юг и запад, вплоть до Великобритании. Первоначально планируется построить одну нитку, по которой с 2010 года должны транспортироваться 27,5 миллиарда кубических метров газа. Предположительно, будет построена вторая нитка такой же мощности. Партнеры инвестируют в реализацию проекта более четырех миллиардов евро.

«Потребление газа в Европе резко увеличится, мы должны транспортировать большие объемы газа - и потому поддерживаем проект», - говорит комиссар ЕС по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс. По данным Международного агентства по энергетике (IEA), спрос на газ в Европе будет увеличиваться до 2030 год на 1,5 процента ежегодно: с 520 до 778 миллиардов кубических метров.

Эксперты ожидают рост, прежде всего, в области производства электроэнергии. Современные электростанции, работающие на газе, все больше будут приходить на смену атомным электростанциям и станциям, работающим на каменном угле. «Если все будет именно так, то мощности газопровода через Балтийское море будут быстро исчерпаны, - говорит эссенский профессор энергетики Дитер Шмитт. - Но чем выше цена на газ, тем сомнительнее прогнозы». Еще два года назад электростанции, работающие на газе, считались средством повышения темпов роста, сегодня в связи с ростом цены они в значительной мере утратили свою рентабельность.

Для руководства «Газпрома» прямой трубопровод в Европу имеет прежде всего стратегическое значение. Пока трубопроводы проходят по территории транзитных стран, таких, как Польша и Украина, они требуют платить за транзит и выступают против строительства новых веток. С появлением нового трубопровода «Газпром» сможет сам, например, построить ответвление в сторону Скандинавии.

Европа обязана поставить перед собой другой вопрос, имеющий стратегическое значение: в какой мере европейские государства хотят быть зависимыми от российского газа? Для Германии, например, покрывающей за счет российских поставок 35 процентов своих потребностей, Россия уже сегодня является одним из важнейших поставщиков, и тенденция набирает силу. Потребности Европы в импорте будут расти, так как свои резервы, например, английские месторождения на побережье Северного моря, истощаются. Реальной же альтернативы пока не существует - в поставках через газопроводы может конкурировать только норвежский газ.

Но у некоторых конкурентов существуют варианты. У австрийского нефтяного концерна OMV есть проект Nabucco, предусматривающий транзит газа из Ирана через Турцию в Западную Европу. Альтернативой становится также сжиженный газ, который из-за дороговизны долгое время считался неконкурентоспособным. В таком проекте собирается участвовать концерн Eon, он планирует построить первый терминал для сжиженного газа в Вильгельмсхафене, изучает возможности производства в Катаре. Глава правления Вульф Бернотат оценивает проект в пять миллиардов евро и, очевидно, готов их выложить. «Но это пока дело будущего», - говорит эксперт в области энергетики Шмитт.
"Handelsblatt", Германия – Inosmi.ru


Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100