Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» №11, ноябрь 2005  -  cодержание номера 

Грязные деньги искажают идеалы капитализма

Реймонд Бейкер, Дженнифер Нордин

Перевозить наркотики через государственную границу - это плохо? Если да, то как насчет нелегальной переправки через государственную границу собственных прибылей - например, через злоупотребление трансфертными ценами? Уходить от налогов в одной стране плохо? А как же тогда относиться к притоку в экономику одной страны денег, сбереженных на уходе от налогов в другой? Когда деньги отмывают террористы - это опасно? А разве менее опасно отмывание денег бизнесменами?

Сегодня напряженность, вызванная разностью подходов к тому, какие действия считать законными, этичными и направленными на общее благо, сильна как никогда в истории капитализма. Отсюда фундаментальный вопрос: что должно быть первично для субъекта глобального капитализма - увеличение прибыли или достижение высшей законности и справедливости бизнеса?

Система, облегчающая проведение незаконных трансграничных финансовых операций, совершенствуется уже около четырех десятков лет. Структура, помогающая существованию «грязных денег», включает зоны облегченного налогообложения; области, власти которых не раскрывают данных об экономических субъектах; возможности злоупотреблять трансфертным ценообразованием, основывать фиктивные компании, скрывать акционерную структуру, прятать банковские счета и легализовывать преступные доходы путем взяток и эксплуатации брешей в законодательстве западных стран, которое потворствует притоку средств, незаконно нажитых или незаконно сэкономленных на налогах.

Году, скажем, в 1960-м контуры этой системы только-только начали вырисовываться. Сегодня же ее элементы, зачастую используемые для получения, переправки и сокрытия преступно нажитых денег, участвуют чуть ли не в половине всех трансграничных сделок. Эту структуру, существующую за счет прямого нарушения или обхода законов о таможенном контроле, налогообложении, финансах и противостоянии отмыванию преступных доходов, регулярно используют в своих целях немало многонациональных компаний и международных банков, своими действиями фактически узаконивающих беззаконие.

Если бы единственным следствием работы этой грязной системы было уклонение от уплаты налогов, то аргументы тех, кто обязательно скажет, что, мол, такие действия тоже полезны, так как они увеличивают прибыль и в конечном итоге идут в карман акционеров, хоть как-то можно было бы принять. Но правда гораздо страшнее. Правда в том, что эта же самая система помогает наркобаронам, мафиози и террористам. По нашей оценке, каждый год через эту систему из стран с развивающейся и переходной экономикой в западные государства нелегально перекачивается до 500 миллиардов долларов.

По данным британской организации Tax Justice Network в различных оффшорных зонах и на скрытых счетах спрятано до 11 триллионов долларов. Эти спрятанные триллионы дестабилизируют обстановку в бедных странах, ослабляют их государственную систему; эти триллионы помогают преступникам и обрекают на бедность миллиарды людей.
Почему же неэтичное поведение стало практически нормой деловой жизни? Первая причина - простая и ничем не прикрытая алчность.

Однако одной алчностью данное явление во всей полноте не объяснить; кроме того, вряд ли можно огульно охаивать всех бизнесменов, в том числе и тех, кто старается вести себя в бизнесе по-человечески. Пожалуй, ближе к истине будет отнести это к безусловному приоритету максимизации прибыли над всеми другими деловыми принципами.

Как же мы до этого докатились? Изначальные корни нашей капиталистической системы мы видим в революционных воззрениях Адама Смита, создавшего постулаты о том, что наибольшую выгоду для всех стран представляет свободная и открытая торговля; что налогообложение должно быть открытым и предсказуемым; и что конкуренция не должна подвергаться опасности со стороны монополий. Его видение этого нового экономического порядка в полной мере отражало основы принятой им моральной философии, в соответствии с которыми система свободного рынка требовала наличия в ней лидеров, действующих честно, взвешенно, скромно и этично, в своей работе руководствующихся принципами честной игры и справедливости.

К сожалению, моральные принципы Смита незамедлительно разошлись с его экономическими принципами. Высшее благо всех - максимум благ для большинства людей - стало философской основой прагматизма, конкурирующей школы, которая оказалась более приемлемой для образа мысли зарождавшегося капиталистического класса. Главный вопрос капитализма 21-го века - вопрос расстановки приоритетов. Что первично - количество или законность добытых денег? Сегодня для любого глобального экономического субъекта это вопрос первостепенной важности.

Вести бизнес в других странах, не нарушая законов и не совершая несправедливости, можно. Вести же бизнес с использованием оффшорных и закрытых зон, незаконных трансфертных цен, анонимных фирм и секретных счетов, не нарушая законов многих стран и не совершая вопиющих несправедливостей, практически невозможно.
Свободный рынок имеет массу преимуществ над любой другой системой. Однако за огромной массой благ, которые принес в мир капитализм, скрывается еще большая масса благ, которых никто от него так и не дождался.

Если мы говорим о том, что капитализм должен работать на всю мощь своего потенциала и принести процветание всему миру, то самым важным для нас при заключении сделки должна стать ее справедливость. Первым и очень важным шагом на этом пути стало бы уничтожение мировой структуры, способствующей существованию грязных денег.

                                                     "The Financial Times", Великобритания - Inosmi.ru

Другие статьи номера «ПВ» №11, ноябрь 2005

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100