Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» № 8, август 2005  -  cодержание номера 

«Большая» нефть кончается

Карола Хойос

Мировые нефтяные фирмы ведут рекламные кампании, предупреждая, что нефть в мире кончается, и, призывают общество помочь отрасли в связи с этим что-то предпринять.
Руководители пяти крупнейших энергетических групп мира обычно утверждают, что нефтяные проекты жизнеспособны при цене около 20 долларов за баррель. Но рекламные ролики и статистические данные этих компаний, похоже, говорят о другом.

Крупнейшая в мире энергетическая группа ExxonMobil в недавнем рекламном ролике заявила: "Перед миром стоят огромные энергетические проблемы. Простых ответов нет". И статистика компаний подкрепляет это чувство. В докладе "Перспективы энергии, 2030 год" техасская компания Irving предсказывает, что добыча нефти вне Организации стран – экспортеров нефти, которая контролирует три четверти мировых резервов, достигнет пика всего через пять лет.

Вторая по величине американская энергетическая группа Chevron проводит ту же мысль, но идет на два шага дальше: "Ясно одно - эпоха легкой нефти кончилась. Мы призываем ученых, политиков, экологов, промышленников и всех вас принять участие в формировании новой энергетической эры. Бездействие – не вариант". Такой была основная мысль недавней рекламной кампании. Фирма даже создала сайт www.willyoujoinus.com, на котором предупреждает о проблемах, которые создают высокий спрос и уменьшение числа месторождений, и предлагает обсудить эти проблемы на форуме.

Руководитель одной из нефтяных компаний, не участвующей в рекламной акции, высказал предположение, что его коллеги пытаются обеспечить себе некоторый запас времени, чтобы заняться более дорогостоящей «грязной» нефтью. Другой руководитель полагает, что компании могут вызвать сочувствие к трудностям, с которыми они сталкиваются при развитии производства и разработке резервов.

Французская нефтяная компания Total недавно сделала новое приобретение в канадских нефтяных песках в Атабаске, где добывают из песка черный битум дорогостоящими и экологически сложными способами. Глава службы Total по связям с общественностью Ив-Мари Дильбар объяснил логику рекламной акции: "Будущие потребности в энергии подразумевают развитие новых методов, усложнение поисков нефти и газа. Сегодня это основа работы Total".

Крупнейшие энергетические группы Европы Royal Dutch Shell и BP недавно испытали на себе следствия работы в более трудных условиях. Экологи вынудили Shell изменить трассу трубопровода, представлявшего угрозу для редкого вида китов в российских арктических водах, а в июле предупредили о превышении на 10 млрд. долларов сметы сахалинского проекта. Тем временем BP бьется с глубоководной платформой в Мексиканском заливе, которую серьезно повредил ураган Деннис.

В рекламных роликах BP расхваливает новые энергетические альтернативы, а ExxonMobil, которая без сожалений отбрасывает альтернативы, не приносящие прибыли, говорит: "Попытки выдать желаемое за действительное не должны заслонять реальность".
Но реакция на озабоченность потребителей, даже когда речь идет о возможном дефиците нефти, не является главным делом нефтяной компании. Ее важнейшими акционерами являются владельцы основного капитала, и их приводит в замешательство реклама после того, что они услышали на собраниях, посвященных доходам.

 Нил Макмагон, аналитик Sanford Bernstein, заявил: "Нам кажется, что эти сигналы не согласуются с комментариями для инвесторов по поводу будущих цен на нефть и способности производителей откликаться на спрос. Возможно, эти сигналы точнее указывают на образ мыслей владельцев и менеджеров компаний".

Потребители не являются главной заботой и для более важной группы - национальных нефтяных компаний таких стран как Саудовская Аравия. Важнейшим приоритетом королевства является рост населения и стабильность режима. Это в сочетании с тем, что найти новую нефть становится все труднее, является одной из причин краха мощностей, отмечают аналитики и промышленники. И эту динамику не изменит ни одна рекламная кампания.

                                                                                               Financial Times – Inosmi.ru



Другие статьи номера «ПВ» № 8, август 2005

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100