Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Нефть в беспокойных водах Южно-Китайского моря

Во время Второй мировой войны в результате захвата Японией многих островов была создана сеть опорных пунктов, с которых военное правительство этой страны могло контролировать Тихий океан и Южно-Китайское море. От милитаризма японцы, возможно, отказались, однако современные претензии Японии на острова Курильской гряды и острова Дяоюйдао, которые японцы именуют Сенкаку, имеют под собой те же основания, из-за которых Япония в 1941 году начала войну: нефть.

Япония, почти не имеющая собственной нефти и природного газа, является крупнейшим в мире импортером сжиженного газа и крупным покупателем нефти. Однако площадь  между  необитаемыми островами Дяоюйдао, расположенными в 170 км к северо-западу от о. Тайвань, возможно, имеет   значительные запасы нефти и газа. Японцы утверждают, что это они в 1895 году "открыли" о-ва Сенкаку/Дяоюйдао и контролировали эти острова до их оккупации Соединенными Штатами в 1945 году. Важным для доказательства их правоты является то, что в 1971 году американцы формально возвратили им эти острова.


Китайцы, со своей стороны, заявляют, что эти острова в 1371 году открыли именно они, а уступили их Японии лишь по Симоносекскому договору 1895 года, который положил конец первой китайско-японской войне. А потому эти острова следует вернуть Китаю в соответствии с положениями Каирской декларации 1943 года, которая лишила Японию всех ее завоеванных территорий.

Совершенно очевидно, что юристам есть о чем спорить. Однако географические аргументы Японии в данном случае явно слабы. Эти острова расположены вблизи континентального шельфа Китая, а вовсе не рядом с Японией. Действительно, вдоль значительной части расстояния между этими островами и Японией проходит Окинавская впадина глубиной 2270 м. Попытки японцев выдавать лицензии на ведение геологической разведки в Южно-Китайском море на основе того, что вышеназванные острова принадлежат им, вызвали гневные протесты Пекина и совпали с яростными демонстрациями китайцев из-за школьных учебников, в которых обеляются военные зверства японцев на территории Китая.

Тайваньцы не меньше заинтересованы в возможно имеющихся на дне морском запасах нефти и газа. Этот спор из-за группы островов, крупнейший из которых имеет площадь менее 20 акров, необходимо решать в Международном арбитражном суде. Подобный процесс будет осложнен тем, что Китай отказывается признать легальное существование Тайваня, но это единственный путь для разрешения потенциально очень опасной ситуации. Вместо того, чтобы отдать острова одной какой-то стороне, возможно, все три претендента могли бы достичь соглашения о совместном владении островами и совместной эксплуатации возможных природных богатств, лежащих под океанским дном.

Этот не единственный спор из-за островов, который ведет Япония. Она все еще требует возврата ей всех островов Курильской гряды на севере от Японии, которые были захвачены Россией в 1945 году. В 1875 году японские жители о. Сахалин оставили его русским поселенцам в обмен на Курилы. Россияне, которые теперь знают о весьма многообещающих перспективах добычи нефти и газа вблизи разведанных запасов сахалинского шельфа, предложили вернуть Японии только два самых южных острова. Хотя Токио предпочел вести с Москвой прямые переговоры, японские политики обсуждают перспективу международного арбитража. Если они готовы рассматривать такое решение для Курил, тогда они также должны признать его приемлемым и для островов Дяоюйдао/Сенкаку.

Как Китай, так и Япония испытывают энергетический голод. По мере того как всеобщее экономическое внимание переключается на Дальний Восток, им придется вести множество коммерческих сражений. Однако им не нужна военная конфронтация из-за нефти.
                                                                                           "Arab News" - Inosmi.ru

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100