Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Распродажа недр России - неизбежная судьба?

Валерий Ненахов

Недра России – национальное достояние, и её граждане имеют право на определенную часть этого богатства. Несмотря на то, что в Конституции РФ допускается частная собственность на недра, законодательной базы для их приватизации – передаче в частные руки - нет. Ны-нешний Закон «О недрах» не предусматривает возможности совершения с недрами опера-ций купли-продажи. Но это де-юре, а де-факто наши недра уже стали предметом купли-продажи.

Министр природных ресурсов Трутнев недавно заявил, что политикой его министерства в отношении получения лицензий на недропользование является отказ от их конкурсного рас-пределения в пользу аукционного. На первый взгляд эта форма выглядит более справедли-вой. Ведь аукцион публичен - победитель определяется не в закрытых конкурсных комисси-ях, а открыто в зале. Кто дал больше денег за месторождение – тот и получил лицензию. Но это внешняя картина.

Дело в том, что при конкурсном распределении лицензий в конкурсную комиссию предла-гаются технико-экономические решения по добыче нефти и газа, а задача комиссии - вы-брать те из них, которые обеспечат наибольшие поступления в казну налогов и других пла-тежей. Но это возможно только при оптимальной нефтеотдаче, для которой характерно при-мерно равномерное ежегодное получение прибыли за весь период действия лицензии: 20 лет - в случае лицензии только на добычу, и 25 лет – при совмещении добычи с геологоразвед-кой. При этом государство не только выбирает предложение, которое обеспечит ему макси-мальный доход, но и оставляет за собой право в любой момент проверить исполнение дого-воренностей, в том числе по эксплуатации месторождения, в случае нарушения которых оно может отозвать лицензию. Иначе говоря, государство остается собственником недр.

Совершенно иная картина складывается при аукционном распределении лицензий. В этом случае лицензионное соглашение, в котором описаны процедуры и технико-экономические показатели эксплуатации месторождения, утрачивает смысл. Кто больше дал бонус, тот и победитель, а с недрами он уже сделает то, что посчитает целесообразным. Государство в этом случае лишено оснований контролировать добычу нефти и газа. По существу, максимальный бонус на аукционе - это скрытая взятка государству в лице правительства, чтобы правительство не обращало внимания, как получатель лицензии распорядится национальным достоянием. Хотя надо сделать прозрачным сам конкурс и привлечь для контроля общественность, как это делается, например, в Норвегии.

Косвенным способом продажи недр является продажа фирмы, владеющей лицензией. Мно-гие геологоразведочные организации по пункту 19 «Положения о порядке лицензирования недропользования» от 1992 года получили бесплатно лицензии на добычу нефти и газа. На-пример, ОАО «Заполяргеология» получила лицензию на Юрхаровское газоконденсатное ме-сторождение. Однако затем его владельцам удалось переоформить лицензию на ОАО «Юр-харовнефтегаз», после чего эта компания уже несколько раз меняла владельцев. Замечу, достаточно было навести порядок и установить контроль за изменениями в реестре акционерных обществ, чтобы косвенная продажа недр была бы пресечена.

Хотелось бы также обратить внимание на складывающее противоречие между интересами нефтегазовых компаний и государства. Далеко не очевидно, что в интересах государства не-обходимо все имеющие углеводородные ресурсы сегодня вовлекать в разработку. Очевидно, что часть ресурсов выгодно попридержать до поры, когда их стоимость значительно возрас-тет. А для коммерческих организаций выгодно, чтобы активы немедленно приносили им до-ходы, поэтому они заинтересованы в быстром вовлечении запасов в разработку. Например, по моему мнению, Ковыткинское газоконденсатное месторождение может лет 10-15 не раз-рабатываться потому, что Китай для российских экспортных программ не созрел.

 Развитие газовой промышленности в Китае начали со своих запасов, которые много меньше россий-ских, но и реальные потребности Китая сейчас в газе не велики. Китаю нужно привыкнуть к новому для него энергетическому сырью, создать газовую инфраструктуру, а для этого по-требуется определенное время, и его нужно переждать. Так что в наших интересах не суетиться с предложениями газа Китаю. А вот интересы английской компании BP при этом могут пострадать.

Поражает позиция министра Трутнева. Вначале он вполне обоснованно ут-верждал, что лицензию на Ковыткинское месторождение BP должно возвратить государству, так как лицензионное соглашение не выполняется – добыча газа должна была там начаться десять лет назад, а её и сейчас нет. А затем по непонятной причине круто изменил свою по-зицию и утверждает, что сохранение лицензии у BP в интересах государства.

Какова же сейчас ситуация с собственностью на газовые ресурсы России? Одним из круп-нейших иностранных владельцев ресурсной базы России является BP. Это прежде всего Ковыткинское месторождение с запасами 1,9 трлн. м3 и Восточно- и Новоуренгойские месторождения с суммарными запасами 560 млрд.м3. С учетом других более мелких месторожде-ний и «газовых шапок» нефтяных месторождений эта английская фирма стала обладателем более 3 трлн. м3 газа России.

Другими крупными иностранными владельцами российских газовых ресурсов являются Ро-ял-Датч-Шелл и Эксон в рамках соглашений о разделе продукции «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Запасы газа месторождений Чайво-море, Одопту и Арктур-Дагинское , входящих в про-ект «Сахалин-1», составляют 485 млрд.м3, а запасы месторождений Пильтун-Астохское и Лунское, входящих в «Сахалин-2», - 500 млрд.м3.

Суммарно иностранные компании уже владеют в России ресурсами газа объемом свыше 7 трлн. из 47 трлн. м3, причем лучших запасов. Процесс перехода российских недр в собст-венность иностранцам далеко не завершен, а с выходом нового Закона «О недрах» он только усилится.

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100