Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» 7-8 (84-85), апрель 2004  -  cодержание номера 

Взаимная ответственность государства и бизнеса перед обществом

Степан СУЛАКШИН



Ответственность бизнеса перед государством и обществом распространяется на следующие сферы:
- внутрифирменные условия труда персонала (реальные доходы, рекреационные нормативы, повышение квалификации и безопасность труда, составляющие личный интерес работника);
- гуманитарные показатели и программы в регионе деятельности (занятость, жилищные и экологические программы, взаимодействие с местным бюджетом по направлениям социальных проблем его уровня и компетенции – реализация групповых интересов);
- ответственность в силу определяющего (80%) вклада частного сектора в национальную экономику за национальную безопасность, устойчивое долговременное развитие страны, социальные макропараметры занятости, уровня и продолжительности жизни, экологичность условий жизни и др.
Но и государство ответственно перед бизнесом. Это прежде всего касается незавершенности рыночных преобразований, создания гармоничных экономических условий для полной реализации потенциала российского бизнеса. Государству, позвавшему прыгунов в воду, надо наконец налить воду в бассейн. Создав все условия для развития бизнеса, с него можно и спрашивать по полной мерке. Главная задолженность государства перед бизнесом, кроме забюрократизированной и коррумпированной административной системы, отсутствия порядка ведения с ним диалога, состоит в несбалансированных финансово-экономических условиях его деятельности. Эта задача эквивалентна стимулированию экономического роста в стране, в частности удвоения ВВП, ибо рост ВВП – это на 80% рост в российском предпринимательстве, это рост экономических возможностей бизнеса для материализации его социальной ответственности.
Для удвоения к 2010 г. ВВП нужно дополнительно произвести товаров и услуг на 300 млрд. долл. (размер ВВП в 2002 г.). Доказано, что возможность их производства во многом зависит от инвестиций. Объем требуемых инвестиций можно оценить. Вложить в экономику за 2003-2010 гг. необходимо около 500 млрд. долл. (дополнительно к существующим объемам инвестиций по 60 млрд. долл. ежегодно). Где их взять?
Иностранные инвестиции. Их доля во всех российских инвестициях не превышает 3% и падает. Увеличить их в 33 раза невозможно никакими экономическими и политическими решениями. Поэтому ставка правительства на иностранные инвестиции несостоятельна.
Банки. Их доля в инвестициях менее 5%. А активы всех банков, включая ЦБ, – 150 млрд. долл. Так что и банки в принципе «не тянут» задачу.
Бюджеты. Доля федерального бюджета в инвестициях составляет всего 6%, региональных бюджетов – 13%. Резервов для роста бюджетных инвестиций в разы не имеется.
Собственные средства предприятий. Их доля – около 50%. Эти средства необходимо увеличить в 4 раза, что также нереально.
Заимствование на финансовых рынках. Доля 10-15%. Слишком различна доходность в финансовом и реальном секторах.
Однако у России есть уникальная возможность, сложившаяся в ходе экономических реформ, – это низкая денежная обеспеченность национальной экономики, формирование которой есть исключительная функция государства. Законы экономики, опыт экономик ведущих стран разрешают российскому государству исправить это положение. Резервы допустимого восстановления инвестиционной денежной массы (при нормативах Китая) составляют для России около 300 млрд. долл.
Есть инфляционные факторы – ограничители указанной возможности. С их учетом проработан строгий механизм государственно-инвестиционного кредитования национальной экономики, предотвращающий инфляцию потребительского спроса, в виде государственного внебюджетного целевого ссудного фонда промышленности. Государству нужно не только стабилизировать (стабилизационный фонд бюджета), но и стимулировать рост экономики для устранения опасных в ней структурных диспропорций. Наряду с внебюджетными фондами – обязательного медицинского страхования, пенсионного, социального страхования — данный фонд может обеспечить главную миссию и ответственность государства за устойчивое развитие страны, рост ее экономики.
Кроме того, такая схема после состоявшейся в ходе рыночных реформ передачи частному капиталу в процессе приватизации основных фондов страны позволила бы ему наработать и свои собственные оборотные средства, которых сейчас катастрофически недостает. Только по официально заявленным инвестпроектам всех 89 субъектов РФ их непокрытый объем составляет 45 млрд. долл. Общая потребность России в инвестициях для решения президентской задачи удвоения ВВП составляет около 60 млрд. долл. ежегодно. Государство не индексировало и не дало возможности пополнять оборотные средства российскому предпринимательству, что является главным тормозом развития. Только государство может предложенным путем гармонизировать завершение преобразований институтов собственности и рыночных реформ, приведя в соответствие основные и оборотные средства частного сектора в масштабах страны.
Источники наполнения ссудного фонда – это инфляционно застрахованная эмиссия, часть природной ренты от продажи за рубеж нефти, часть доходов ЦБ, других банков с государственной долей капитала, средства от приватизации, остатки на счетах федерального бюджета, инвестиционное использование части золотовалютных резервов страны, пенсионные накопления. Все они станут доступны при принятии пакета соответствующих федеральных нормативно-правовых решений. Расчеты по математической модели национальной экономики России (модель
ЦЭМИ РАН) показывают, что при создании целевого ссудного фонда промышленности индекс инфляции к 2010 г. будет увеличен по отношению к инерционному прогнозу менее чем на 3%, но ежегодные темпы роста ВВП составят 9%, и к 2010 г. ВВП вырастет в 2 раза. Важно, что также вырастут доходы занятого населения в 2,2 раза (борьба с бедностью), cобственные средства предприятий - в 3 раза, доходы консолидированного бюджета - в 1,8 раза. Таким образом, собственные национально доступные инвестиционные ресурсы могут реально стимулировать отечественное производство и спрос на его продукцию на внутреннем рынке.
Проработаны детали предлагаемого механизма стимулирования роста ВВП вплоть до пакета проектов федеральных нормативно-правовых актов (всего около 30) и программы их реализации. При этом важно изменение качества роста – переход с сырьевого на инновационный путь высокотехнологичного развития экономики. Разработаны конкретные меры стимулирования перелива свободного рыночного капитала в наукоемкие отрасли, проработаны соответствующие проекты нормативно-правовых актов. Также принципиально важно стимулирование перелива капиталов в депрессивные отдаленные, северные, геополитически центробежные и проблемные регионы Дальнего Востока, Восточной Сибири, Кавказа. Разработаны конкретные меры и проекты государственно-управленческих действий по экономическому укреплению территориальной целостности страны. Расчет их эффективности (ЦЭМИ РАН) показал, что темпы роста валового регионального продукта Дальневосточного федерального округа превысят общероссийские на 17%, Сибирского федерального округа – на 10%. И это, не снижая общероссийских темпов роста!
Развитие регионов России пойдет по выравнивающему принципу. И это тоже будет отражением принципа социальной ответственности государства и бизнеса перед всеми без исключения уголками нашей Родины и российскими людьми, живущими там.


Степан СУЛАКШИН,
председатель Комитета ТПП РФ
по промышленному развитию и высоким технологиям,
профессор

Рисунок Вячеслава ШИЛОВА

Другие статьи номера «ПВ» 7-8 (84-85), апрель 2004

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100