Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» № 9-10 сентябрь, октябрь 2021  -  cодержание номера 

«Умное голосование»
как бренд переработки овечьей шерсти
По мотивам комедии Гоголя «Ревизор»

 
 
 
В Дагестане есть одно небольшое, но экономически эффективно действующее предприятие ООО «ВулИнтерТрейд». Оно зарегистрировано в Невинномысске Ставропольского края и в его штате числятся два сотрудника. Предприятие закупает немытую овечью шерсть, очищает ее и затем реализует на рынке. В 2020 году выручка составила солидную сумму в 43,474 млн. рубля при прибыли 3,932 миллиона. Недавно учредитель компании решил существенно расширить свою деятельность и 26 июня этого года подал в патентное ведомство заявку на регистрацию товарного знака и знака обслуживания. Предназначены они, как не совсем корректно сказано в Гражданском кодексе, для «индивидуализации товаров» товаропроизводителей. Такими знаками предприниматели метят свои товары, работы и услуги, чтобы потребители могли отличать их от подобных товаров (работ, услуг) других изготовителей. Иначе говоря, индивидуальный товарный знак используются для идентификации товара, работы или услуги определенного производителя, чтобы они отличались от аналогичной продукции (работ, услуг) прочих фирм. В случаях работ и услуг товарный знак называется знаком обслуживания. Товарные знаки подразделяются на различные виды – логотипы, бренды, торговые марки и др. Зарегистрированный товарный знак принадлежит только одному владельцу и без его разрешения никто другой не имеет права пользоваться этим брендом.
 
Обычно заявки в Роспатенте рассматриваются от полугода до года и более. Но заявку «ВулИнтерТрейд» зарегистрировали уже 10 августа, то есть менее чем через 1,5 месяца, номер государственной регистрации 823798. Как мне кажется, громадную роль в ускорении регистрации сыграли актуальность, уникальность и оригинальность названия товарного знака - «Умное голосование». Его художественное изображение (см. рис.) в виде квадрата с восклицательным знаком как бы намекает на наличие умного интеллекта у потенциального покупателя той же овечьей шерсти, взывая к его подсознанию выскочить из «футляра» прежних представлений и проголосовать своим рублем за хороший продукт.
 
К ускоренной регистрации патентоведов возможно подтолкнуло также бронирование заявителем этим знаком правовой защиты громадной номенклатуры объектов из перечисленных в Международной классификации товаров и услуг. Они указаны в описании заявки и на глазок число их составляет порядка тысячи. Это означает, что товарный знак и знак обслуживания «Умное голосование» будут надежно защищать «ВулИнтерТрейд» от посягательств на присвоение кем-то авторства множества товаров и услуг, которые компания собирается производить помимо очистки овечьей шерсти.
 
Масштаб замыслов владельца ООО громаден. В начале упомянутого списка значатся агар-агар для промышленных целей, азот, актиний, алкалоиды, альгинаты для пищевой промышленности и прочая продукция, далекая от мериноса и других видов шерсти. А замыкают перечень такие виды будущей деятельности «ВулИнтерТрейд» как агентства брачные, детективные, по организации ночной охраны и по усыновлению детей, арбитраж, аренда доменных имен в сети Интернет и др. Надо полагать, ночная охрана понадобится также и для отар овец, будущих объектов пострига шерсти, если одних кавказских овчарок для этого будет недостаточно.
 
Естественно, что при таком «громадье планов» умный хозяин должен был позаботиться о судебной защите предметов своих будущих интересов. Поэтому первого сентября этого года компания «ВулИнтерТрейд» обратилась в Арбитражный суд Москвы с иском о защите своего товарного знака от незаконных посягательств на пользование им другими лицами посредством поисковых систем «Яндекс» и Google. Как полагает истец, «Яндекс» и Google, высвечивая поисковыми системами на экранах сотен миллионов компьютерных мониторов и гаджетов словосочетание «умное голосование», нарушает права собственности и наносит коммерческим интересам компании «ВулИнтерТрейд» материальный ущерб. Того же видимо мнения, правда пока временно, до рассмотрения дела по существу, придерживается и Арбитражный суд Москвы. Он, тем не менее, приняв иск к рассмотрению и назначив слушание дела в ноябре, в качестве обеспечительной меры запретил компаниям Google и «Яндекс» отображать в Интернете словосочетание «умное голосование». Однако у меня есть основания сомневаться в обоснованности этого решения. И вот почему.
 
В перечне работ и услуг, в отношении которых компания «ВулИнтерТрейд» зарегистрировала товарный знак, отсутствует предмет абстрактной деятельности «умное голосование». Что сможет ответить суд, если Google и «Яндекс» обратят внимание на это обстоятельство? Вместе с тем, согласно ст. 1483 Гражданского кодекса РФ «не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью». Словосочетание «умное голосование» существенно отличается от изображения товарного знака с одноименным наименованием, содержащего также графические элементы. Уже только по этой причине представляется сомнительной объективность запрета отображать в поисковых системах упомянутое словосочетание.
 
Как известно, поисковые системы откликаются не на картинки, а на слова. Получается, что ходатайствуя заблокировать в социальных сетях словосочетание «умное голосование», компания «ВулИнтерТрейд» тем самым просит заблокировать поиск по этим словам и своего товарного знака. Все это напоминает мне сцену из комедии Гоголя «Ревизор», персонаж которой Городничий, собственноручно избивший плетьми унтер-офицерскую вдову, утверждал, что она сама себя высекла.
 
По сути своей этот судебный иск лишен, как представляется, всякой логики. Ведь описание товарного знака «Умное голосование» опубликовано в государственном реестре товарных знаков, и доступно всем желающим ознакомиться с ним. Кроме того, множество патентных фирм предлагает даже бесплатно проверить в госреестре наличие интересующего бренда или торговой марки. Так что блокировка в социальных сетях названия знака не защитит его от чьих-то возможных посягательств. Поэтому не исключено, что за судебным иском, далеком, как представляется, от коммерческих целей и направленным против интересов самого заявителя, скрываются иные намерения, многочисленные версии которых публикуют разные источники.

Моисей ГЕЛЬМАН

Другие статьи номера «ПВ» № 9-10 сентябрь, октябрь 2021

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100