Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» 12, декабрь 2020  -  cодержание номера 

Газопровод «Сила Сибири — 2»

Зачем России дорогостоящий проект при падении цен на газ

 

Михаил ХАНОВ,  

управляющий директор ИК "Алго Капитал"

 

В начале сентября 2020 года компания "Газпром" приступила к проектированию магистрального газопровода "Сила Сибири — 2". Экспортная мощность нового трубопровода составит до 50 млрд кубометров газа в год. Он будет проложен в Китай через территорию Монголии. Кроме того, он объединит газотранспортные системы востока и запада России, а также позволит газифицировать ряд ее регионов. Компанию нередко обвиняют в расточительстве в связи с непрерывным финансированием ряда дорогостоящих газотранспортных проектов. На фоне недавнего радикального падения цен на углеводороды все чаще звучит расхожее мнение о том, что она строит "трубы в никуда, которые никому не нужны" и, таким образом, "закапывает деньги в землю". Вполне очевидно, что перспективный газопровод "Сила Сибири — 2" не обойдется без критики в этом духе. Попробуем непредвзято взглянуть на деятельность компании и оценить реальную необходимость запуска нового экспортного коридора для российского природного газа.

Топливо в структуре экспорта

Прежде всего, стоит начать с пресловутой зависимости российской экономики от "нефтяной и газовой иглы" и с вопроса о том, надо ли России торговать своими природными ресурсами. Согласно данным Министерства экономического развития РФ, топливно-энергетические товары продолжают преобладать в структуре российского экспорта. По итогам 2019 года их доля составила 62,1% в стоимостном выражении. Эта ситуация почти не изменилась за прошедшее десятилетие.

Казалось бы, сложившаяся ситуация требует коренной перестройки отечественной экономики. Разговоры на эту тему длятся уже не менее двух десятков лет. Но  Россия, как северная страна с низкой урожайностью и в значительной степени утерянным промышленным потенциалом, попросту не имеет других рецептов для выживания. По крайней мере, это относится к текущему моменту. К слову, налог на добычу полезных ископаемых является вторым по значимости источником наполнения федерального бюджета РФ, уступая лишь налогу на добавленную стоимость.

Попутно стоит отметить другой интересный факт. В последние годы США перестали относиться к нефти и природному газу на своей территории как к невозобновляемому стратегическому ресурсу, который необходимо оберегать. Лидирующая в мировом масштабе экономика вполне могла бы обойтись без продажи углеводородного сырья на экспорт. Тем не менее, в США состоялась сланцевая революция. Теперь эта страна активно борется за свою долю на мировом рынке сжиженного природного газа. Согласно экспертным оценкам, к 2028 году Соединенные Штаты займут второе место в мире по производству СПГ.

Причины столь разительной смены приоритетов в энергетической политике США не вполне понятны даже с учетом правления президента Трампа, который изменил взгляд американцев на очень многие вещи. Сторонники конспирологических теорий выразили бы мнение, что США стремятся распродать свои запасы нефти и газа до момента перехода мира на новые источники энергии. Исходя из подобной логики, России также стоит лишь удерживать и наращивать имеющуюся долю на мировом рынке углеводородного сырья.

Согласно данным Минэкономразвития, по итогам 2019 года Россия сохранила за собой первое место в мире по физическим объемам экспорта природного газа - 219,9 млрд кубометров на сумму порядка $41,6 млрд. Экспорт СПГ составил 28,9 млн тонн стоимостью около $7,9 млрд. Исходя из указанных данных, максимальная экспортная мощность газопровода "Сила Сибири — 2" приближается к четверти текущих объемов внешних поставок российского трубопроводного газа. В этом плане не стоит недооценивать масштабы нового проекта.

Исторический западный вектор

Исторически сложилось так, что все экспортные российские газопроводы были проложены в европейском направлении. По итогам 2019 года в пятерку крупнейших потребителей российского трубопроводного газа вошли такие страны, как Германия (24,9% всего экспорта), Белоруссия (9,2%), Австрия (7,6%), Турция (6,8%), Италия (6,5%). Однако радужные перспективы работы "Газпрома" на премиальном рынке ЕС начали меркнуть еще с середины 2014 года после вхождения Крыма и Севастополя в состав России. Спустя пять лет после тех событий разгорелись нешуточные страсти вокруг все еще недостроенного подводного газопровода "Северный поток — 2" из России в Германию. Его прокладка сильно затянулась по причине целого ряда проволочек, включая санкционное давление США на иностранных подрядчиков проекта. Скорее всего, газопровод все же будет завершен  технически. Но пока непонятно, начнутся ли по нему коммерческие поставки газа.

До недавних пор Германия выступала за завершение и запуск в эксплуатацию "Северного потока — 2". Однако сильно нашумевшая история с предполагаемым отравлением российского оппозиционера Алексея Навального может стать новым "камнем преткновения" в этом вопросе, как и возможное участие РФ в гражданском конфликте на территории соседней Белоруссии. Дилемма не нова. Объединенная Европа борется между соблазном стабильных поставок дешевого российского газа и неприятием современной внешней политики РФ. В качестве быстрой замены предлагается все тот же СПГ из США в идеологически выверенной обертке "газа свободы". Вполне вероятно, что "Газпрому" придется подождать следующей внешнеполитической оттепели. Как мы видим, естественная монополия продолжает оставаться заложником "большой политики".

Разворот на Восток

Поскольку трения России и Евросоюза начались не сегодня, у "Газпрома" имелось достаточно времени для выхода на иные перспективные рынки. Тем более что после начала введения внешних санкций в России была провозглашена концепция разворота на Восток. Межправительственный меморандум по поводу прокладки газопровода из РФ в Китай был подписан еще в 1997 году. После известных событий длительные переговоры по этому поводу ускорились и завершились подписанием 30-летнего контракта между "Газпромом" и китайской компанией CNPC на поставку газа по восточному маршруту. Он предполагал прокачку 38 млрд кубометров топлива в год. Проект протяженностью 2200 км по территории России получил название "Сила Сибири". Он был запущен в эксплуатацию 2 декабря 2019 года.

Вполне очевидно, что в нынешних реалиях "Сила Сибири — 2" призвана продолжить линию на сокращение зависимости "Газпрома" от европейского экспортного рынка. Это вполне согласуется и со стратегическими интересами компании, и с макроэкономической и внешнеполитической логикой государства. Однако в подобных случаях вопрос о рентабельности проектов зачастую не стоит во главе угла. Это связано с тем, что государство, как контролирующий акционер "Газпрома", реализует через нее не только свои экономические интересы.

Не секрет, что решения о поставках, уровне экспортных цен на газ и других существенных условиях нередко принимаются с участием правительства. Мы хорошо помним пресловутые "газовые войны" с Украиной, которые завершались путем переговоров на высоком межгосударственном уровне. И президент Белоруссии Александр Лукашенко неоднократно выносил вопрос о закупочных ценах на российский газ в публичную плоскость. В таких условиях невозможно назначать цены исходя сугубо из соображений максимизации краткосрочной прибыли. Собственно, с этим фактором и связаны основные претензии ЕС и миноритарных акционеров к компании. По этой же причине "Газпром" и CNPC упорно не раскрывают схему ценообразования при поставках газа через "Силу Сибири". Здесь мы подходим и к вопросу о необходимости соблюдения разумного баланса между поддержанием необходимого уровня прибыльности и движением к стратегическим целям компании.

"Газпром" как конвейер

Столь крупное предприятие, как российский газовый концерн, при осуществлении своей деятельности не может исходить из краткосрочных и даже среднесрочных рыночных тенденций. Мы хорошо знаем, что многие компании в силу сезонного характера деятельности могут нести убытки в отдельные месяцы, но все равно оставаться стабильно прибыльными на годовом промежутке. Если же говорить про сырьевые экспортные предприятия, то они вынуждены учитывать и переживать длительные экономические циклы и кризисы, происходящие с периодичностью в десятки лет.

Мировой рынок нефти и газа переживает упадок далеко не впервые. По здравому рассуждению, цены на энергоносители не могут остаться низкими навсегда и даже надолго. Действительно, во втором квартале 2020 года спотовые цены на газ в Европе опускались намного ниже уровня себестоимости поставок "Газпрома", которая, согласно экспертным оценкам, находится в диапазоне $90–$105 за тысячу кубометров. Однако это вовсе не значит, что компании необходимо уступать свою долю на рынке и тем более прекращать деятельность. Газодобывающая и газотранспортная система похожа на огромный конвейер, для которого остановка намного хуже, чем временная работа в убыток. Между тем к началу сентября цены на газ в Европе превысили отметку $140 за тысячу кубометров, что вселяет в держателей акций "Газпрома" определенный оптимизм.

ТАСС  

Другие статьи номера «ПВ» 12, декабрь 2020

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100