Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Что грефам и кудриным хорошо, то мужику погибель

В.И.Кашин

Помнится, в пору перестройки и гласности кто только ни винил коммунистов в развале российский деревни, в истреблении крестьянства. Без малого полтора десятка лет, прошедших со времен горбачевской эйфории, позволяют нам говорить об «успехах» доморощенных либерал-реформаторов.


Зона бедствия
«Реформирование» АПК, начатое Б.Н.Ельциным, отбросило наше сельское хозяйство почти на полвека назад. Достаточно хотя бы напомнить, что производство зерна и молока сегодня находится на уровне 1958 года, мяса - 1959 года.
Анализ положения дел на селе свидетельствует, что деструктивные процессы в экономике и социальной сфере после известного совещания с участием Президента РФ в Краснодаре в феврале 2000 года продолжают катастрофически нарастать. Так, бюджетные инвестиции в основной капитал АПК ежегодно сокращаются как по федеральной так и по региональным составляющим: с 16,8% и 13,8% в 1995 году до 1,9% и 2,5%, в 2003 году соответственно. За последние 4 года долги АПК возросли в 1,7 раза и составляют почти 400 млрд. руб., что чуть больше стоимости годовой валовой продукции сельского хозяйства. На селе перестали строить дороги, линии электропередачи, школы, дошкольные учреждения, объекты здравоохранения и культуры. Статистика показывает, что жилье на селе возводится в основном в порядке индивидуального строительства, да и то людьми, не имеющими никакого отношения к сельскохозяйственному производству. Что это, как ни полный провал Федеральной программы "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2010 ГОДА"? Бюджетные ассигнования для сельского хозяйства и рыболовства на 2005 год определены с дальнейшим снижением к уровню 2004 года - всего лишь в размере 24,1 млрд. руб., что ещё больше усугубит экономический кризис и не позволит решить ни одной назревшей проблемы на селе.


Пасынок государства
В многочисленных обращениях во властные органы страны все - от учёных и законодателей, до общественных организаций и отдельных граждан - единодушно требуют от государства реальных мер по поддержке сельского хозяйства. Но «цивилизованное» государство, похоже, забыло о тружениках села, где верховодит пришлый посредник, скупающий у селян по дешевке зерно, мясо, молоко, овощи и другую продукцию исключительно ради собственной выгоды.
Страна импортирует до 60% мяса, 40% сахара и другой сельхозпродукции. Подорваны основы сельскохозяйственного производства, вырезаны десятки миллионов голов крупного рогатого скота, свиней, овец. 35 миллионов гектар сельхозугодий давно заросли кустарником… Деревня испытывает острый дефицит в сельхозтехнике, качественных семенах, удобрениях. Сельскохозяйственная наука отправлена на умирание. По предложению Миннауки предусматривается резкое сокращение институтов, их акционирование и приватизация . Вот лишь одна выдержка из письма учёных ОАО "ВИСХОМ": "В связи с предстоящей продажей государственного пакета акций над институтом нависла реальная угроза его практической ликвидации и он может повторить участь ОАО НИИ «Тракторсельхозмаш», ОАО "ВНИКОМЖ" и других институтов, которые полностью ликвидированы. А ведь "ВИСХОМ" на сегодня остаётся по существу единственной в стране работоспособной научно-исследовательской организацией по созданию новой техники для села."
Но самое страшное последствие реформ - уничтожение профессиональных кадров на селе. Сегодня, как и в 50-е годы прошлого столения, 40% руководителей не имеют высшего образования. Повсеместно закрываются профессионально-технические училища. Молодёжь не желает работать за мизерную зарплату, спивается и деградирует. Все разговоры о кооперировании мелких и средних товаропроизводителей остались разговорами.
Последняя пятилетка отмечена увеличением диспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Только по этой причине в 2003 году из сельского хозяйства изъято 37 млрд. рублей.
По нашим прогнозам к концу 2004 годуа эта сумма увеличится до 40-42 млрд. руб. Так, цена на электроэнергию увеличилась в 2003 г. к уровню 2002 г. в 2,4 раза, дизельное топливо - в 2,2 раза, на грузовые автомобили - в 2,4, тракторы - в 2,4, зерноуборочные комбайны - в 2 раза, минеральные удобрения - в 3 раза. И это не предел. Только с апреля по сентябрь этого года цены на дизтопливо и бензин увеличились на 27%. Закупочные же цены на сельскохозяйственную продукцию, реализованную в 2003 году, по отношению к 2000 г. повысились на зерно на 20%, на картофель и овощи - на 30% и 12% , соответственно, на мясо и молоко - на 50% и 60%, на яйцо и мясо птицы - 50%. Из – за диспаритета цен выбытие техники в несколько раз опережает её поступление на село, а сельхозмашиностроение сократило свои мощности в 12-15 раз.
Приведенные цифры показывают, что главные причины разорения АПК - экономические. И селяне в этом совершенно не виновны. Налицо - экономический геноцид крестьянства.
Деградирует и его социальная сфера. Вот, что пишут президенту и депутатам ГД жители села Новая Таяба Челно-Вершинского района Самарской области: "Наше село в течение 4-5 лет, как и сотни других населённых пунктов Самарской области, живёт, как на пороховой бочке. В селе царит атмосфера паники, безысходности. Покинули свои дома и переехали в город многие многодетные семьи, а виной всему массовые ликвидации 5-11 классов сельских малокомплектных общеобразовательных школ. Село чахнет, начинается необратимый процесс его гибели". На этом фоне вполне продуманными выглядят высказывания министра Минэкономразвития г-на Грефа, который все проблемы села сводит к перенаселёности сельских территорий. По нему выходит, что процесс ликвидации российской деревни идет в правильном направлении. Вероятно, поэтому оплата труда на селе остаётся самой низкой среди всех отраслей экономики страны. Если в 1990 г. она составляла 95% от средней по стране, то сегодня - 39% от общероссийского уровня. Что много ниже прожиточного минимума, предусмотренного для трудоспособного работника.
Развитие села явно не входит в число главных целей нашего руководства. В 2003 году там было построено втрое меньше водопроводных сетей, в 10 раз - автомобильных дорог, вчетверо меньше – линий электропередачи.


Обман - инструмент государственной политики
В период последней выборной кампании "Единая Россия" повсюду твердила о своей озабоченности положением в аграрном секторе. Обещали выправить катастрофическое положение в АПК, если село проголосует за Путина и «Единую Россию». Правительство внесло в Государственную Думу проект бюджета на следующий год, предусматривающий существенное снижение финансирования села, а "Единая Россия" голосовала за этот бюджет почти без оговорок. Более того, отменила ранее действующие законы "О социальном развитии села" и "О государственном регулировании». И это при том, что профицит федерального бюджета по итогам 2004 года превысит запланированный и составит примерно 650 -700 млрд. руб., а размер целевых поступлений в течение 2004 года в Стабилизационный фонд ожидается на уровне 500 млрд. руб., что на 400 млрд. руб. больше запланированного. Куда пойдут эти средства правительство вовсе не скрывает - будут вывезены под низкие проценты в зарубежные банки, станут работать на экономику США и стран Западной Европы.
Правительство по прежнему торпедирует проект Федерального закона «О развитиии сельского хозяйства и продовольственнолго рынка РФ». Решение о разработке этого документа было принято правительством ещё в 2000 году. Потребовалось более четырех лет, чтобы он дошел до Госдумы. За это время из первоначального варианта проекта исключили не только ресурсное обеспечение федеральных программ, но и такие понятия, как продовольственная безопасность страны и значения, её характеризующие.
Особенно тревожное положение складывается в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, поскольку экспансия импорта продовольствия ещё более усилится и отечественный рынок будет недоступен для российских сельхозпроизводителей. В связи с этим жизненно необходимо принятие закона, призванного в значительной степени сбалансировать ситуацию. К примеру, США, требуя от партнёров по ВТО прекращения поддержки их сельхозпроизводителей, одновременно направляет из своего бюджета ежегодно 20-25 млрд. долларов на поддержку собственных фермеров.
К сожалению, конкретные предложения депутатов фракции КПРФ, видных учёных - членов рабочей группы по доработке проекта ФЗ "О развитии сельского хозяйства…" по Федеральным программам, их ресурсному обеспечению; по государственной поддержке АПК, механизмам государственного регулирования, параметрам продовольственной безопасности, устранению диспаритета цен не воспринимаются правительством. Вероятно, его устраивает засилье импортного продовольствия на нашем внутреннем рынке и вымирание российской деревни.
В проекте Бюджета РФ на 2005 год бюджетные ассигнования на агропром составили менее 1%. Причём инициативу сельхозотрасли об увеличении финансирования до 2% от суммы бюджета власть отклонила. Для сравнения напомним, что ассигнования на агропром в Советском Союзе составляли 24% бюджета. Министр финансов А. Кудрин заявляет, что в агропром не следует направлять деньги, поскольку это "убыточная" отрасль. А в качестве альтернативы на полном серьезе предлагается выводить рабочую силу из сельскохозяйственной в другие, "более прибыльные" отрасли экономики. Чего больше в таком заявлении - дремучего невежества или сознательной антигосударственной и антинародной позиции - судите сами.


Не требовать, а добиваться
Выходит - дальше заверений и обещаний исполнительной власти и "Единой России" дело не продвинулось. Обстановка на селе остается критической.
Между тем, требования крестьян основаны на решениях Всероссийского крестьянского собрания. Они выстраданы самой жизнью. Главные из них:
- прекращение политики ценового геноцида сельского хозяйства и восстановление нормального паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;
- обеспечение условий для доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к инвестициям;
- недопущение банкротства сельскохозяйственных организаций, которое приводит к выводу пашни из оборота, безработице, разрушению основных фондов;
погашение государством задолженности АПК, так как именно государственная политика, не согласованная с крестьянством, - главный виновник образовавшегося долга;
коренное изменение государственной политики в формировании социальной сферы сельских территорий.
По нашему мнению, бюджетная поддержка федеральных программ развития села явно недостаточна, и должна составлять не менее 100 млрд. руб. в год. А то, что делает правительство - целенаправленная политика разрушения основных отраслей сельского хозяйства по всем его отраслям.
Власти ошибочно полагают, что крестьянин согласен с этой политикой, в очередной раз промолчит, поверит очередным обещаниям и заверениям. Но они ошибаются. Протестное сознание в российской деревне нарастает. Только комплексный подход, внедрение научно обоснованных систем, включающих в себя современные достижения в биологии растений и животных, технике и технологиях, развитие производительных сил, сельской инфраструктуры с опорой на государственную поддержку поможет достичь высоких результатов в производстве и возродить село.

В.И.Кашин,
заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат ГД РФ, академик РАСХН

Правда - info

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100