Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» 5 сентябрь, октябрь 2014  -  cодержание номера 

В Китае испытан лазер для уничтожения беспилотников

Китайские инженеры создали высокоточную лазерную установку, способную сбивать легкие беспилотники на небольшой высоте. Устройство работает на расстоянии до 2 км и поражает цель в течение 5 секунд после ее обнаружения. Об этом сообщило информационное агентство Синьхуа со ссылкой на Китайскую академию инженерной физики (САЕР).
 
Внешне лазерная установка представляет собой металлический ящик, окрашенный в камуфляжный цвет. Систему планируется использовать для обеспечения безопасности во время проведения массовых мероприятий в черте города, а также для решения вопросов, связанных с нелицензированной картографической деятельностью. Заявленная эффективность достигается при условии, что цель движется со скоростью до 50 метров в секунду на высоте не более 500 метров.
 
Сообщается, что небольшие беспилотные летательные аппараты стоят относительно недорого и просты в использовании, что делает их удобным оружием для использования террористами. Как правило, перехват таких беспилотников доверяют снайперам и вертолетам, но их ошибка может привести к нежелательным последствиям. Новая система, которая может устанавливаться в автомобилях, подтвердила свою высокую эффективность в ходе недавних испытаний – с ее помощью были сбиты более 30 беспилотников.
 
В настоящее время академия занимается усовершенствованием системы – ведутся работы по увеличению мощности и дальности лазерного излучения.
Китай уделяет большое внимание вопросам обеспечения безопасности во время проведения внутриполитических встреч, международных конференций и спортивных мероприятий. Но недавние протесты в Гонконге показывают необходимость усиления мер, направленных на охрану общественного порядка.
 
Наземные лазерные комплексы стали разрабатываться в СССР с 1975 года. Одновременно велись интенсивные работы по отработке сопровождения космических целей и баллистических ракет. Полигонные испытания проводились на объекте  «Терра» — работы НПО «Астрофизика»  применительно к противоракетной и противоспутниковой обороне, и объекте «Омега» — работы НПО «Алмаз» применительно к противовоздушной обороне.
 
Эффективность установок в воздействии на космические объекты может проиллюстрировать интересный случай. Маршал Советского Союза Дмитрий Устинов предложил применить лазерный комплекс для сопровождения американского шаттла. И 10 октября 1984 года во время 13-го полёта «Челленджера», когда его витки на орбите проходили над районом Балхаша, эксперимент состоялся. Лазерный локатор 5Н26 / ЛЭ-1 начал работу в режиме обнаружения с минимальной мощностью излучения. Высота орбиты корабля составляла 365 км, наклонная дальность обнаружения и сопровождения — 400-800 км. Однако на шаттле внезапно отключилась связь, возникли сбои в работе аппаратуры и астронавты почувствовали недомогание. Когда американцы стали разбираться, что же произошло, то поняли, что экипаж подвергся какому-то искусственному воздействию. В дальнейшем лазерная установка и радиотехнические комплексы, имеющие высокий энергетический потенциал, для сопровождения шаттлов не применялись.
 
В 2008 году американцы громко радовались успешным испытаниям по программе ABL (Воздушный лазер). 1-3-мегаваттный боевой лазер был установлен на борту военного «Boeing 747-400» и в ходе испытаний успешно «нагрел» мишень с частичным её разрушением. Ранее американцы испытывали установку NKC-135А, но дальность её действия не превышала 5 км, а мощность составляла 0,4-0,5 Мвт. У нас мегаваттный лазер летал ещё с начала 1980-х (комплекс А-60 на борту Ил-76МД).  О ходе его испытаний известно немного, но «работа» велась как по наземным целям и стратосферным аэростатам, так и по воздушной мишени. Самолет Ла-17 был сбит высокоэнергетическим СО2-лазером, созданным НПО «Алмаз» в 1976 году.

Другие статьи номера «ПВ» 5 сентябрь, октябрь 2014

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100