Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» 5 сентябрь, октябрь 2014  -  cодержание номера 

Нужны ли России вертолетоносцы «Мистраль»?

Во Франции отказались подтвердить дату передачи России первого из двух заказанных ей вертолетоносцев класса «Мистраль». Недавно российский вице-премьер Дмитрий Рогозин сообщил, что передача РФ корабля «Владивосток» намечена на 14 ноября во французском порту Сен-Назер. «Какую-либо дату передачи корабля подтвердить на данном этапе невозможно», — заявил Франс-Пресс представитель оборонной госкомпании DCNS, выполняющей заказ РФ.

«DCNS уточняет, что ожидает от правительства экспортного разрешения, необходимого для передачи вертолетоносца», — цитирует Франс-Пресс официальное заявление компании. «Какую-либо дату передачи корабля подтвердить на данном этапе невозможно», — сообщил представитель DCNS.

Ранее вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин сообщил, «Рособоронэкспорт» получил приглашение от французской стороны прибыть во Францию 14 ноября для передачи первого вертолетоносца типа «Мистраль». Письмо компании DCNS, — утверждает Рогозин, — датировано 8-м октября. Своим ответом на информацию Рогозина DCNS дала понять, что следует ранее определенному графику выполнения коммерческого контракта.
 
Однако в нынешних условиях окончательное решение о судьбе «Мистралей» будет принято президентом Франции и станет исключительно политическим. 16 октября на саммите Азия-Европа президент Франции предупреждал, что вертолетоносцы будут поставлены России только при условии полного прекращения огня на юго-востоке Украины. Глава министерства обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан сказал, что президент Олланд примет решение по «Мистралям» в течение ноября.

По сообщению же Рогозина, 14 ноября в порту Сен-Назер на западном побережье Франции состоится церемония передачи первого корабля «Владивосток» российским военным. В этот же день пройдет церемония спуска на воду второго вертолетоносца «Севастополь». Пока, по словам вице-премьера, контракт выполняется в срок. Рогозин добавил, что окончательное решение остается за президентом Франсуа Олландом.
Однако стало известно, что сотрудник судостроительной компании DCNS уволен за приглашение российских представителей на церемонию передачи первого из двух кораблей типа "Мистраль", предназначенных для поставок в РФ.
 
Как сообщает французская делова газета Echos, генеральный директор DCNS Эрве Гийу лично отстранил от занимаемой должности Ива Дестефаниса. При этом письмо с приглашением посетить церемонию передачи корабля, которое Дестефанис отправил в Москву, не фигурирует в качестве официальной причины увольнения. Бывший сотрудник, по мнению руководства, "допустил действия, которые имели негативные последствия для будущего компании", за что и был отстранен от должности. Представители DCNS и компании-подрядчика STX, осуществляющей строительство "Мистралей", комментировать ситуацию отказались, пишет издание.
 
В письме, которое, по данным Echos, было отправлено Дестефанисом, также содержалось уведомление о том, что церемония передачи корабля запланирована на 14 ноября. Впоследствии французское руководство опровергло эти сведения, заявив, что текущие политические условия делают передачу корабля РФ невозможной.
 
Контракт на постройку двух французских вертолетоносцев "Мистраль" для ВМФ РФ был подписан в июне 2011 года. Общая сумма контракта составила 1,2 миллиарда евро, из которых Россия уже выплатила 880 миллионов евро, октябрьский платеж составил 60 миллионов.
 
Франция уже неоднократно сдвигала сроки поставки первого корабля, а также грозилась полностью приостановить сотрудничество, связывая свое решение с кризисом на Украине. Эксперты отмечают, что Париж действует под давлением США, которые, в свою очередь, выступает против осуществления контракта.
 
Глава администрации президента РФ Сергей Иванов заявлял, что Россия будет судиться с Францией в случае непоставки "Мистралей" и требовать возместить неустойку по контракту. Финансовые обязательства, в совокупности с неоднократными заявлениями представителей российского оборонного комплекса о том, что РФ своими силами может построить аналог "Мистралей", очевидно вынудят Францию все же выполнить обязательно перед Россией, уверены специалисты.
 
Заказанные «Мистрали» понадобится разве что для десантирования живой силы в ближнем прибрежном тылу противника с приближением судна к берегу на расстояние до 100-200 км. Но для него потребуется всесторонняя защита с использованием различных судов, в том числе для борьбы с подлодками, а также защита с воздуха истребительной авиацией. И еще вертолетоносец должен будет сопровождать танкер с горючим.
Скорее всего - это вчерашний день тактических боевых действий ввиду малой маневренности и большой уязвимости подобной эскадры. Да и строительство такого судна в другой стране чревато скрытой диверсией в час Х.  Не лучше ли будет, воспользовавшись санкциями, от заказа отказаться?
 
Почему президент Франции, идя на поводу Обамы, рискует аннулировать российский заказ,  в какой-то мере объясняет Мартин Жако в статье, напечатанной в газете Le Monde. Дело в том, что Канада планирует диверсифицировать источники приобретения вооружений и заказать несколько кораблей во Франции. В состав делегации, сопровождающей Франсуа Олланда в его поездке в Канаду, вошел дипломатический советник президента DCNS, кораблестроительной компании, которая строит корабли Mistral. Это немаловажный факт. Стоит отметить, что премьер-консерватор Канады Стивен Харпер, сторонник жесткой линии в отношении Москвы, порадовался тому, что Франция приостановила передачу России первого корабля проецирования силы и управления, пишет автор статьи.
 
Канада приступила к реализации программы модернизации своего военно-морского флота и сил береговой охраны, беспрецедентной в мирные времена. В этой программе, оценивающейся в 35 млрд. канадских долларов (28 млрд. евро), надеются поучаствовать, получив контракты, DCNS, а также Dassault или Thales. Канадская армия, традиционно вооружаемая американскими предприятиями, "теперь намерена диверсифицировать партнеров в сфере обороны", указывают официальные канадские и французские источники, говорится в статье.
 
В рамках этой программы, по заявлениям министерства обороны, предусматривается "модернизация 12 фрегатов класса Halifax и покупка трех новых кораблей: корабля общевойсковой поддержки, корабля патрулирования за пределами территориальных вод и в Арктике и корабля для ведения надводного боя. Речь идет о 21 корабле, для которых Оттава выбрала судостроительные канадские верфи Irving Shipbuilding в Галифаксе, сообщает автор статьи.
 
"DCNS, открывшая свое представительство в Оттаве в 2012 году, предложила канадцам проект многоцелевого фрегата Fremm, а также систему управления боем Setis. Французская компания также заявила, что фрегат Fremm может быть полностью построен в Канаде. Канада сама не строила военные корабли с 1980 года и хотела бы оснастить свою армию средствами мирового уровня. Купит ли она заказанные Россией Mistral "под ключ"? В конце мая сенатор-консерватор Хью Сегал публично предложил Канаде купить эти боевые корабли, чтобы Франции не пришлось передавать их России", - говорится в статье.
 
Моисей Гельман

Другие статьи номера «ПВ» 5 сентябрь, октябрь 2014

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100