Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» №16, ноябрь 2004  -  cодержание номера 

Кто и куда потянет нефтепроводы?

Николай Кузнецов

До конца этого года Правительство РФ намерено определиться по приоритетам в стратегии строительства новых экспортных нефтепроводов. В отличие от прошлых лет, видимо, на этот раз так оно и будет, учитывая, что в октябре было проведено специальное совещание в Кремле на эту тему пэкспортных нефтепроводовод руководством президента страны. В ожидании события наблюдается очередной виток споров между сторонниками либерализации труботранспортной системы и сохранения ее в государственной собственности. Первые настаивают на том, что правительство должно отменить монополию государственной собственности на магистральные трубопроводы и, соответственно, вето на строительство и эксплуатацию их частными компаниями. Прежде всего, на экспортных направлениях. Вторые полагают, что государственные интересы не позволяют отдавать нефтяные артерии страны на откуп частным структурам, руководствующимся, зачастую, лишь собственными интересами.
А эти интересы далеко не всегда полностью совпадают со стратегическими представле-ниями и планами государственного руководства. Так, последние два-три года взоры неко-торых крупнейших российских компаний с растущим интересом обращаются к северо-американскому рынку нефти и нефтепродуктов. Компания "Лукойл", например, уже име-ет более 1200 АЗС в США и, как сообщается, приобретает еще около 800 у компании "Коноко-Филлипс", которая недавно купила государственный пакет ее акций. Вопрос, ку-да в перспективе возить нефть, все конкретнее встает перед теми российскими компания-ми, которые нацеливаются на освоение месторождений углеводородов на Крайнем Севере и шельфе Арктических морей. Соответственно, усиливается их интерес к прокладыванию новых маршрутов транспортировки нефти от мест добычи к экспортным портам. Пожалуй, самым крупным проектом такого рода за последние годы стала предложенная несколькими российскими компаниями "Мурманская трубопроводная система" (МТС) - из Сургута к Мурманскому порту.
Выдвигая свои проекты, компании имеют в виду осуществлять их не только за счет собст-венных средств, но и при поддержке государства, а также силами государственной АК "Транснефть". Но в правительстве уже сложились иные представления о приоритетах в нефтепроводном строительстве, и, видимо, именно они будут официально подтверждены в конце года. На первое место ставится развитие до 62 млн. тонн в год уже функциони-рующей Балтийской трубопроводной системы. На второе - восточное направление с пер-спективами освоения ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока и организации экс-порта нефти в Китай, Японию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Что же касается так называемого "северного" маршрута с окончанием в Мурманске либо каком-то другом пункте на Арктическом побережье европейской части России, он скру-пулезно прорабатывается в "Транснефти". Однако проблема в том, что вопреки подпи-санным меморандумам, нефтяные компании не внесли ни копейки в финансирование этой разработки. Одно дело - выдвигать идеи, и совсем другое - платить за их реализацию. По-этому проект "северного" нефтепровода остается на повестке дня, но нет ясности в том, кто и как будет его финансировать.
Только что появилось и кое-что новое - намерение государственной компании "Рос-нефть", завершающей свое вхождение в "Газпром", построить собственный нефтепровод от Ванкорского месторождения до порта Диксон на побережье Карского моря. По мнению президента "Транснефти" Семена Вайнштока его компания сейчас не готова взяться за данный проект в связи с предстоящими работами по более крупным инфраструктурным объектам. Отметим в связи с этим, что для проведения внятной государственной полити-ки в стратегически важной трубопроводной сфере необходимо четкая последовательность действий в реализации проектов. Кроме того, каждая госкомпания должна заниматься своим делом - одна добывать нефть, а вторая - строить и эксплуатировать нефтепроводы. Любая конкуренция между ними контрпродуктивна.
Найти приемлемое для всех решение такой сложной проблемы, как неантагонистическое сочетание стратегических задач государства и экономических интересов нефтяных ком-паний, конечно, далеко не просто. Поэтому - возможно, из-за нетерпения и спешки - не-которые участники дискуссии из числа представителей частных компаний и их лоббистов решили двинуться более легким путем. Они пытаются свести весь вопрос к спору о том, кто и что препятствует наращиванию темпов добычи и экспорта нефти в нашей стране. По их утверждениям, главным ограничителем стало слишком медленное развитие трубо-транспортных систем на перспективных экспортных направлениях.
В ответ руководители "Транснефти" выдвинули свои аргументы. С 1985 г. по 2000 г. в России вообще не строились магистральные нефтепроводы, а с 2001 г., проложено более полутора тысяч километров. Инвестиционных проектов подобного масштаба (добавим - реализованных в столь сжатые сроки) в пореформенной России, пожалуй, больше не най-ти. Расширение возможностей трубопроводной системы адекватно, более того - опережа-ет темпы роста экспорта нефти.
Прирост экспортных возможностей компании за последние пять лет составил около 70% - со 142 млн. до более 240 млн. т. В 2005 г. ожидается 255 млн. т. Впоследствии должны быть перекрыты и ориентиры Энергетической стратегии РФ по добыче нефти на 2010 г. и 2020 г. - соответственно, 490 млн. и 520 млн. тонн. В то же время, как утверждает С. Вайншток, нефтяные компании уже и сейчас не справляются с заявленными ими объема-ми загрузки систем компании. За три квартала текущего года планы сдачи ими сырья бы-ли откорректированы в сторону снижения на 13 млн. то есть, к концу года будет не менее 14 млн. т. И еще один аргумент. Сталкиваясь со стремлением компаний форсировать экс-порт, правительство выражает беспокойство по поводу неблагоприятного, по оценкам ведомств, соотношения темпов роста добычи нефти, с одной стороны, разведки и освое-ния ее новых запасов, с другой. По мнению главы МПР Юрия Трутнева, объемы добычи нефти в Западной Сибири - ключевом регионе для отрасли - могут снизиться уже в ближайшие годы. Около 60 процентов эксплуатируемых месторождений характеризу-ются падающей добычей В целом по отрасли объем эксплуатационного бурения сокра-тился по сравнению с 1990 г. примерно в четыре раза, разведочного - в пять раз.
Сейчас российские магистральные нефтепроводы работают со 100-процентной нагрузкой. Задача "Транснефти" не только в том, чтобы выполнить "план по валу" перевозок, но и обеспечить нормальный технологический режим эксплуатации системы. Впервые воз-никший профицит трубопроводных мощностей позволяет снизить нагрузку до нормаль-ных в экономически развитых странах 80 процентов, а, кроме того, дает определенную свободу маневра для экспортеров нефти. По сути, создаетcя "окно возможностей" для того, чтобы производители могли задуматься над своими стратегическими планами раз-ведки и освоения новых месторождений. Именно здесь и следует искать "золотую середину" - такие варианты развития нефтедобывающей и нефтетранспортной отраслей, которые могли бы примирить интересы частного бизнеса и государства на основе при-оритета общенациональных интересов.
                                                                                                                    Политком.ру

Другие статьи номера «ПВ» №16, ноябрь 2004

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100