профессор, д.т.н.
Сейчас, с высоты прожитого, понимаем, какие замечательные люди учили нас в непростое военное и послевоенное время. Насколько профессиональными и, главное, человечными и высокоморальными были они, учителя наши. Сколько сил жизненных, энергии, душевной теплоты и знаний, отдали они, сея в душах наших «разумное, доброе, вечное».
Так всё и было: и «вечное» - до сих пор оно в нас, и «доброе», и «разумное». Потому и век ушедший таким был, когда мы входили в первую тройку мировых держав, а сегодня стали страной третьего (а, может, пятого?) мира. А «разумное» - это наш добротный советский ресурс, который начинает уже исчерпываться. И первым звоночком того стала авария 2005 года на Чагинской подстанции в Москве, когда без электричества треть столицы осталась, а также были отключены от системы электроснабжения множество районов Московской, Тульской, Калужской и Рязанской областей. Затем вышла из строя Саяно-Шушенская ГЭС - лучшая советских времён и станция мирового уровня. А потом - чудовищные пожары, охватившие летом 2011-го 20 областей в Центре, Поволжье, на Чукотке и в Дагестане. А потом - энергетическая катастрофа, оставившая без света, воды и тепла в разгар зимы 2010-2011-го сотни населённых пунктов Подмосковья. Сегодня у нас горят дома престарелых, падают боевые и гражданские самолёты и вертолёты, горят и тонут подводные лодки, взрываются военные склады, рушатся жилые и общественные сооружения…
Но это только начало, потому что сколько можно потреблять советское, ничего взамен не создавая? Пора бы уже за ушедшие 25 лет и что-то своё свершить. Так не свершают же, ибо некому свершать - специалистов-то почти не осталось. А не осталось потому, что в стране утрачено образование. Началась его экспоненциальное затухание, думается, с внедрения в нашу жизнь американской системы образования (привет Соросу!), которая, как любят хвалиться творцы её, даёт внукам нашим удочку, чтобы ловить ею рыбу. Ну и дали им удочку эту - Интернет, мобильники, а теперь ещё и смартфоны-фэйсбуки всякие. Теперь ребята любую электронную шпаргалку на контрольной и на экзамене сладят, и любой реферат из Интернета скачают. Всё что угодно, лишь бы самим не думать-делать.
Один профессор, философ, жаловался, что пять аспирантов перед экзаменом принесли ему пять рефератов из предлагаемого перечня. И все они, рефераты эти, оказались идентичными. Идентичными, ибо все они, как один, были из Интернета скачаны. Это не просто «удочка», а сеть целая мелкоячеистая! А знаний-то молодые никаких не получают, зачем они, если есть эта палочка-выручалочка? Но и с удочкой той они особо не работают. Вот и не знают сегодняшние наши внуки ничего!
Учителя наши тоже дали нам «удочку». Но в наше время ею были любовь к книге и умение работать с ней, а главное – привитые навыки работать-трудиться. Сегодняшние «удочки», - Интернет и пр., мы потом сами добрали. Делов-то! И еще главным было то, что наши учителя дали нам не только «удочки» эти, они дали нам ещё и сами знания. Знания добротные - фундаментальные, всесторонние и обширные.
Нам повезло, это была ещё старая, столетиями проверенная, немецко-прусская и она же классическая старорусская, гимназических времён, система образования. Система – это когда, прежде всего, давались сами знания того, как их – знания добывать. Впрочем, последнее, пожалуй, было излишним - до него мы и сами доходили, если надобность такая появлялась. Давались нам те знания не между прочим и облегчённо-необязательно-безответственно, в процессе игры некоей и штучек всяких развлекающих, а серьёзно, в трудном процессе преодоления нашего недовольства и детских слёз неприятия. Эти знания в прямом смысле вколачивались, вдалбливались в нас!
Сегодня же всё это делается по-американски и по-«болонски», когда учат, прежде всего, пресловутым «удочкам», как пользоваться ими, на кнопки всякие нажимать. А потом уже, между прочим, всему остальному. И всё это ещё и в некоей развлекательной форме. И ещё, чтобы, дети, «учась» таким образом, не дай Бог, не переутомились. И ещё, чтобы им, при этом им, не дай Бог, скучно не было.
Вот и проходят школьный курс ребятки наши легко, весело и непринуждённо, не напрягаясь-перетруждаясь, «в процессе игры» - как с гордостью докладывают их наставники. А «без труда, как известно,.. ». В результате имеем то, что имеем. Ну, и что имеем-то? Смех один!
Сегодня детишки «винерами» себя называют. Конечно, это не то, что мы, «лузеры». Но если отбросить в стороны мусорные «лейблы» эти, то нет в результате штудий таких у внуков наших знаний. Никаких нет знаний. А испортили детей «удочки» эти, потому что до знаний руки у них так и не доходят. Некогда ребяткам учёбой заниматься: они всё в игры-стрелялки играют, кнопки компьютерно-мобильные давят, и иномарки уже с двенадцати лет водить начинают. До учения ли тут? Да и вообще знания - это уже как-то не принято-модно сегодня в России. Неспроста ведь все чаще слышно, что «если ты такой умный, то почему такой бедный?».
Интегральный показатель невежества школьного сегодняшнего - тотальная потребность в репетиторах. Вот уж чего у нас категорически не было, так как школьных знаний с избытком хватало для поступления в ВУЗ. О репетиторах мы разве только по книгам Гаршина знали - был такой способ заработка у бедных студентов в царские времена. Сегодня же нужда в репетиторах даже после школ «продлённых», «продвинутых», «образовательно-воспитательно-толерантных», лицеев, гимназий и колледжей всяких. Они действительно ничего не знают, и всё угадывают: ответы на вопросы в ЕГЭ на экзаменах, на конкурсах по подсказкам с клеточками-буквами, и кроссворды-чайнворды всякие.
«Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас», - курс литературы наш старый школьный вспомнился. Спросил у двух магистров-отличников из «Вышки» в шапочках корпоративных университетских и в мантиях долгополых: «Это чьё же будет, ребята»? Не знают они, но отвечают «знакомое что-то». Подсказал: «Русский поэт с именем на М». - «Нет проблем, - Михаил Булгаков!». Эдакая лёгкость в мыслях. Воистину газмановское: «Мои мысли, мои скакуны, - эскадрон моих мыслей шальных!».
Или, вот, журналисты собрались. Проблему обсуждают. Один - о том, что в годы Пушкина его как поэта не знал никто. А другой эрудицией блеснул: «А вот Венедиктова тогда все знали!». Венедиктова, видимо по ассоциации с главным редактором радиостанции «Эхо Москвы» - это вместо поэта романтического толка, современника А. Пушкина, Веневитинова! Он бы ещё Тоню Самсонову и Матвея Ганапольского из «Эха» приплёл, гуманитарий волны новой!
Телефонный звонок. Высокоучёная девица (представилась: социолог, МГУ закончила) проводит опрос населения по поводу культурного досуга: «Какие вы музыкальные FM-станции слушаете?». - «Орфей». - «Ой, как интересно! А как эта станция пишется: через «А» или «О»? - «?!».
Вот что рассказал на «Эхе» журналист из «Московского комсомольца» Минкин: «Тут к нам, в редакцию МК, пришли четыре барышни с Селигера - это «нашистки» такие, и мы не знали - то ли они действительно на практику пришли, то ли они посмотреть пришли, как мы тут устои им подрываем. И меня попросили побеседовать с ними. Я согласился, забежал в машбюро, напечатал анкетку, раздал им и сказал, что у вас две минуты на то, чтобы ответить. Знаете - пишете, не знаете - прочерк.
Первый вопрос: полковник Буданов - герой, жертва, преступник? Ничего от них не узнал, потому что никто из них не знал, кто это такой вообще. Он не существует для них. Ну и ладно. А ещё я там написал несколько имен-отчеств - царских, императорских, генсековских (типа Владимир Владимирович, Леонид Ильич), и нужно было только фамилию дописать. С Владимиром Владимировичем все идеально получилось, и с Владимиром Ильичом - тоже. Всё правильно они написали. А вот с Иосифом Виссарионовичем две из четырех написали «Кобзон». А потом был вопросик почище - «22 июня - это что?». Одна написала: «День Конституции», другая - «День защиты детей», - видимо, слово «июнь» у нее сработало. А третья, самая гениальная, - у нее «красный диплом» был (видел ее резюме), написала: «Это - дата». Я бы глубоко восхищен - она далеко пойдет, ещё будет министром культуры у нас».
Итоги сдачи экзамена по русскому языку в МГУ (!), - вот вам и 182-е место в мировом ВУЗовском рейтинге 2009 года. Подводит итоги доцент кафедры стилистики языка А. Николаева: «Из принятых в этом году на журфак МГУ 229 первокурсников на страницу текста сделали меньше 8 ошибок лишь 18%. А остальные 82%, включая 15 «стобалльников» по ЕГЭ («сверхпятёрочников» то есть, - А.Б.), сделали в среднем по 24-25 ошибок. Практически в каждом слове было по 3 - 4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. А многие слова понять было просто невозможно. Фактически это были уже не слова, а их условное воспроизведение. Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. А это даже из конкурсного (!) сочинения: “протокот Овакум”. Причем все это перлы студентов из наиболее сильных групп газетного отделения. Так сказать, будущая журналистская элита наша. А у этой элиты 10% написанных в диктанте слов даже не являются таковыми. Это, скорее, наскальные знаки, чем письмо. Причина - наши выпускники ничего не знают, потому что ничего не читают. Плюс колоссальные пробелы в основополагающих знаниях. Например, полное отсутствие представлений об историческом процессе: говорят, что МГУ был основан в прошлом, ХХ веке, но при императрице Екатерине».
Они ничего не знают. Они - это фигуранты, гордо именующие себя поколением NEXT, или поколением «Y», «виннеры» наши. Кто был до них, - это поколение «X». А для нас в их системе даже буквы не нашлось. А ещё молодые, по их же мнению, это поколение «millenium», поколение «тысячелетия» то есть. Это же надо эксклюзив такой - поколение «тысячелетия»! К слову, в США поколение millenium характеризуется, как то, что они молоды и умны, любят работу и готовы брать на себя ответственность. Что же наши-то убогие такие? Знамение времени - слов иностранных много, а толку - никакого.
Вот девица-«millenium», журналистка, выпускница МГУ дипломированная, статью пишет про «секретного физика» (? - А. Б.) Алексея Берга. Это она так нашего великого радиотехника, кибернетика, академика с мировым именем и полного адмирала флота Акселя Ивановича Берга величает. Она же ничего не читала, а что-то где-то слышала, в кино, в сериалах видела, и так вот послышалось ей. Да что академик Берг!
Как-то кто-то вывесил в своем блоге стихи классиков. Сразу же откликнулись девочки, думается, выученицы «Дома-2». И пишут они (стиль, знаки препинания и компоновка текста сохранены в точности)… Ф. Тютчеву (?!): «Ты мальчишка прекольные стихи пишешь, а каментировать их не гоже. Они глупые люди.........ты будующий Пушкин......так держать! Я сама соченяю! а сколько тебе лет что такие класные стихи молодец».
А вот «коммент»… И. Северянину: «Игореша - уважуха и респект! best of the best пиши побольше прошебает до слез, - ты мой любимый афтор. Ты из какого города? может напишешь мне поболтаем». А вот - Б. Пастернаку: «БорянЯ тебе так скажу особой мысли у тебя нет, но мне понравилось ------ МОЛОДЕЦ!!!!! пеши, и разкрывай свои чуства!)))))удачки)) мой уин (номер аськи))».
И прав оказывается наш «извечный враг» З. Бжезинский, когда пишет: «Россия рискует превратиться в пустое пространство». С такими грамотеями, - запросто! «За всё убожество это со временем мы расплатимся полной мерой. Ведь люди, которые не могут ни писать, ни читать и, соответственно, не умеют разговаривать, идут на все ВУЗовские специальности, в т.ч. в медицину, биологию, ядерную физику, авиа- и космостроение и другие сложные, влияющие на качество и безопасность жизни людей, области знания. Но даже это ещё не самое страшное. Дело в том, что дети уже не понимают смысла написанного друг другом. А это значит, что мы идем к потере адекватной коммуникации, без которой не может существовать общество. Мы столкнулись с чем-то страшным. И это ли не край бездны, а, может, мы уже на дне её» - А. Николаева («Московский комсомолец», 03.11.09).
Они, дети эти, не только ничего не знают. Вырастая, они, соответственно, ничего и не умеют делать. Вот, молодёжный научно-творческий конкурс. Научный и творческий одновременно. Учредители: «Нам удалось разбудить энергию молодых специалистов, и она начинает воплощаться в конкретных результатах». Ну и что это за результаты такие воплощённые? Вот пик: кто-то из «лауреатов» предложил оснастить путевых рабочих и ж/д локомотивы GPS-приёмо-передатчиками. Спасибо, что хотя бы не американскими, а нашими ГЛОНАСС оснастить предложили. И тогда при их, рабочих и локомотива, опасном сближении должно произойти автоматическое торможение состава. Но это тоже всего лишь на уровне предложения. Это есть научное и творческое now-how?! Да для него исключительно трёхклассного образования хватит и элементарно здравого смысла. Вот такие они у нас сегодня лауреаты из «молодых специалистов».
Пытаешься, скажем, в киоске зарядить плёнку «Кодака». Девица-«специалист» бестолково тычет пальчиком куда-то. Вердикт: «Аппарат сломался!». В другом киоске «сломанный» аппарат заряжают без проблем. Или, ремонт электроники - это не как раньше: осциллограф, тестер, паяльник. Сегодня - только блоки могут заменять. И те, только «тыком», пока прибор не заработает. Потому что не понимают они, как тот прибор работает.
Электронная почта - сигнала в сети нет. Звонишь в сервис. Девица-консультант: «Отключите модем от питания и снова включите. Что, не работает? Ну, не знаю, не знаю».
Или, «Дети умнее родителей» - написала какая-то журналистка из «Аргументов и фактов». Это о том, что девятиклассники после школьного курса информатики, спрограммировав чепуху какую-то, получили за нее деньги и «утёрли нос» тем своим безработным родителям-инженерам. А ведь ОНО, написавшее это, не ведает, что элементы программирования можно знать, абсолютно не владея ничем другим. Ну, спрограммировали эти ребятки, как побыстрее найти какие-нибудь кульки на складских полках. Но они никогда, пока не окончат приличный институт типа Бауманки и не овладеют высшей математикой, физикой, механикой, сопроматом, газовой динамикой, теорией упругости, да мало ли чем ещё, не смогут, как их родители инженеры, создать, скажем, модель обтекания той или иной конструкции в газовых потоках. Не говоря уже о создании самой этой конструкции. Этой или любой другой. Не смогут, принципиально не смогут создать они всё это, пока не овладеют всей инженерной культурой, всем фундаментом классических знаний. Ну и расставят программным путём дети, которые «умнее своих родителей», эти паршивые кульки по полкам или даже научатся с помощь RFID отыскивать и сопровождать их. А вот кто сами эти модели, конструкции и, наконец, сами системы RFID создаст? Эти дети? Никогда! Это могут сделать только квалифицированные инженеры. Ну и где они сегодня, те инженеры российские? А ведь всё со школы начинается.
В наше время преподавание школьных предметов - математики, физики, химии, иностранного языка, географии, биологии, истории, логики, психологии велось не столь занимательно-расслабленно, умственно-щадяще и технически оснащённо, как сегодня. Но и не столь же выборочно-фрагментарно и приватно. У нас всегда царствовало железное - «Надо!». Читали и учили, учили и читали. И всё подряд, и всё наизусть, и по многажды раз. Не жалели нас. Принуждение? А как же, да сколько угодно было его. А потом только «спасибо» говорили мы за то. До сих пор всё знаем и внукам помогаем - вместе ВУЗы по второму и третьему разу заканчиваем. За них и вместо них, убогих.
Потому и благодарны мы учителям нашим за науку такую. А благодарность наша в том, что всё, что вокруг хорошего, и чем до сих пор пользуются - города, заводы, дороги, гидро-, теплоэлектростанции, остатки оборонки и даже электрички наши, уже изрядно раздолбанные за последние 25 лет, создано нашими старшими поколениями. А создано потому, что нас хорошо учили в детстве. И учили нас учителя наши часто, когда это надо было, а надо было почти всегда, принуждая. Принуждая, потому что несмышлёные мы, как и все в этом возрасте, были. Принуждали, потому что всякое истинное учение - таблица умножения, алгебра-тригонометрия, интегралы-дифференциалы всякие, гаммы-сольфеджио, да и вообще всё, что есть хорошего в жизни, может только через такое доброе принуждение на пользу пойти. А всё плохое, что, например, происходит в России сегодня, приходит само. Когда добро молчит, зло торжествует. Вот оно и торжествует у нас!
А всё потому, что примитивным образом «нравится - не нравится» рассуждают высоколобые «говорящие головы» и диссертации по такой дидактике пишут. Но когда преобладает только «нравится-не нравится», то этим всё только можно разрушить: взрослых - разложить праздностью-развлекухой, а молодёжь не только разложить, но ещё и растлить. Соцреализм в наше время показывал, как «должно быть», а сегодня, показывают, как «есть». А как «есть»? «Чернуха» одна есть! Вот и хлебаем её полной мерой.
Не трогай систему (это на тему «нравится-не нравится»), не управляй ею, она и развалится. «Тепловая смерть Вселенной» из классической термодинамики - феномен известный. Вот и вымираем потихоньку, посредством всех этих «нравится-не нравится». А делай только то, что нравится, к чему призывают в рекламе и нередко учат в школе, в животное превратишься. Они, животные, только так и живут. Потому они и животные.
Вот и многие люди, уподобляясь животным, в них же сегодня и превращаются.
Ещё, что очень важно, и что утеряно сегодня. В наше время много и, прежде всего, в школе, учили русский язык. Русский язык - как основу великой культуры российской. Нелегкое это дело было - бессчётные диктанты, изложения и сочинения. Но еще драмкружки школьные были. И в театры ходили. И литературные передачи по радио слушали - для школьников и взрослых - все подряд. Кругом речь русская была, богатая и мелодичная! На том самом языке русском, который «великий и «могучий». А какие дикторы были тогда, как они говорили: Ю. Левитан, О. Высоцкая, Н. Бодрова, В. Балашов, И. Кириллов, А. Шилова, В. Леонтьева - все они школы наши заканчивали.
Мы тогда много слушали и много читали вообще всё подряд - как знать, что потом пригодится. Но не только в чтении дело было, во всей обстановке тогдашней, способствовавшей и настраивавшей на культуру вообще. Помнится, в 1955 году в Пушкинский музей посмотреть картины Дрезденской галереи километровые очереди выстраивались, тысячи и тысячи людей многие часы на жаре выстаивали. А недавно трёх девушек в очереди в Первоуральске задавили. Но рвались они, увы, не в тамошний Краеведческий музей. Они рвались на… дискотеку в развлекательном центре, чтобы успеть на халяву в первые бесплатные полчаса, проникнуть в заветное место. Помню какие очереди приходилось в наше время выстаивать за театральными билетами на спектакли. Какая русская речь была во МХАТ-е, в Вахтанговском, Малом - уникальная старомосковская-замоскворесная!
А какой уровень общения был тогда? Тянулись мы к нему. Поэтому до сих пор правильно пишем и говорим по-русски, и как диссонанс коробят безмерно все эти молодых «преценденты», «дистиплины» и «дивиденты», «лотареи» и «конъюктуры» и всякие «пироженое»-«психиаторы». Раскрыл недавно изданный каталог песен Ю. Визбора, а там значится: «Сретнинский двор» и «Волейбол на Сретинке. Глаза б не видели. Это она, курица «продвинутая», так набирала на компьютере: в руке сигарета и рот не закрывается, вот и трещит, как сорока. «Сретнинка»! А редактор либо тоже таков, либо вообще отсутствовал. Или «специалист по информатике» важно произносит «итерактивный» (процесс). Это как понять, - «итеративный» или же «интерактивный»? Видимо, - нечто среднее. И что же это такое?
Все приведенные примеры – свидетельство деградации речи и культуры. Действительно, как слышим, так и говорим. А так потому проиходит, что в некогда самой читающей стране давно уже никто ничего путного не читает. Все «кины»-ТВ-сериалы смотрят.
Интернет-дикость тоже коробит. В ставших пристанищем школьных троечников-двоечников соцсетях, в особую продвинутость, надо понимать, от нашего советского «отстоя» и «аутсайда», возводят «Фтему». Увидев в одном из блогов письмо на русском Интернет-жаргоне, американец возмутился: «Почему мне на непонятном языке пишут?». На что более «образованный» российский блогер ответил: «Учите албанский, мистер!». Теперь на смайлики перешли. Скоро вообще, как глухонемые, изъясняться будем.
Мы не такими были. Не такими, потому что у нас учителя замечательными были. Да и время было такое - высокоморальное и высокоинтеллектуальное. Оно немало способствовало и синергетизировало труды наших учителей, помогало им. Вот и вырастили они нас и ещё много поколений, подобными себе. Конечно, не во всём учителя наши идеальными были, не всегда управлялись с нами, да мало ли что ещё по мелочам. Но то процесс есть, а результат - налицо. Кто-то из них, учителей наших, конечно, несколько «лучше» был, кто-то - несколько «хуже». Но всё это неважно. Все они были едиными в главном - в своём высоком профессионализме, человечности и высокоморальности, позволившими им воспитать многие поколения себе подобными.
Пожалуй, не дано нам судить наших учителей. Не нам судить ИХ! Поэтому для нас они - все великие!