Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

«Дойные коровы» российской экономики

Урван Парфентьев

Вдохнуть жизнь в амбициозные проекты подъема российского ВВП государство хочет при помощи бизнеса. При этом власть, как и прежде, не имеет желания отдавать свои стратегические объекты в чужие руки: закон это запрещает, а бизнес не готов вкладывать в них деньги, не имея за ними никакого контроля — инвестиции могут не вернуться. Поэтому возник компромиссный механизм — государственно-частное партнерство, на которое обе стороны возлагают сейчас свои надежды.
Суть государственно-частного партнерства (ГЧП) состоит в том, что оно позволит бизнесу извлекать прибыль из эксплуатации государственных и муниципальных объектов, куда раньше частнику вход был закрыт. Госвласть и муниципалитеты, в свою очередь, при помощи денег предпринимателей смогут обновить свое хозяйство, завершить многочисленные долгострои и ввести новые объекты. Заменить, например, трубы обветшавших теплотрасс или положить новый асфальт на улицах. Да и прибыль определенную смогут получать — параллельно с бизнесменами — от продажи продукции или предоставления коммунальных услуг, тем более при отмененных льготах.
На федеральном уровне ГЧП можно использовать для решения очень дорогостоящих задач, которые ни один бюджет «не потянет». К примеру, покрытие страны сетью платных автодорог. Поэтому правительство обращается к бизнесменам, обещая им «верную прибыль» в виде платы за проезд по новой дороге, пока она не окупится. Аналогичная схема работает и при строительстве нефтепроводов, в которых может быть заинтересован бизнес.
Задачи местного уровня менее объемны, но не менее важны. В первую очередь, они касаются допуска внешних инвесторов к коммунальному хозяйству городов и поселков при сохранении безусловной муниципальной собственности на все подобные объекты. Как известно, муниципалитеты своих средств практически не имеют, а крупные кредиты брать не могут, поскольку отдавать их нечем. Бизнес же не хочет брать на себя дотирование многочисленных льготников и работать «в кредит», беспроцентный и бессрочный.
В такой ситуации весьма важно, что стратегический курс на партнерство власти и бизнеса теперь поддержан председателем правительства Михаилом Фрадковым. Это стало символом того, что власть признаёт возможность новых отношений с инвесторами, собирается делить с ними риски и ответственность, а самое главное — готова защитить вложенные деньги. Для этого были предприняты реальные шаги — подготовлены законопроекты «О концессиях», «О платных дорогах» и им подобные, а некоторые из них уже проходят чтения в Госдуме.
Тезис о «социальной ответственности» бизнеса, также громко провозглашенный властями, в немалой степени будет реализован именно в форме государственно-частного партнерства. Поскольку в большинстве случаев деньги бизнеса будут нужны как раз для социально значимых проектов. Например: частная управляющая компания берет на себя качественное обслуживание муниципальных теплосетей и водопроводов, внешние инвесторы финансируют строительство новых комфортабельных автодорог в регионе, власть и крупная корпорация на паритетных началах строят предприятие, которое даст работу жителям...
При таком варианте «давить на совесть толстосума» не понадобится — привлеченный очевидной выгодой он сам будет стараться опередить конкурентов в стремлении вложить деньги в такие проекты. В результате выиграют и рядовые граждане, и государство.
Выстраиванию культуры отношений бизнеса и власти должны помочь формирующиеся саморегулируемые организации — объединения бизнесменов, созданные ими самими. Взять, например, три ассоциации общероссийского масштаба — РСПП, ОПОРу и «Деловую Россию». Они во многом окупили затраты на свое создание уже тем, что облегчают российским компаниям обустройство на новых рынках, в том числе зарубежных, и отстаивание своих интересов. Для этих целей, например, был учрежден Российско-Китайский деловой совет, возглавляемый лидером «Деловой России» Борисом Титовым.
С другой стороны, саморегулируемые организации следят за «моральным обликом» своих членов — не допускают запрещенных приемов и недружественных поглощений. Тот же РСПП создал своеобразный «суд чести» — Объединенную комиссию по корпоративной этике (возглавляет ее опять же Борис Титов), которая разбирает конфликты между предпринимательскими структурами до суда и может предъявить виновному такие санкции, что мало не покажется.
Для власти «суды чести» бизнесменов важны тем, что ей будет предложен на выбор список уже прошедших «внутреннее чистилище» партнеров - они не подведут с исполнением своих обязательств перед государством и не навлекут на его «первых лиц» гнев народа, например, за отсутствующее отопление.
Таким образом, существование саморегулируемых организаций бизнеса немалым образом облегчает задачу не только формирования пространства для ГЧП, но и «притирки» возможных партнеров. Несомненно, подобные организации будут формироваться в России еще до вступления закона о них в силу, причем не только по «цеховому», но и по территориальному принципу. Нечто подобное мы имеем сегодня в форме региональных торгово-промышленных палат, зарекомендовавших себя более чем успешно.
Как известно, второй участник ГЧП — власть — уже выразила заинтересованность в корректном, законопослушном и социально ответственном бизнесе. Саморегулируемые организации бизнеса как раз и направлены на достижение этих качеств. Поэтому в таком «союзе равных» решение многих государственных задач, в том числе задачи удвоения ВВП, может оказаться более эффективным, если не единственно возможным.
Несмотря на то, что значимая роль саморегулируемых организаций в зарождающемся в России гражданском обществе вполне очевидна, и действуют они уже давно и, в целом, успешно, закона, регламентирующего их деятельность, в РФ до сих пор нет. Второе чтение Закона о саморегулируемых организациях в Госдуме запланировано на 27 октября — спустя целый год после первого чтения. Сами бизнесмены считают, что такой закон необходим.
«Несомненно, постановка на законную основу отношений саморегулируемых организаций с государством нужна, — говорит Борис Титов, — Есть определенные особенности нашей корпоративной системы, особенности развития экономики, при которых не было обычая, не было авторитетности организации, по-другому складывались отношения бизнеса и общества, поэтому приходится некими специальными «механическими» средствами определять некоторые системы взаимоотношений. Тем не менее, эти взаимоотношения есть, и есть их перспектива. Поэтому мы видим и свою перспективу, как организации по объединению предпринимателей, организации тех предпринимателей, которые сегодня являются, наверное, наиболее динамичной частью начинающей вставать на ноги корпоративной системы, которые сегодня работают каждый день на рынке, в конкурентной борьбе добывая свою прибыль,» — полагает Титов. 
«Росбалт»

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100