Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» № 7-8 июль, август 2012  -  cодержание номера 

Концерн «Росэнергоатом»: прошлогодние итоги

Концерн «Росэнергоатом» опубликовал отчет о результатах деятельности за 2011 год. Ниже публикуются некоторые итоги работы Концерна в прошлом году.
.
Производство электроэнергии
 
В 2011 г. АЭС  Концерна произвели 172 681,3 млн. кВт•ч, что составило 16,6 % от общей выработки электроэнергии России и на 1,5 % превысило  выра­ботку 2010 года
Балансовым заданием Федеральной службы по та­рифам предусматривалась поставка на оптовый рынок электроэнергии и мощности 158,1 млрд. кВт•ч. Фактически объем отпуска электрической энергии составил 161,6 млрд. кВт•ч или на 2,2 % больше. Выручка от реализации электро­энергии и мощности составила 198 788 млн. рублей. Среднегодовая цена продажи электри­ческой энергии на сутки вперед равнялась 912 руб./МВт•ч. Коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) - 81,2 %, оказался на 0,1 % меньше показателя 2010 г., а коэффициент готов­ности (Кгот) составил 82,8 %. В настоящее время реализуется программа увеличения выработки электроэнергии на действующих энергоблоках атомных станций концерна.
 
Инвестиции
 
Финансирование деятельности Концерна осуществляется за счет собственных средств, имущественного взноса  «Росатома» и, при необходимости, привлеченных кредитных ресурсов. Инвестиционная программа на 2011 г. составляла 221 671 млн. рублей.
Основными объектами инвестирования являлись:
 
- строительство энергоблоков АЭС, включая сооружение плавучих атомных теплоэлектростанций (76 % от об­щего объема инвестиций);
- проекты по продлению эксплуатационного ресурса энергоблоков I и II по­колений, обеспечению безопасной и устойчивой работы действующих энергоблоков, программы увеличения выработки электроэнергии и повышения КИУМ (15 % от общего объема инвестиций);
- проекты на объектах по обращению с облученным ядер­ным топливом и радиоактивными отходами (5 % от общего объема инве­стиций);
- прочие инвестиционные проекты и мероприятия: консервация объектов, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, НТД и  предпроектные работы (4 % от общего объема инвестиций).
 
Объем средств, направленных на инвестиционную деятель­ность в форме капитальных вложений за 2009–2011 гг. составил 95,5 %, 92,1 % и 99,7 % соответственно от плановых показателей. Объем средств, инвестированных в основной капитал в 2011 г. в рамках инвестиционной программы, достиг 201 778,4 млн. руб., в том числе ка­питальные вложения в производственные мощности составили 191 700,2 млн. рублей.
 
В 2011 г. велись работы по подготовке к строительству, проектированию и сооружению 11 новых энергоблоков на ряде АЭС:
- № 3 и 4 Ленинградской АЭС-2;
- № 1 и 2 Нижегородской АЭС;
- № 1 и 2 Центральной АЭС (мониторинг площадки);
- № 1 и 2 Северской АЭС (мониторинг площадки).
- № 1 и 2 Курской АЭС-2 (Проект «ВВЭР-ТОИ»);
- № 5 Белоярской АЭС (БН-1200).
Стоимость сооружения типовой двухблочной АЭС по проекту АЭС-2006 состав­ляет 194,4 млрд. руб. без НДС в ценах 2008 г.
 
Продление сроков эксплуатации энергоблоков действующих АЭС после ис­черпания назначенного срока службы является одной из актуальных задач на современном этапе развития атомной энергетики России и наиболее эф­фективным вложением финансовых средств с целью  сохранения ге­нерирующих мощностей и повышения безопасности АЭС.
 
В соответствии с действующими нормативными и отраслевыми документа­ми экономически обоснованная продолжительность дополнительного срока эксплуатации энергоблоков АЭС составляет от 15 до 30 лет и определяется в каждом конкретном случае техническими и экономическими фак­торами. Получены лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию в дополнительный пе­риод энергоблоков № 3 Кольской АЭС и № 5 Нововоронежской АЭС, завершен основной этап масштабной модернизации на энергоблоке № 1 Смоленской АЭС в рамках реализации инвестиционного проекта по прод­лению его срока эксплуатации.
 
Безопасность АЭС
 
В Концере реализуется комплекс мероприятий по надлежащему выполнению международных и российских требований по обеспечению безопасности АЭС.
Одними из важнейших мероприятий являются комплексные проверки безопасности АЭС, основными целями которых являются:
 
выявление возможных общих проблем при эксплуатации;
разработка и внедрение мероприятий и рекомендаций корпора­тивного уровня, направленных на повышение безопасности АЭС;
осуществление эффективного контроля за своевременной реализацией внедряемых мероприятий по повышению безопасности и устойчивости АЭС;
анализ внедренных на АЭС эффективных методов повышения уровня безопасности.
 
В 2011 г. комиссиями Концерна проведено пять комплексных проверок со­стояния ядерной, радиационной, пожарной, экологической и технической безопасности АЭС с реакторами ВВЭР на Калининской, Балаковской, Новово­ронежской, Ростовской и Кольской АЭС. Госкорпорацией «Росатом» проведены комплексные проверки Курской и Но­воворонежской АЭС, а Ростехнадзором - комплексные проверки безопасности  Кольской и Билибинской АЭС.
 
В рамках контроля обеспечения безопасности АЭС в 2011 г. про­ведено также 19 международных проверок, в том числе корпоративная партнерская проверка ВАО АЭC, проверка миссией OSART МАГАТЭ Смоленской АЭС, партнерские проверки Балаковской, Билибинской и Нововоронежской АЭС и международные страховые инспекции на Нововоронежской и Белоярской АЭС.
 
По итогам проведенных российских и международных проверок сде­ланы выводы о соответствии эксплуатации АЭС действующим в Российской Федерации требованиям норм и правил, а также международным требованиям и стандартам.
 
В связи с событиями в Японии весной 2011 г., при­ведшими к аварии на АЭС «Фукусима», Концерном проведена работа по ана­лизу причин этой аварии и проведены проверки устойчивости россий­ских АЭС к подобным экстремальным событиям. Были также проинспектированы все действующие атомные станции для проверки их защищенности от внешних воздействий природного и техногенного происхождения. ­Реализация запланированных мероприятий позволит полностью учесть уро­ки аварии на АЭС «Фукусима» и повысить уровень защищенности россий­ских АЭС от  экстремальных внешних воздействий.
 
По результатам анализа готовности атомных станций к управлению за­проектными авариями запланировано выпол­нение ряда мероприятий, в том числе:
 - дополнительное оснащение всех АЭС оборудованием по управлению запроектными авария­ми, которое обеспечивает полное обесточивание АЭС и/или блокирует отвод тепла к конечному поглотителю;
- повышение надежности связи в условиях запроектных аварий, в частности, внедрение на АЭС еди­ной системы радиосвязи, создание подвижных резервных наземных стан­ций спутниковой связи, модернизация и создание новых передвижных пунктов управления аварийными работами;
- внедрение по возможности пас­сивного (воздушного) охлаждения активной зоны для энергоблоков с реак­торами типа РБМК;
- уменьшение количества ОЯТ на площад­ках АЭС  и  строительство для этого комплексов разделки и хранения отработавшего ядерного топлива на Ленинградской, Курской и Смоленской АЭС, а также  отправка с территорий станций ОЯТ на долговременное хранение.
 
Для обеспечения готовности и реализации мероприятий по защи­те персонала и территорий атомных станций от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера в соответствии с федеральными законами Рос­сийской Федерации и международными рекомендациями МАГАТЭ в Концерне создана и функционирует система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Она является подсистемой отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций Госкорпорации «Росатом», ее функционирование осущест­вляется во взаимодействии с региональными и муниципальными подсисте­мами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), на территории которых расположены атомные станции.
 
Система предупреждения и ликвидации ЧС Концерна объ­единяет координационные органы, постоянно действующие органы управ­ления, органы повседневного управления, силы и средства, системы связи, оповещения и информационного обеспечения Концерна.
 
Основным информационно-управляющим элементом в системе предупреждения и ликвидации ЧС является кризисный центр. Он осуществляет мониторинг готовности систем безопасности АЭС и  взаимодействует с оперативно-дежурными службами  «Росатома» и Ростехнадзора,
 
Для локализации и ликвидации аварий и ЧС на каждой АЭС созданы соответ­­ствующие группы работников, в состав которых входят нештатные аварийно-спасательные и специальные ведомственные формирования, оснащенные необходимой техни­кой и имуществом. С целью обеспечения аварийно-спасательных формирований необходимым оборудованием и материалами в случае аварии на АЭС создан централизованный резерв аварийных комплектов приборов, материалов, меди­каментов, средств индивидуальной защиты, специнструмента и средств связи.
 
Для поддержания и повышения необходимого уровня профессиональной подготовки руководства и персонала атомных станций проводится постоян­ное его обучение способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Обучение проводится в учебных заведениях МЧС России, учреждениях повышения квалификации Гос­корпорации «Росатом», а также в учебно-тренировочных подразделениях атомных станций. Особое место в ряду учебных мероприятий занимают  противоаварийные тренировки и учения.
 
При проведении учений и тренировок протекание условной аварии моделируется на полномасштабных тренажерах АЭС, а радиационная обстановка – на имитаторе показателей. Существующая в Концерне система предупреждения и ликвидации ЧС соответ­ствует всем требованиям, предъявляемым к участникам РСЧС. Опыт взаимного участия в качестве наблюдателей в противоаварийных учениях и знакомство с существующими системами противоаварийной готовности зарубежных эксплуатирующих орга­низаций показывает, что действующая в Концерне система предупреждения и ликвидации ЧС соответствует передовому мировому уровню.
 
Обращение с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом
 
Основными мероприятиями в обращении с радиоактивными отходами (РАО) яв­ляется дальнейшее снижение образования первичных РАО и перевод их в кон­диционированное состояние, безопасное для временного хранения на АЭС. На всех атомных станциях разрабатываются и выполняются организационно- технические мероприятия, направленные на уменьшение поступления РАО в хранилища. Разработана программа по обращению с радиоактивными отходами на АЭС на период с 2011-го по 2015 г.
 
Основной целью про­граммы является комплексное решение проблем безопасного обращения с радиоактивными отходами, включая нормативно-правовое, техниче­ское, технологическое и экологическое обеспечение обращения с РАО, выбор и разработку современных технологий и внедрение установок переработки, а также обеспечение безопасного хранения. Разработаны нормативы посту­пления радиоактивных отходов на АЭС Концерна в 2011–2012 гг.
 
Разработана концепция системы обращения с радиоактивными отходами Концер­на как составляющей части Единой государственной системы обращения с РАО. Основной целью является создание системы обращения с РАО, обеспечивающей снижение издержек эксплуатирующей организации на этот вид деятельности на полном жизненном цикле РАО при обеспечении безопасной и экономически эффективной эксплуатации АЭС.
 
В 2011 г. на АЭС Концерна поступило в хранилища 3 651 м3 твердых радиоак­тивных отходов  (на 2 % меньше, чем в 2010 г.) и образовалось 940 204 м3 трапных вод (на 11,4 % меньше, чем в 2010 г.).
 
По материалам пресс-службы Концерна "Росэнергоатом"
На правах рекламы

Другие статьи номера «ПВ» № 7-8 июль, август 2012

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100