Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» №15, октябрь 2004  -  cодержание номера 

Реформа в деле оболванивания
мелких акционеров-пенсионеров

Евгений Тюрин


Отклик на статью «Антигосударственный переворот в РАО «ЕЭС России»
(«ПВ» № 14, сентябрь 2004)

В период подготовки проектов законов о реформировании электроэнергетики многие энергетики (и я в том числе) направляли свои обращения в государственные органы власти: Президенту России, правительству, во все фракции Государственной думы, в Генеральную прокуратуру, в причастные министерства, а также в совет директо-ров РАО «ЕЭС России» о недопустимости разделения региональных энергосистем на отдельные компании «по видам бизнеса». Такая схема нежизнеспособна, и ее реализация приведет к значительным негативным последствиям для регионов, в частности:
- чрезвычайно осложнится или потеряется полностью управляемость энергоснабжением территорий со стороны государственных региональных властей, что особенно значимо для предупреждения терроризма и ликвидации тяжелейших аварий;
- автоматически возрастут затраты бюджетов на энергоснабжение бюджетных организаций из-за ухода крупных промышленных предприятий на так называемый «Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности» и роста удельных постоянных затрат в тарифах для бюджетной сферы и населения;
- возрастет дотационная составляющая в муниципальных бюджетах на теплоснабжение населения;
- региональные власти окажутся в вассальной зависимости от воротил энергетического бизнеса.
К сожалению, упомянутые законы были мощно пролоббированы заинтересованными структурами и приняты. А советы директоров ряда региональных АО-энерго заочным голосованием (?!) приняли соответствующие процедурные решения. Собрания акционеров также заочным голосованием (это 12-15 акционеров АО-энерго, являющиеся юридическими лицами, держатели крупных пакетов акций) под мощным прессингом руководства РАО «ЕЭС России» юридически оформили дробление региональных энергосистем на части по выработанной РАО схеме.
Продвигаемая при этом финансовая схема разделения активов высветила истинную цель «реформирования»: грандиозный передел собственности в пользу богатых за счет бедных. Так, только в Ярославской области пострадают 10-12 тысяч жителей. Дело в том, что в «Ярэнерго» перед объявлением реформирования еще сохранялось около 4 тысяч акционеров – физических лиц, наделенных привилегированными акциями (25%) и выкупивших 7% обыкновенных акций ОАО «Ярэнерго». Для них даже микроскопические пакеты акций являются хоть какой-то социальной защитой их прошлого трудового вклада в создание и надежное функционирование энергетического комплекса Ярославской области. Ныне большинство этих акционеров уже пенсионеры, доверчивые люди, обмануть которых просто. Таких пенсионеров-энергетиков, акционеров региональных АО-энерго, по всей стране сотни тысяч.
Агрессивное формирование общественного мнения о «благотворности реформы», в результате которой якобы снизятся тарифы и в энергетику бурным потоком потекут внешние и внутренние инвестиции, – это фасад реформирования. За этот фасад выведена в глубокую тень продуманная и загодя подготовленная процедура изъятия у пенсионеров их мизерных пакетов акций по бросовым ценам. Вот ее схема:
1. Надежное, хорошо работающее региональное АО-энерго с устойчивым спросом на продукцию делится на несколько обществ «по видам бизнеса», при этом насильственно меняют имущественный статус акционера-пенсионера - был акционером одного АО, стал акционером пяти-семи. Основание для реализации – Федеральный закон «Об электроэнергетике».
2. Новые АО наделяют такими уставными капиталами, при которых у акционеров возникает явная потеря денежных средств. За акции в новых обществах надо платить налог в размере 13%, что превышает сумму дивидендов, полученных акционером-пенсионером за все 12 лет существования прежнего АО-энерго, а также годовой размер государственной пенсии. Как это сделать?
«Благодаря» дефолту 1998 года и ежегодной инфляции в каждом АО- энерго образовалось 5-6-кратное превышение чистых активов над уставным капиталом, которое по бухгалтерской отчетности отражено по строке «Добавочный капитал». За счет этого «добавочного капитала» выделяемые новые общества и наделят соответствующими уставными капиталами. Тогда у акционеров, чьи акции подобным образом разделили на пять-семь частей, вдруг возникает дополнительный доход, за который надо заплатить налог живыми деньгами. Откуда их взять бедному пенсионеру? За что платить? За финансовый подлог? Следует отметить, что налог придется платить только физическим лицам, юридические лица им не обременены.
3. Специально станут занижать «рыночную» цену акций. Ведь у советов директоров есть право назначить цену их выкупа. Вот и назначат: привилегированные акции- за 13-15% их реальной ценности, обыкновенные– за 25-30%.
Акционер, получив акции новых обществ, считается новичком. И если вдруг у него возникнет потребность продать эти акции в течение трех лет, он обязан будет заплатить еще подоходный налог с суммы продажи.
Вот так. Куда деваться старичью? Оно приперто к стене. Остается сбросить акции за бесценок. Воистину наперстничество!


Евгений ТЮРИН,
ветеран энергетики,
Ярославль

Другие статьи номера «ПВ» №15, октябрь 2004

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100