Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Транспортный маршрут в обход России

Нодар Мосаки

С февраля 2003 года близ западных границ России действует система комбинированных транспортных перевозок «Викинг», соединяющая между собой украинский порт Ильичевск (Одесская область) с литовским портом Клайпеда. Трасса проходит через Киев, Минск и Вильнюс.

Транспортный комплекс Клайпедского морского порта является одним из крупнейших на Балтике, через него проходит ряд международных транспортных коридоров. Клайпеда имеет паромное сообщение со многими портами Северной и Западной Европы (ФРГ, Дания, Швеция) и связана регулярными судоходными линиями с основными портами мира.

По маршруту Ильичевск – Клайпеда курсируют скоростные контейнерные поезда, перевозящие автомобили с грузом и контейнеры (время следования 56 часов). За несколько лет объём перевозок по сравнению с 2003 годом вырос в разы, хотя в связи с вхождением Литвы в Евросоюз был введён ряд ограничений. Загрузка маршрута всё же оставляет желать лучшего и, по некоторым данным, уровень загрузки не превышает четверти от запланированной.

Проект реализован в рамках международного транспортного коридора № 9. Важным является продление этого коридора на юг с вовлечением в него быстрорастущих турецкой и закавказских экономик. Пока в Турцию по маршруту «Викинг» вывозится лишь небольшая часть товаров скандинавских стран.

Украина и Литва настойчиво пытаются убедить Турцию присоединиться к их проекту. «Викинг» может быть продлён до турецких портов Самсун, Трабзон и Стамбул, которые, как предполагается, станут важными транзитными окнами для товаров, идущих из Ирана, Ирака, Туркменистана, Азербайджана, а также поступающих в эти страны.

Тогда в Ильичевске товары будут перегружаться на железную дорогу либо автомобильный транспорт и через территорию Украины и Белоруссии доставляться в Клайпеду, откуда морским транспортом по Балтийскому морю - в страны Западной и Северной Европы. В настоящее время рассматривается вариант, при котором основным пунктом отгрузки товаров может быть Германия, имеющая с Турцией традиционно высокий уровень товарооборота.

Министр транспорта Турции Бинали Йылдырым ещё в марте 2007 г. высказался за продление «Викинга» до турецких портов. Однако последнее слово в этом деле за турецким бизнесом, который ждёт точных калькуляций в части транспортных расходов (неоднократная перегрузка товаров на различные виды транспорта ведет к их увеличению).

Не менее важным в Киеве и Вильнюсе считают подключение к «Викингу» стран Южного Кавказа и Центральной Азии. Вполне вероятно создание ответвления этого балтийского-черноморского маршрута из Украины на Грузию (паромное сообщение Ильичевск – Поти или Батуми), через порты которой могли бы вывозить свои товары Армения и Азербайджан, а также в перспективе Казахстан и страны Средней Азии.

Для Грузии весьма важно поддержание высокого уровня загрузки портов, в особенности после строительства железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, что позволит переориентировать какую-то часть товарных потоков с грузинских портов на Турцию.

Поэтому в Тбилиси будут стремиться к вовлечению в проект «Викинг» южнокавказских соседей Грузии, в частности, Армению доступом к западно- и североевропейскому рынкам в обход России. Известно, что Евросоюз и США официально выступают против транспортно-коммуникационной блокады Армении и ратуют за полноценное участие Еревана в региональных транспортных маршрутах. В случае исполнения этих замыслов маршрут «Викинг» составит конкуренцию трансроссийскому коридору Север – Юг.
                                                                                                                            fondsk.ru

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100