Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Газопровод Nabucco – современная "линия Мажино"

Кайл Уингфилд

Газопровод Nabucco с бюджетом в 7,4 млрд. долларов, задуманный в качестве линии обороны от господства России как крупного поставщика природного газа в ЕС, начинает походить на современную "линию Мажино".

Дело не в том, что Россия, так сказать, обходит с флангов этот газопровод протяженностью в 3300 км, – то есть, разрабатывает конкурирующие проекты на севере и юге. Ведь Nabucco рассчитан на транспортировку не более 31 млрд. кубометров газа в год из Центральной Азии через Турцию, Болгарию, Румынию и Венгрию на газораспределительный центр в Австрии. Однако, согласно прогнозам, потребность в газе в ЕС к 2020 году в несколько раз превысит этот объем. Поэтому ни Nabucco, ввод которого в эксплуатацию намечен на 2013 год, ни любой другой проект сам по себе не в силах будет удовлетворить этот спрос.

Nabucco обнажил неспособность ЕС выступить единым фронтом в сфере энергетической безопасности. Хотя лидеры ЕС называют этот проект первостепенным для своего союза, европейцы самым прискорбным образом не спешат поддержать его своими капиталовложениями.

Если Европа стремится укрепить свою энергетическую безопасность, то она должна быть заинтересована в диверсификации поставщиков и маршрутов транзита газа. Надо не ограничиваться отношениями с Россией и ее монополистом "Газпромом" и в то же время не пытаться от них отвернуться, что, учитывая пространственную близость и колоссальные ресурсы России, было бы неконструктивно, да и просто невозможно. К тому же у России нет альтернативных покупателей газа в непосредственной близости, которые могли бы заменить европейских потребителей, так что в финансовом плане длительные перерывы в поставках – не в ее интересах.

Более серьезной проблемой для Европы является тот факт, что Россия недостаточно инвестирует в свои собственные газовые месторождения. По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), для удовлетворения спроса "Газпром" к 2020 году будет нуждаться в новых месторождениях, способных давать около 300 млрд. кубометров в год, что составляет половину общего потенциала запасов этой компании. МЭА подсчитало, что для своевременного начала эксплуатации этих месторождений надо ежегодно вкладывать 22 млрд. долларов, а капиталовложения "Газпрома" составляют лишь около 60% этой суммы.

Хотя все эти обоснованные причины заставляют Европу искать еще и других поставщиков в дополнение к России, к Nabucco приклеился ярлык "антироссийского проекта", говорит Йозиас ван Аартсен, назначенный в прошлом году на пост координатора ЕС по делам этого газопровода.

Поэтому Кремль наносит ответный удар, выражающийся как в ответной риторике, так и в его собственных проектах новых газопроводов. Главное место среди них занимает совместное предприятие "Газпрома" и итальянского энергетического гиганта Eni, известное под названием "Южный поток", – газопровод, который будет доставлять газ по дну Черного моря в Болгарию, а оттуда в северном направлении.

В последнее время риторика смягчилась. Дмитрий Медведев в феврале сказал в Будапеште, что "Южный поток" не окажет негативного влияния на Nabucco, точно так же как Nabucco не окажет негативного влияния на "Южный поток".

Правда, в Венгрию Медведев приехал, чтобы убедить тамошнее правительство присоединиться к проекту "Южного потока". Оно вняло увещеваниям. Так же поступил и еще один участник проекта Nabucco – Болгария, наряду с Грецией и Сербией. Кроме того, в январе "Газпром" заключил соглашение с крупной австрийской энергетической компанией OMV о приобретении 50% доли в том самом газораспределительном центре, который Nabucco, по идее, будет снабжать. Можно сказать, что в плане пропускной способности "Южный поток" и Nabucco скорее дополнят друг друга, чем будут конкурировать между собой.

Однако вопрос здесь не только в пропускной способности, но и в изначальных источниках газа – и в этом отношении два газопровода соперничают. "Если для "Южного потока" под главным источником понимается каспийский газ, то эти два проекта определенно конкурируют между собой", – сказал во вторник в Анкаре Хусейн Салтук Дюзйол, глава турецкой газовой компании Botas. В прикаспийском регионе Россия чрезвычайно активна – она стремится застолбить за собой поставки газа из Казахстана, Туркмении и Узбекистана.

Крупнейший из этих поставщиков, Туркмения, сейчас экспортирует газ только в Россию, Украину и Иран. В ближайшие десятилетия Туркмения планирует резко повысить свой экспорт, а также ищет покупателей в более отдаленных регионах - на восточном направлении это Китай, который будет получать по новому газопроводу 30 млрд. кубометров туркменского газа в год, а на южном – Индия и Пакистан. В любом случае, для того чтобы доставить туркменский, казахский или узбекский газ в Европу без посредничества России, понадобится газопровод на дне Каспийского моря, а он пока не проложен.

На данный момент единственный непосредственный источник газа для Nabucco – это Азербайджан. Но даже крупное азербайджанское месторождение Шах-Дениз не сможет удовлетворить спрос многочисленных потребителей. Можно было бы рассчитывать на Иран не будь его руководство в таких сложных отношениях с Соединенными Штатами – одним из главных "болельщиков" Nabucco.

Еще больше усугубляет ситуацию позиция турецкого правительства, которое занимает противоречивую позицию и путает все расчеты Европы в энергетической сфере. С точки зрения ЕС самым неконструктивным вариантом будет превращение Турции в нечто вроде Украины если она будет получать газ из нескольких источников, перемешивать его, часть оставлять себе, а остальное перепродавать Европе по непрозрачным схемам, одновременно взимая плату за транзит.

В любом случае жизнеспособность проекта Nabucco остается под сомнением, так как газопровод теряет источники, а также, что еще важнее, доверие рынка и правительств к нему.
                                                                         The Wall Street Journal – Inopressa.ru

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100