Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Для участников обсуждений: Вход | Регистрация
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Возвращение армянского коньяка

Киеран Кук

Зарубежные инвестиции нужно делать вовремя. Француз Пьер Ларетч, генеральный директор армянской фирмы Yerevan Brandy Company, одно время думал, что он сделал самую большую ошибку в своей карьере. В середине 1990-х годов Ларетч, работавший тогда менеджером во французской корпорации по производству напитков Pernod Ricard, был послан в Ереван из Парижа, чтобы оценить потенциал самого престижного предприятия в Армении, Ереванского коньячного завода.
"Я рекомендовал, чтобы Pernod Ricard выплатила 30 млн. долларов за предприятие, - говорит Ларетч. - Сразу за этим последовал кризис рубля, и продажа коньяка в России - нашем главном рынке сбыта - уменьшилась на 75%. Неожиданно у нас оказались тысячи бочек непроданного коньяка".
К счастью для Yerevan Brandy Company, Pernod Ricard и самого Ларетча, ситуация сильно изменилась. Российский потребительский рынок, куда поставляется 85% продукции, оживился. Производство бренди выросло с 1,7 млн. литров в 1998 года до 4 млн. литров в 2004-м. Для Армении, с ее менее чем тремя миллионами жителей и немногими природными ресурсами, где в год на душу населения приходится меньше 600 долларов, каждый иностранный инвестор на счету.
Успеху Pernod Ricard предшествовали трудные годы. "Вначале местные жители довольно враждебно относились к тому, что иностранцы получили контроль над предприятием, считавшимся гордостью Армении, - рассказывает Ларетч. - Нам нужно было показать, что мы пришли сюда надолго, а не за скорой и легкой прибылью".
Нужно было также вселить уверенность в армянских виноделов - крестьян, едва сводящих концы с концами и полностью зависящих от продажи выращенного, - что компания продолжит покупать у них виноград. "Несмотря на спад на рынке, мы продолжали закупки винограда, - говорит Ларетч. - Как-то даже из-за продолжающегося производства и снижения продажи у нас скопилось продукции на 40 лет вперед".
С улучшением дел на рынке сбыта - речь идет в основном о России, Украине и Белоруссии - Yerevan Brandy Company стала совершенствовать производство. В 1998 году у компании был один компьютер, теперь их 200. "Армяне очень способные менеджеры, - говорит Ларетч. - Они отличаются природной деловитостью, так что из 500 работников, только пятеро из Франции".
Для обеспечения качества бренди и защиты местных виноделов правительство страны пять лет назад настояло на том, чтобы для производства армянского бренди использовался только виноград, выращенный в Армении. "Таким образом гарантируется уникальность армянского бренди, - говорит Ларетч. - Правда, тут возникает проблема: теперь у нас ощущается нехватка винограда, и цены на местную продукцию растут".
Пьер Ларетч уверен, что армянский бренди способен конкурировать не только на пост-советском пространстве, но и мировом рынке. "Во время Ялтинской конференции, Черчиллю так понравился армянский бренди, которым его угостил Сталин, что он попросил присылать ему несколько ящиков в год, - добавляет Ларетч. - Это очень хороший напиток, мирового уровня".
                                                                                                                      Би-би-си

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100