Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» № 6, июнь 2005  -  cодержание номера 

Проект Баку – Джейхан: в трубе небольшой сбой

Андрей Миловзоров

На торжественной церемонии начала прокачки нефти по долгожданному трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан в столице Азербайджана все было хорошо: присутствовали высокопоставленные гости, в том числе из-за океана, говорили много хорошего о новой трубе, открыли ее вентили, даже приняли совместную декларацию о поддержке энергетического коридора "Восток – Запад".

Одна беда: не было подписано соглашение об участии Казахстана в проекте. Оказалось, что оно "не готово полностью", как объяснил ситуацию заместитель главы МИД Азербайджана Халаф Халафов. Тарифы, видите ли, не согласовали – пустяк! А ведь соглашение готовилось давно: еще в феврале казахи говорили, что проработка его деталей "дается тяжело". Но шутка в том, что без казахстанской нефти наполнить БТД будет проблематично...

А всего за неделю до этого в Москве точно так же не было подписано соглашение о расширении экспорта нефти по трубе Тенгиз – Новороссийск Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Тут тоже загвоздка в тарифах, да еще в том, что Россия – основной акционер проекта – требует, чтобы его участники имели влияние на управление консорциумом в соответствии со своими долями.

Конечно же, в обоих случаях утверждается, что неподписание соглашений – это маленькая заминка, которая будет скоро устранена: по КТК – к сентябрю, а по БТД – уже в ближайшее время. Но вопрос в том, случайно ли такое совпадение "заминок" и не связаны ли они друг с другом?

Начнем с того, что нефть, которую Казахстан намерен влить в БТД и расширенный КТК, с одного и того же Кашаганского месторождения на Северном Каспии. Запасы там немалые: 7-13 млрд. баррелей уже разведано, а общий геологический потенциал этой нефтеносной структуры оцениваются в 38 млрд. баррелей. Кашаган – самое крупное месторождение в рамках Северо-Каспийского проекта, который разрабатывается международным консорциумом Agip KCO. Коммерческая добыча там должна начаться в 2008 г., а сейчас участники проекта решают, по каким трубам потечет их "черное золото" на мировой рынок.

Что касается трубы КТК, то она работает с октября 2001 года. В прошлом году по ней прокачали 22,5 млн. т нефти, в этом планируют увеличить до 32 млн. т (в I квартале объемы прокачки возросли до 7,4 млн. т против 4,6 млн. т в аналогичный период 2004 года). А в марте этого года акционеры КТК приняли решение об увеличении поставок до проектной мощности трубы – 67 млн. т в год. Да вот беда – окончательное соглашение так и не подписали.

Однако теперь реальностью стала труба БТД на 50 млн. т нефти в год (1 млн. баррелей в сутки). Ее преимущество в том, что она позволяет миновать пресловутые турецкие проливы, известные своими "пробками" и ограничениями, вводимыми Анкарой на проход танкеров. Кроме того, БТД – это труба, не проходящая по российской территории, и потому она служит картой, которую давно разыгрывают все антироссийские силы в СНГ и за его пределами. Причем разыграли настолько "грамотно", что умудрились построить трубу, не имея достаточного количества нефти в исходном пункте (в Азербайджане) для ее наполнения.

В 2003 г., когда началось строительство, Азербайджан добывал всего 0,32 млн. баррелей в сутки, из которых, за вычетом внутренних потребностей, на экспорт оставалось всего 0,213 млн. баррелей в сутки. А в прошлом году добыча даже сократилась на 15 тыс. баррелей в сутки, что вызвало небольшую панику у ВР, основного участника строительства БТД. В распоряжении Азербайджана есть, конечно, большая группа шельфовых и глубоководных месторождений Азери-Чираг-Гюнешли, общие извлекаемые запасы которых оцениваются в 5,4 млрд. баррелей. Но их еще только начинают разрабатывать, да и все равно не хватит – ведь надо чем-то наполнять другие трубы: Баку – Новороссийск (пропускная способность 7 млн. т, возможно увеличение до 16 млн. т) и Баку – Супса (6 млн. т, можно увеличить до 15-30 млн. тонн).

Ну, да это все пустяки, главное – реализован важный политический проект, обеспечивающий независимость республик Каспийского региона от России. И теперь вся надежда – на казахстанскую нефть. Эксперты утверждают, что согласие Казахстана на участие в проекте БТД было получено аж в 2002 г., то есть, еще до начала строительства трубы. Причем, говорят, что это согласие и было непременным условием реализации грандиозного проекта.

Однако свое согласие Казахстан до недавних пор стремился всячески завуалировать, дабы не дразнить раньше времени Россию и, по возможности, набить себе цену у партнеров по БТД. Только совсем недавно Астана официально объявила о том, что намерена поставлять большие объемы нефть в Азербайджан, для чего специально отстроит порт Курык, закупит крупные танкеры, а возможно даже построит верфи, чтобы делать их у себя. В более отдаленной перспективе планируется проложить трубу Актау – Баку по дну Каспийского моря. В итоге всех этих мероприятий в ближайшие несколько лет из Казахстана в Азербайджан будет поставляться 7,5 млн. т нефти, а затем объемы возрастут до 20-25 млн. тонн. К тому времени как раз и развернется добыча на Кашагане. Впрочем, "о прокладке трубы говорить пока рано", – отметил Халаф Халафов под впечатлением неподписанного соглашения...

Но возникает новый вопрос: хватит ли нефти у Казахстана? С одной стороны, руководство республики строит грандиозные планы нефтедобычи: 100 млн. т к 2010 г. и 150 млн. т к 2015-му (по сравнению с 50 млн. в 2003-м и 60 млн. т в 2004 году). Однако не менее грандиозными являются и транспортные проекты. В прошлом году Казахстан экспортировал 52,6 млн. т нефти, из которых 22,5 млн. – по трубе Тенгиз – Новороссийск, 15 млн. – Атырау – Самара, 10 млн. – морем через порт Актау, остальные 5 млн. – по железной дороге. В дальнейшем предполагается развивать все эти направления: Тенгиз – Новороссийск – до 67 млн. т, трубу в Самару – до 25 млн. т, еще 20 млн. т поставлять в Китай по строящейся сейчас трубе Атасу – Алашанькоу.

И вот теперь, согласно неподписанному пока соглашению, 25 млн. т пойдет в Азербайджан танкерами по Каспийскому морю, а в дальнейшем поставки туда могут достичь 50 млн. т (если будет сооружена труба Актау – Баку). Что-то должно остаться и на железную дорогу. Итого получается 140-170 млн. тонн. Прибавьте сюда собственные потребности Казахстана, которые достигнут к тому времени 20-25 млн. тонн. Получается, что республика должна будет добывать 160-200 млн. т нефти в год, а это превышает даже самые смелые правительственные прогнозы на десять лет вперед.

В общем, тут дело ясное: Казахстан шьет себе экспортную инфраструктуру "на вырост", с таким расчетом, чтобы можно было перебрасывать нефть с одного направления на другое в зависимости от симпатий и конъюнктуры. И сейчас невозможно предсказать, какая труба будет трещать по швам от обилия казахстанской нефти, а какая останется полупустой.

Есть, правда, один фактор, который может повлиять на направление транзита, – это качество нефти. Азербайджан, несмотря на нехватку нефти для БТД, не спешит вливать в трубу казахстанское "черное золото". Нефть, которая сейчас добывается в Азербайджане, в частности на блоке АЧГ, называется Azeri Light и котируется на рынке выше, чем тяжелая казахстанская. "Мы не хотим сегодня менять спецификацию Azeri Light и переходить на BTC Blend, так как Azeri Light уже всем известна и высоко котируется. Мы постараемся очень долго держать марку Azeri Light, и только в случае смешения этой нефти с другими сортами мы должны получить марку BTC Blend, которая будет по качеству немного уступать Azeri Light", – объяснил президент ГНКАР Натик Алиев.

Напомним, что блок АЧГ находится на начальной стадии разработки, и пик добычи на нем придется на 2009-2013 годы. Так что если даже сейчас в БТД не хотят вливать казахстанскую нефть, то в дальнейшем ее и подавно туда не пустят. Возможно, Казахстан зря надеется на этот трубопровод! Но что же будут тогда делать в Азербайджане с его нефтью? А она, очевидно, заменит азербайджанскую на других направлениях: Баку – Новороссийск и Баку – Супса. То есть, опять Россия, Черное море, турецкие проливы...

Вообще, построенная труба БТД – это проект больших надежд, граничащих с утопиями. Причем мечтают "на тему" не только в СНГ. Например, в Турции вынашивают планы продолжения БТД – строительства трубы Джейхан – Хайфа, по которой можно было бы снабжать каспийской нефтью Израиль, Палестину и Иорданию...

                                                                                                                        Утро.ру

Другие статьи номера «ПВ» № 6, июнь 2005

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100