Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» № 6, июнь 2005  -  cодержание номера 

Первая российская жертва Киотского протокола

Александр Сологуб

С 1 апреля 2005 года эстонская компания АО «Hарвские электростанции» расторгла договор с ОАО «Ленинградсланец» о переработке горючих сланцев. «Hарвские электростанции» вырабатывали из них электроэнергию и поставляли ее «Ленэнерго». Продав электроэнергию, петербургская компания рассчитывалась за сырье с «Ленинградсланцем». «Ленинградсланец» отдает в переработку «Hарвским электростанциям» 95% добываемых сланцев, что составляет около 1,2 млн. тонн в год. Других крупных потребителей у него нет.

Повод для расторжения договора эстонская сторона искала недолго. «Hарвские электростанции» разорвали отношения за месяц, хотя по контракту они должны были предупредить нас за полгода о намерении расторгнуть договор, — рассказывает генеральный директор «Ленинградсланца» Григорий Фрайман — Эстонцы обвинили нас в том, что мы плохо им платим. Действительно, «Ленэнерго» в конце 2004 года задержало нам платежи, а мы, естественно, задержали выплаты «Hарвским электростанциям».

Мы встретились с эстонцами и договорились, что погасим долг до 1 апреля 2005 года. К 28 марта погасили все долги и даже выплатили штрафные санкции. Но эстонцы, не дождавшись апреля, 21 марта прислали нам письмо, в котором говорилось, что они расторгают договор из-за нарушения нами графика платежей. Правда, позже на встрече в Таллине они признали публично, что у них нет претензий по платежам. По мнению Фраймана, эстонской стороне очень хотелось высвободить квоты на выброс парниковых газов, чтобы заработать на их продаже — это выгоднее, чем перерабатывать сланец.

Продажа квот может принести Эстонии от 7 до 17 млн. евро в год. От России за переработку прибалтийская республика получает чуть больше 6 млн. евро в год. Ирония судьбы: возможность торговать квотами у эстонцев появилась только после подписания в ноябре прошлого года Президентом России закона о ратификации Киотского протокола.
Для вступления в силу Киотских соглашений их должны были ратифицировать не менее 55 стран, на долю которых, по состоянию на 1990 год, приходилось не менее 55% мировых выбросов в атмосферу. Этот минимум был достигнут, когда договор ратифицировала Россия, доля которой составляет 17,4%. 16 февраля 2005 года Киотский протокол официально вступил в силу.

Киотский протокол ограничивает выброс в атмосферу парниковых газов в каждой стране, подписавшей этот документ. Российская промышленность выбрасывает в атмосферу 17% всех парниковых газов в мире. К 2012 году 121 страна, подписавшая Киотский пpотокол, обязуется снизить выбpос шести типов газов, вызывающих парниковый эффект, на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Компании или государства, которые не могут сократить выбросы в атмосферу до требуемого уровня, согласно протоколу, могут выкупить необходимые квоты у других государств или компаний, чтобы соответствовать одобренному уровню.

По оценкам специалистов Всемирного банка, общий объем рынка квот составляет примерно 2 млрд. тонн. Кстати, Лихтенштейн, Монако, Австралия и США не присоединились к Киотскому протоколу.

Россия, обладающая собственными огромными квотами на выброс парниковых газов, не может ими торговать. «У нас нет для этого законодательной базы. Между тем в Евросоюзе рынок продажи квот действует с мая», — отмечает Григорий Фрайман. По его мнению, нельзя было ратифицировать Киотский протокол, не просчитав предварительно всех последствий. В сложившейся же ситуации правительство должно было оперативно принять меры и исправить положение. «Однако федеральные органы власти не торопятся найти выход. Кроме МИДа и Минпромэнерго никто не подключился к решению этой проблемы», — говорит генеральный директор «Ленинградсланца».

В начале апреля на переговорах в Таллине вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас и замминистра экономики Эстонии Сигне Ратсо договорились о создании межправительственной рабочей группы, поскольку решение сложной ситуации вокруг предприятия не входит в компетенцию правительства Ленинградской области. В соответствии с Киотским соглашением любые взаимоотношения подобного рода могут решаться на уровне правительств государств, а не на уровне хозяйствующих субъектов.

Очередная встреча была запланирована на 16 мая, однако российское правительство к ней не подготовилось, и конфликтующие стороны вступили в переписку. Власти Ленинградской области в качестве возможного решения проблемы предложили эстонцам взять в залог 20% акций «Ленинградсланца» и продолжить работу. Но эстонская сторона отказалась: акции не нужны, нужны гарантии Правительства России по оплате квот.

Ленинградская область неоднократно обращалась в Правительство РФ с просьбой помочь разрешить сложную ситуацию вокруг «Ленинградсланца», но до сих пор никаких конкретных действий со стороны федеральных властей предпринято не было.
В то же время, российская сторона считает требования эстонцев не вполне справедливыми. «Квоты они получили по базе 1990 года. А в 1990 году, когда еще был СССР, они перерабатывали 2,5 млн. тонн сланцев в год, тогда как сейчас — всего 1,2 млн. тонн. То есть, по сути, они получили наши квоты. Надо чтобы Евросоюз закрепил в этих квотах ту долю, которая имеет отношение к России, и Эстония не имела права торговать ими», — полагает Григорий Фрайман.

По мнению вице-губернатора Ленинградской области Григория Дваса, проблема возникла в политической плоскости и ее решение возможно только в политической плоскости. «Есть надежда, что Правительство РФ займет жесткую позицию по этому вопросу. Но если в ближайшее время конфликт не разрешится, российское предприятие может прекратить существование». По оценке вице-губернатора, остановка предприятия повлечет за собой дополнительные расходы из бюджета РФ - около 1 млрд. рублей единовременно на консервацию шахт плюс 250 млн. рублей ежегодно на поддержание законсервированных шахт. Затем потребуются затраты на создание новых рабочих мест.

На сланцевых шахтах работает около 2 тыс. человек, все они сейчас в вынужденных отпусках. Затраты на поддержание жизнеспособности шахт достигают 1 млрд. руб. в год. Только на электроэнергию для откачки воды из шахт предприятие тратит в месяц 4,5 млн. рублей. Если «Ленэнерго» отключит электричество за неуплату, шахты затопит, и работа остановится. С начала 2005 года «Ленинградсланец» потерял свыше 100 млн. руб. доходов.

Банкротство предприятия приведет не только к росту расходов бюджета России, но и к потере инвестиций. Живой интерес к «Ленинградсланцу» проявляют консорциум южно-корейских нефтеперерабатывающих компаний, а также японские инвесторы. «Я не строю иллюзий, но их интерес может перерасти в инвестиции, — говорит генеральный директор предприятия. —Мы хотим устроить совещание с этими компаниями, чтобы понять, кто из них настроен наиболее серьезно». Возможно, это и произойдет. Если предприятие удастся спасти.

                                                                                                                       «Росбалт»

Директор "Ленинградсланца": "Ситуация становится неуправляемой"

"В ближайшие дни ситуация вокруг предприятия "Ленинградсланец" может стать неуправляемой, - заявил директор предприятия, депутат Законодательного собрания Ленинградской области Григорий Фрайман после совещания в Москве в Министерстве экономического развития и торговли РФ. - Руководство предприятия уже готово рассматривать вопрос о закрытии шахт, но на это потребуется около одного миллиарда рублей.

Между тем, представители Министерства промышленности и энергетики РФ заявили о невозможности выделения этих средств, поскольку государство не владеет контрольным пакетом акций этого предприятия федерального значения". По словам Фраймана, если средства выделены не будут, в ближайшее время "Ленинградсланец" не сможет оплачивать охрану предприятия, расходы за электроэнергию, а также не сможет обеспечивать откачку воды из шахт (этот процесс проводится на предприятии ежедневно, откачивается более 60 тыс. куб. м воды). "Прекращение финансирования этих необходимых для функционирования предприятия служб приведет к потере контроля над экологической ситуацией, - подчеркнул он. - Кроме того, социальная ситуация также находится на грани взрыва".

По словам директора предприятия, на совещании в Москве ожидалось присутствие федеральных министров экономического развития и торговли Германа Грефа, иностранных дел - Сергея Лаврова, промышленности и энергетики - Виктора Христенко. "Но ни один из министров на совещании не присутствовал, а их заместители поручили участие в нем своим подчиненным, - сказал Фрайман. - Это показывает уровень отношения федерального правительства к проблеме предприятия: министры пытаются доказать, что здесь проблема хозяйствующих субъектов, в то время как на самом деле это проблема государственного уровня".

 По словам Фраймана, на государственном уровне эту проблему рассматривают в Министерстве природных ресурсов РФ, Министерстве иностранных дел РФ, Торгово-промышленной палате России, Росэнерго и в ряде других структур. Руководители предприятия намерены в ближайшее время опубликовать в прессе открытое письмо президенту России Владимиру Путину, поскольку, по их мнению, прошлые обращения до президента не дошли. Власти Ленинградской области рассматривают возможность строительства на своей территории предприятия, которое занималось бы переработкой сланца.

"Ленинградсланец" - градообразующее предприятие в городе Сланцы (общая численность населения города - около 40 тыс. человек). Один из его основных собственников - петербургское ООО "Петрополюс" (40%).


Другие статьи номера «ПВ» № 6, июнь 2005

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100