Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» №2, февраль 2005  -  cодержание номера 

Сибирский нефтепровод вызывает множество споров
Его строительству могут помешать экологи

Джеймс Брук

Первый Транссибирский нефтепровод должен протянуться от озера Байкал до Японского моря на 2565 мили (более 4 тыс. км), что в три раза превышает длину Трансаляскинского трубопровода. Проект оценивается в 15,5 млрд. долларов, т.е. может стать крупнейшим вложением в инфраструктуру современной России, ответом президента Владимира Путина на Транссибирскую магистраль, построенную при царе.
Поскольку Китай и Япония в импорте нефти на 85% зависят от Ближнего Востока, оба экономических гиганта упорно сражались за нефтепровод, который может стать самым длинным и дорогим в мире. Козырнув более щедрым финансовым предложением, Япония, второй по величине импортер нефти в мире, надеется, что труба диаметром 4 фута именно ее свяжет с Россией, вторым по величине экспортером.

Для завершения строительства может потребоваться лет десять. Но трубопровод увеличит пропускные экспортные мощности России приблизительно на треть и обеспечит выход в сторону Тихого океана, где нефть может быть продана любой стране, включая США.
Однако перед реализацией проекта пока стоят серьезные препятствия. Нет гарантий, что добываемой нефти будет достаточно для заполнения трубопровода, хотя еще не разрабатываемые запасы России вдоль предполагаемого маршрута оцениваются в 67 млрд. баррелей. Россия не связывала себя публичными обещаниями продавать нефть, доставленную к Японскому морю, Японии, хотя порты последней находятся всего в одном дне плавания. Принятое Россией решение расположить тихоокеанский терминал не в существующем нефтяном порту, а в нетронутой бухте Перевозная, уже привело к тому, что японские банки оказываются в центре набирающей обороты глобальной экологической акции протеста.

По контрасту с традиционно непроницаемым характером многих крупных инвестиций в Россию, ожидается, что нефтепровод станет объектом тщательной международной проверки. Кремль пообещал не вкладывать в строительство правительственные средства. Вместо этого государственной «Транснефти», владеющей монополией на нефтепроводы, было велено самой найти необходимые суммы, желательно на международных рынках.
Иностранные банки, особенно Японский банк международного сотрудничества, будут все чаще сталкиваться с вопросами о будущей прибыльности трубопровода.
Летом песчаные пляжи и теплая вода в районе бухты Перевозная привлекают толпы отдыхающих из Владивостока, расположенного в 10 милях на восток. Морозной зимой эти полудикие места служат приютом последним 30-40 амурским леопардам в мире. Это один из 50 видов, находящихся на грани исчезновения и обитающих только в этом уголке тихоокеанского побережья России.

Чтобы добраться до терминала и планируемого НПЗ, десятки танкеров будут ежедневно проходить мимо единственного в России морского природного заповедника – это 11 островов, ценных своими 3 тысячами видами животных (это редкое богатство биологических форм возникло благодаря столкновению здесь арктических и субтропических течений). Пройдя канал шириной пять миль с разбросанными по нему другими островками, танкеры затем окажутся на мелководье с такой уязвимой экологией, что защитники окружающей среды уже окрестили бухту Перевозная «Сибирским проливом Принца Уильяма», напоминая о разливе нефти на Аляске в 1989 году танкером Exxon Valdez.

«Мы уже стали свидетелями начала экологической кампании по этому вопросу, и в ближайшие месяцы она усилится, - считает Дэвид Гордон, исполнительный директор калифорнийской экологической организации Pacific Watch. - Трубопровод покажет, может ли Россия соответствовать экологическим стандартам самого высокого уровня, которых общество ожидает от нефтегазовых проектов во всем мире».
Этой зимой американские и европейские защитники экологии организуют акцию с целью убедить Москву строить терминал в Восточном, современном промышленном порту и конечном пункте железной дороги, построенном 30 лет назад рядом с Находкой. Срочности добавляет то, что 1 мая этого года - новый срок, к которому «Транснефть» должна составить график строительства нефтепровода, а министерства транспорта и обороны - утвердить маршруты движения танкеров до бухты Перевозная.
Прошлой осенью российские активисты начали собирать подписи под петициями и направлять письменные протесты президенту Путину и «Транснефти», которая планирует проложить трубопровод через один природный заповедник и по южной границе второго.

«Если здесь пройдет трубопровод, значительная часть крошечного ареала леопардов и тигров будет отрезана», - сообщил недавно российский биолог Дмитрий Пикунов – так как местный заказник «Барсовый» нефтепровод разрежет надвое». Отметив, что у сибирского тигра есть другие места обитания в приморском регионе, он добавил: «Если рядом с заказником построят порт, животные здесь не останутся. А эта область - последний приют леопардов».
Анатолий Лебедев, возглавивший кампанию активист из Владивостока, говорит: «Это явно сумасшедшая идея - уничтожить в районе всю рекреационную индустрию, которая предлагает дешевый и доступный отдых на морском побережье миллионам жителей Дальнего Востока и Сибири».

Антон Семенов, еще один защитник экологии из Владивостока, обеспокоен тем, что сильные течения бухты далеко разнесут нефть в случае разлива.
Проект нефтяного терминала также станет проверкой соотношения энергетических тревог Японии и ее заботы об экологии. Представители японского банка развития принимают активное участие в переговорах о возможном финансировании проекта. Предположительно, банк может профинансировать до 80% стоимости проекта, что станет крупнейшим займом в его истории. Первоначально планируемая стоимость, 6 млрд. долларов, за последние два года была значительно увеличена из-за роста цен на сталь и технических сложностей строительства на почвах, подверженных разным состояниям вечной мерзлоты.

Хотя японские исследования показывают, что вдоль маршрута можно добывать достаточно нефти для полной загрузки нефтепровода, скептики утверждают, что он может стать Транссибирской магистралью 21-го века - замечательным образцом строительства объекта, который совершенно не приносит прибыли.
Изначально маршрут должен был быть гораздо короче и заканчиваться в Сковородино, сибирском городке в 37 милях к северу от китайской границы, а затем заворачивать на юг, в Северный Китай. Но в более поздней версии трубопровод в Сковородино разделили на два: одна треть нефти пойдет в Китай, а две трети - в порт Восточный и на открытый рынок.

В предложении цены Япония превзошла Китай, и, чтобы успокоить последний, Россия пообещала со следующего года увеличить ежегодные железнодорожные поставки нефти в Китай до 300 тыс. баррелей в день.
Китай - самый быстрорастущий из крупных потребителей нефти в мире. Ожидается, что к 2020 году его импорт нефти увеличится вдвое по сравнению с уровнем 2004 года. К 2030 году в стране, возможно, будет больше автомобилей, чем в США. Но Китай никогда не достигнет финансовой мощи Японии, и Россия побоялась оказаться заложником одного покупателя.

Япония действовала агрессивно и предложила 7 млрд. долларов в льготных займах на строительство нефтепровода и еще миллиарды на помощь японским нефтяным компаниям в разведке и добыче нефти в Восточной Сибири.
Токио использовал мощное лобби, пытаясь добиться того, чтобы трубопровод шел только до Японского моря с прокачкой до 1,6 млн. баррелей в день. Хотя гарантии нефтяных поставок еще не разработаны, ожидается, что Япония станет основным покупателем, ведь ее морские порты расположены всего в 275 милях к юго-востоку от Владивостока. И все же значительная часть нефти пойдет на открытый рынок и будет доступна для покупки Южной Кореей, Китаем и даже Соединенными Штатами.
«Маршрут до Находки - без сомнения выигрышный в экономическом и экологическом плане не только для России, Японии, Южной Кореи и Китая, но и для США, - пишет Елена Теплицкая, президент Американо-российской торгово-промышленной палаты. - Новые источники нефти и газа, если будет воплощена в жизнь идея параллельного газопровода, диверсифицируют поставки энергоносителей и уменьшат зависимость от нестабильных ближневосточных источников».

Поскольку «Транснефть» молчит о своем решении построить терминал в Перевозной, многие по-прежнему считают, что планируемый трубопровод будет следовать по маршруту Транссиба до Находки-Восточного.
Но японские и американские защитники окружающей среды готовят акцию, которая призвана убедить Японский банк международного сотрудничества (JBIC) сделать условием предоставления кредитов терминал в Находке.
«Хотя мы понимаем, что строительство нефтепровода имеет огромное значение для энергетической безопасности Японии, японское отделение «Друзей Земли» считает, что JBIC не прав, если собирается потратить общественные средства, не изучив экологические проблемы, например, возможную угрозу выживанию амурских леопардов», - говорит Эйитиро Ногути , директор российской программы отделения. Из-за угрозы крупного экологического протеста японский банк действует осторожно.
«Если JBIC рассматривает возможность финансирования этого проекта, мы должны изучить не только финансовый аспект, но и экологический», - сообщила представительница банка Йосими Тамура.

«Участие Европы и Америки в строительстве трубопровода, возможно, будет приветствоваться», намекнул на пресс-конференции в Москве глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Выступая в присутствии министра иностранных дел Японии Нобутаки Матимуры, приехавшего с визитом в Россию, Христенко сказал: «Россия рассчитывает получить займы, которые не будут привязаны к приобретению японского оборудования или технологий».

В своих интервью в 2004 году губернатор Приморья Сергей Дарькин решительно выступал за строительство терминала и НПЗ в Перевозной. Его местные оппоненты, включая мэра Находки Виктора Гнездилова, заявляют, что у губернатора есть финансовые интересы в том районе. Дарькин эти обвинения отрицает. Как ему удалось убедить московскую компанию перенести терминал туда, куда он хочет, неясно.
Если возмущение в России и за рубежом станет слишком громким, президент Путин может наложить вето на планы строительства терминала в Перевозной, которая является частью большой бухты Петра Великого, поскольку это поставит под угрозу три заповедника, основные пляжные курорты региона и новые фермы по выращиванию морских гребешков и трепангов.

Два года назад местным активистам удалось добиться отсрочки плана по открытию угольной шахты в центре заказника «Барсового», основного ареала вымирающих леопардов.
«Люди не пытаются препятствовать строительству нефтепровода, они понимают, что он станет основой экономики, - говорит Дэйл Микель, американский биолог из нью-йоркского Общества сохранения дикой природы. - Никто не говорит - не делайте этого. Они просто просят - сделайте это наиболее разумным способом.


                                                                             "The New York Times" - ИноСМИ.Ru

Другие статьи номера «ПВ» №2, февраль 2005

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100