Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Президент в стране один,
а мусорных свалок в стране множество...

Указание Владимира Путина по жалобе, случайно прорвавшейся к нему, закрыть в Балашихе громадную мусорную свалку – одно из свидетельств недееспособности властной вертикали управления государством
 

Не секрет, что наши города и веси окружены катастрофически растущими свалками мусора – бытового и строительного, не считая множества гор техногенных отходов и захоронений токсичных веществ, а также вредных выбросов промпредприятий и автомобилей. Все это напоминает "удобства во дворе" общего пользования  в виде выгребных ям.

За рубежом многие эти проблемы давно и успешно решены. В частности, тот же бытовой мусор сортируется там гражданами или уборщиками, и его составляющие раздельно утилизируются. При этом сжигаются только те отходы, которые не создают при сжигании в печах опасных концентраций вредных газов, а получаемое при этом тепло используется для бытовых нужд. Отдельно утилизируются пластиковые бутылки, токсически опасные батарейки питания, металлолом и т. д.  Однако у нас в стране, в частности, в Москве, для создания видимости возводят немногочисленные мусоросжигающие заводы, в печи которых сваливают почти все, что выбрасывается на свалки. В результате такой "комплексной утилизации" в атмосферу выбрасываются вредные твердые и газообразные вещества.

Казалось бы, если у нас есть федеральные Министерство природных ресурсов и экологии и Министерство ЖКХ, то чиновники этих органов государственной власти уже давно должны были бы разработать федеральную программу создания комплексной системы сбора и утилизации бытовых и строительных отходов, а региональные власти должны были бы ее реализовать. Но этого не происходит. Экстренное закрытие – за один день!!! – грандиозной экологически опасной свалки под Балашихой, куда многие годы свозили до 90% московского мусора, наглядное свидетельство неработоспособности вертикали управления государством и его экономикой.

Свою недееспособность проявили не только упомянутые министерства, но и руководители министерств экономического развития, промышленности и энергетики, которые не озаботились организацией проектирования и производства типового ряда мусоросжигающих заводов разной производительности с мини-ТЭЦ или нагревательными котлами. Свою недееспособность в этих вопросах продемонстрировали также соответствующие органы надзора, включая прокуратуру, Росприроднадзор и Роспотребнадзор. Спрашивается, а где же направляющая и руководящая роль главы федерального правительства и возглавляемой им «партии власти»?

Следует напомнить, что  в каждом федеральном округе находится еще и полпред президента страны с немалым штатом сотрудников, а в каждом регионе – представители этих полпредов также с немалым штатом своих сотрудников. Наконец, в той же Московской области есть губернатор и тоже с громадным штатом чиновников в региональных органах госвласти, включая областное министерство природных ресурсов и экологии. Чем же вся эта чиновничья армада до вмешательства Владимира Путина была занята, если многие годы отмахивалась от жгучей проблемы жителей Балашихи, которые  давно жаловались на загрязнение окружающей среды громадной мусорной свалкой?

Свалку в Балашихе закрыли только после указания президента страны. Но закрыли для дальнейшего приема мусора, который теперь будут возить на другие свалки, лукаво именуемые полигонами, и расположенные в иных местах Московской области. Что будет потом, неизвестно. А сейчас вместо того, чтобы разработать проект ее ликвидации, эту экологически загрязненную территорию начали спешно и бездумно засыпать привозным грунтом и строительным мусором. Совершенно очевидно, что токсичные и прочие опасные вещества будут постепенно вымываться атмосферными осадками и проникать вглубь, загрязняя подземные воды, которые уходят в подмосковные реки и озера. Таким образом, проблема фактически не решена, но местные чиновники радостно рапортуют об успехах.

Президент в стране – один, а мусорных свалок превеликое множество, и он обо всех вряд ли осведомлен. Да и не его это дело. К тому же, прорваться к нему с жалобой на бездействие каких-либо чиновников практически невозможно - жалобы всегда перенаправляются тем же чиновникам. Можно, к примеру, напомнить о безуспешных обращениях с жалобами миллионов обворованных вкладчиков обанкротившихся банков и заемщиков валютных кредитов. Они потеряли свои деньги из-за того, что Центробанк безнаказанно не выполнял свои функции надзора за деятельностью коммерческих банков, предписанные ему Конституцией РФ и другими законами.

Утилизация мусора – не единственная общефедеральная проблема, которая не решается. На протяжении многих лет правительство не выполняет директив президента страны о восстановлении и модернизации экономики. И на то есть принципиальные причины.

Большие сложные системы не возникают и не функционируют сами по себе, их надо строить и управлять ими в соответствии с обоснованными целями. Для этого необходимо принципиально изменить нынешние функции существующих министерств и ведомств, которые сегодня сводятся в основном к написанию всяческих директив, в том числе в виде нормативных документов, и в этой части мало изменились с советских времён. Однако тогда эти бумаги были наполнены практически значимым содержимым и выполнялись, так как министерства и ведомства в Советском Союзе являлись хозяйствующими субъектами. Они представляли собой, говоря языком рынка, холдинговые компании, которые управляли подчинёнными им предприятиями и действовали в рамках общегосударственного плана. Все холдинги в виде «дочек» входили в громадную госкорпорацию – «материнскую компанию», «правлением» которой являлся Совет министров СССР, а «советом директоров» – Политбюро ЦК КПСС.

Сегодня роль и деятельность министерств и ведомств совершенно иные, чем были в Советском Союзе. Они уже не могут командовать предприятиями, и не являются хозяйствующими субъектами товарного производства, к тому же значительная часть капитала в стране перешла в частные руки. Поэтому их функции должны были бы отвечать целям и условиям рыночной экономики, в которой преобладает частный капитал и происходит свободный товарообмен, чего, однако, не произошло по сей день. Поэтому многие чиновники фактически имитируют служебную деятельность.

Следует заметить, что партийные комитеты КПСС всех уровней осуществляли тогда контроль на всех предприятиях и во всех организациях за исполнением принимаемых руководством «госкорпорации» решений, и образовывали тем самым подсистему звеньев обратной связи в системе управления государством. Помимо парторганов, надзор осуществляли также специальные государственные органы, которые не подчинялись как это наблюдается сегодня министерствам. Ликвидация государственных функций КПСС и последующая ликвидация самой партии без создания адекватных многоуровневых и разветвленных обратных партийно-государственных связей привели к разрушению управления Советским Союзом и его распаду. Нечто подобное наблюдается и сегодня, особенно в экономике страны, ее базисе.

Без претензий на истину в последней инстанции предлагается принципиально реформировать управление российской экономикой - подробней см. 
Планирование как основа антикризисного управления экономикой и ее модернизации 
 

Моисей Гельман



Обсуждение статьи на форуме

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100