Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» № 2, март, апрель 2015  -  cодержание номера 

О добровольности и обязательности
применения стандартов

 Владимир Нейман,
заместитель генерального директора
ООО «ДИАМЕХ 2000» по качеству и сертификации,
кандидат технических наук
 
Предстоящее принятие Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», находится в русле создания нормативной базы Евразийского экономического союза (ЕЭС). Решениями Комиссии Таможенного союза (ТС) стандарты, разработанные национальными техническими комитетами стран, участниц Союза, включаются в доказательную базу единых технических регламентов ТС. Предполагается, что этот подход будет сохранен и при создании технических регламентов ЕЭС. В этой связи хотелось бы обратить внимание на одно обстоятельство, которое, на мой взгляд, не позволит в дальнейшем реализовать в полной мере цели стандартизации, сформулированные в рассматриваемом законопроекте.
 
Речь идет о принципе добровольности применения национальных стандартов, прописанном в статье 4 законопроекта. Безграничная вера в то, что во всем мире стандарты якобы - документы добровольного применения, представляет собой серьезное заблуждение. Данный принцип не является универсальным. Несомненно, он будет успешно работать при реализации установленных показателей качества, не связанных с обеспечением безопасности объектов стандартизации. В этих случаях регулятор не станет ограничивать право применения национальных стандартов, наилучших известных практик, технологий, способов, средств и т.п.
 
Но принцип добровольности применения национальных стандартов вызывает большие вопросы при обеспечении показателей безопасности продукции и иных объектов стандартизации. Да, при этом возможна свобода выбора и применения национальных стандартов. Можно показать, что многие установленные в федеральных нормах и правилах показатели безопасности могут быть достигнуты различными способами и средствами.  Однако выбор, как правило, увязан с применением  и обязательным исполнением требований индивидуально подобранной для этой цели группы стандартов, полные перечни которых приведены в соответствующих технических регламентах ТС.  Но обеспечит ли свобода выбора и применения стандартов безопасность окружающей среды, жизни и здоровья граждан? Скорее всего, нет.
 
В реалиях сегодняшнего дня и ближайшего будущего принцип добровольности применения национальных стандартов снимает всякую ответственность с авторов технических регламентов за полноту учета рисков, перекладывая ее на проектировщиков и производителей, имеющих нередко недостаточный уровень подготовки в сфере обеспечения безопасности. В условиях дефицита ученых и специалистов с должным уровнем квалификации общественность будет с опозданием -  только после очередной аварии узнавать о самовольно принятых кем-то ошибочных технических решениях, повлекших за собой разрушения инфраструктуры и гибель людей.
 
В этой связи подготовка высококвалифицированных кадров в сфере безопасности, в том числе на базе отраслевых НИИ безопасности, должна быть объявлена одним из важнейших приоритетов успешной реализации принимаемого закона, что следовало бы отразить в основных направлениях  государственной политики в сфере стандартизации. Иначе специалисты, не владеющие в должной мере знанием современных общепризнанных способов и средств обеспечения безопасности, становятся опасными для общества, как и малоквалифицированные врачи, не обученные стандартным детализированным протоколам лечения больных, особенно таким современным и сложным, как, например, анализ совместимости и взаимодействия различных лекарств.
 
Кроме того, текст законопроекта не дает ответа на вопрос, каким образом принцип добровольности проецируется непосредственно на требования, изложенные в стандартах безопасности. Как их применять: по своему усмотрению, по решению регулятора, который, как правило, погружен в задачи общего характера и вряд ли может взять на себя управление на уровне детализации требований, или они всегда подлежат обязательному исполнению? Это очень важный момент, связанный с менталитетом инженерного сообщества страны, в подсознании которого прочно заложена популярная некогда фраза: «Несоблюдение стандарта преследуется по закону».
 
Отказ от этого положения последовал после принятия в 2002 году Федерального закона «О техническом регулировании». Тогда  стало возможным, как и в обсуждаемом законопроекте,  применение национальных стандартов, в том числе стандартов безопасности, на добровольной основе. Привыкший к прежнему порядку квалифицированный инженерный корпус страны нововведения не воспринял. Во-первых, никто не взял на себя труд объяснить широкой общественности роль регулятора в установлении добровольности и обязательности применения стандартов, а, во-вторых, специалисты, как и прежде, считали невозможным проявление самодеятельности при реализации требований безопасности.  Ведь многолетняя практика доказывает, что случайное или осознанное (добровольное) отступление от выверенных общепризнанных обязательных для исполнения требований безопасности, изложенных в стандартах, неизбежно ведет к росту вероятности и числа аварийных происшествий.
 
К сожалению, обсуждаемый законопроект в его нынешнем состоянии возможность подобных отступлений в отношении показателей и требований безопасности допускает. При этом у определенной части людей представление о принципе добровольности воспринимается, как некая вольница, как возможность не выполнять труднореализуемые либо просто непонятные им требования безопасности в надежде при оценке соответствия «спрятаться» за собственную декларацию, либо найти третью сторону для келейного решения вопроса сертификации. Нынешняя редакция п.1 статьи 4 законопроекта дезориентирует и не ставит заслона безответственным действиям.
 
Не могу утверждать что это так на самом деле, но концепция добровольности применении стандартов безопасности выглядит, по-существу, как заговор крупных мировых товаропроизводителей, которые с целью увеличения товарооборота путем облегчения процедуры поступления на рынки своей продукции добились ослабления и упрощения требований безопасности. Прикрываясь лозунгом обеспечения свобод в экономике, они принесли в жертву безопасность потребителей. Представляется странным, что в одной из важнейших сфер обеспечения национальной безопасности допускается непозволительная, ничем не обоснованная, свобода принятия решений. Похоже, что мы вслед за Европой повторяем эту ошибку, не проявляя должной самостоятельности.
 
Добровольность применения стандартов безопасности может стать причиной роста аварийности в промышленности. Негативный сценарий удастся исключить, если для обеспечения показателей безопасности одновременно руководствоваться как принципом добровольности выбора (применения), так и обязательности исполнения требований отобранных стандартов при наличии потенциальной угрозы жизни и здоровью потребителей и окружающей среде. Для этого  п.1 статьи 4 законопроекта следовало бы изложить в следующей редакции:
 
Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципах:
-   добровольности применения национальных стандартов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
-  обязательности исполнения требований национальных стандартов в отношении показателей безопасности объекта стандартизации.
 
Любое отклонение от установленных требований безопасности того или иного объекта несет потенциальную опасность. Ведь они являются результатами соответствующих  научных исследований и анализа объективных данных, выявленных при аварийных происшествиях. Так, в частности, были  сформулированы различные требования, обеспечивающие безопасность применения взрывозащищенного электрооборудования в опасных средах. Любое отступление, от этих требований увеличивает опасность воспламенения взрывоопасной среды, окружающей электрооборудование.  
Требования безопасности - это как бы то святое, что должно исполняться всегда и применительно к любым объектам стандартизации.  

Другие статьи номера «ПВ» № 2, март, апрель 2015

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100