Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» № 1, январь, февраль 2015  -  cодержание номера 

Дуальная подготовка кадров для инновационного производств

Одна из основных проблем отечественной экономики заключается в дефиците профессиональных кадров. С таким заявлением Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев выступил перед участниками проекта Агентства стратегических инициатив (АСИ) «Молодые профессионалы». Режущее слух понятие дуализм в применении к системе подготовки квалифицированных рабочих кадров Германии настраивает на поиск ключевой идеи развития дополнительного образования.
 
Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – понятие, которое  включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. Инновационный аспект дуализма подготовки кадров  состоит в выборе эффективной технологии пересечения фундаментальных принципов обучения и воспитания человека с целью получить дополнительные возможности повышения, в сравнении с традиционным, качества общего и профессионального образования.
 
Научной основой этих технологий служит теория поэтапного формирования умственных действий, разработанная  отечественными психологами Алексеем Леонтьевым, Петром Гальпериным и Ниной Талызиной. Авторы этой теории считают, что для безошибочной работы специалист должен учитывать всю систему условий правильного выполнения своих функций, иметь представления о цели, плане и средствах ее достижения, иначе, по Гальперину, ему необходима полная ориентировочная основа действия.
 
Эффект дуального образования достигается за счет интеграции проводимых одновременно программ (пакета) теоретической и практической подготовки учащихся к самостоятельной деятельности. В отличие от традиционного тандема, где практика закрепляет теоретический курс, в пакетной схеме и теория, и практика дополняют друг друга на всех этапах процесса подготовки специалиста – профессионала. По опыту известно: эффективность дуального образования зависит от мер по интенсификации процесса при сокращении общего периода подготовки специалиста и росте числа пересечений теоретического и практического курса.
 
Успех инновационной экономики Германии определяют эксклюзивные дуальные технологии подготовки операторов АСУ ТП - автоматизированных систем управления технологическими процессами, владеющих инструментом анализа средств отображения информации. В век высоких технологий данное требование определяет содержание всех уровней профобразования в промышленности и здравоохранении. Навыки такой работы обязательны для станочников и других специалистов рабочих профессий.
Сегодня нефтегазовую индустрию олицетворяют не люди в спецовках с инструментами в руках. На современном промысле рабочее место буровика - это компьютер со сложной системой джойстиков и клавиш, экраном, на котором по параметрам он должен увидеть все происходящие на буровой установке процессы. Те же тенденции имеют место быть в отраслях с неприемлемой ценой ошибки оператора - атомной, авиационной, ракетно-космической и других.
 
Перманентные жалобы вузов на дефицит практики мало говорят о ее главной цели и средствах достижения - сформировать у специалиста оперативное мышление, особую способность оценить по параметрам состояние реального объекта управления, создать статическую и динамическую модель ситуации. Автоматизация, которая минимизирует число управляющих воздействий оператора, усложняет аппаратную часть системы и, как следствие, увеличивает продолжительность теоретического курса подготовки. Порой даже возникает синдром забывания задач компьютеризации технологий производства.
 
Оригинальной попыткой Губкинского НИУ интегрировать теорию и практику явилось «пересечение курсов» в формате дистанционного обучения, когда преподаватель находится на реальной буровой, и в режиме реального времени ведет занятия со студентами, сидящими  в университетской аудитории. Напротив, преподаватели Северного (Арктического) Федерального университета им. М. В. Ломоносова наблюдают за самостоятельной работой студентов на исследовательском судне «Профессор Молчанов» из университетского центра космического мониторинга Арктики. Это, однако, не компенсирует потерю производственной практики при переходе на бакалавриат. Поэтому смогут ли бакалавры найти себе применение на заводе – большой вопрос.
 
План Минобрнауки увеличить на полгода, за счет практики на последнем курсе, сроки по программам среднего профобразования полностью исключает эффект дуальности. Согласно данному принципу немецкие студенты учатся 1-2 раза в неделю, а в остальное время они проходят практику. Наши чиновники считают, что на заводе студентов научат тому, что не узнаешь в классе, или учебной лаборатории. Логично было бы техникум закрыть, если знания студент получит за последние полгода на предприятии ОПК. Весьма сомнительно, чтобы в немецкой дуальной модели теоретический курс сокращали произвольно. Налицо эффективность программы обучения, позволяющей сконцентрировать усилия на производственной практике.
 
Показательно мнение директора департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров Минобрнауки Натальи Золотаревой о том, что значительная часть нашего высшего образования в действительности соответствует по западным меркам среднему профобразованию.
 
Дуальное образование является разновидностью дополнительного, где инновационный эффект достигается при интеграции проводимых одновременно программ интенсификации теоретической и практической подготовки учащихся к самостоятельной деятельности. Образно выражаясь, - это метод, как  «причесать локоны» теоретического знания частым гребнем практического опыта. В отличие от традиционного обучения, где практика проводится в конце курса, в пакетной схеме и теория, и практика выступают в качестве ориентировочной основы умственных действий на всех этапах процесса подготовки специалиста. Дуализм пронизывает содержание всех уровней образования.
 
Несложно увидеть дуализм в японском математическом образовании, и его отсутствие в «Концепции развития математического образования в РФ» (Распоряжение Правительства РФ от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). Директор проекта продвижения дуального образования Российско-германской внешнеторговой палаты  доктор Детлеф Фрайхофф напомнил, что в Советском Союзе успешно работала подобная система, но затем навыки были утеряны. В 1960-е годы Учебный центр РВСН на полигоне Капустин Яр впервые апробировал дуальное образование при перевооружении в короткие сроки пяти  полков с ракет Р-5М на подвижный боевой ракетный комплекс  «Темп-С». По завершении обучения и проведения пуска ракет полки оснащались новой боевой техникой и направлялись к месту дислокации на боевое дежурство.
 
Первый трехмесячный цикл по схеме «тандем» проходил один полк. Проблемы возникли при стыковке по времени теоретических курсов: специалисты прицеливания, стартового и подъемно-транспортного оборудования не могли работать в составе боевого расчета до завершения двухмесячного обучения операторов системы управления. При этом один комплект учебно-боевой техники обеспечивал проведение каждым расчетом не более трех тренировок. 
 
Жизнь быстро решила эти проблемы. Ответом на угрозу с Востока стал приказ перевооружать каждые два месяца по два полка, что потребовало задействовать пакет теоретической и практической подготовки. Пакет позволил каждому расчету провести до пяти  комплексных занятий, проявить самостоятельность, стремление к анализу ошибок и отказов техники.
 
Источником роста производительности обучения явились качество документации, отработанной испытателями, должная организация учебного процесса, взаимозаменяемость инструкторов и преподавателей. К сожалению, по завершении этой операции творческий коллектив был расформирован.
 
Олег Сергеев,
эксперт Всероссийского фонда образования,
кандидат технических наук, полковник

Другие статьи номера «ПВ» № 1, январь, февраль 2015

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100