Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Как прекратить девальвацию
и обвалы валютных курсов рубля

Моисей Гельман
 
Акциями, как известно, торгуют на фондовых биржах. Валютой, как и акциями,  почему-то тоже торгуют на биржах, но валютных. Когда котировки акций той или иной компании оказываются ниже дозволенного значения, обусловленного ее истинной стоимостью, или, как принято говорить по-научному, ликвидностью, то торговлю ими временно прекращают. При торговле же валютой ничего подобного почему-то не происходит. Продавцы долларов и евро систематически девальвируют рубль до неправдоподобно низких значений покупательной способности, весьма далеких от его реальной, однако Центробанк России, отвечающий согласно Конституции страны за обеспечение устойчивости  рубля, валютные торги, обваливающие рубль, не прекращает. Более того, его руководители нередко сами провоцируют девальвацию рубля, лукаво утверждая, что он якобы «переоценен».
 
Причины падения котировок акций бывают самые разные, чаще всего – надуманные самими спекулянтами в своих корыстных целях и не имеющие ничего общего с экономическим состоянием компании-эмитента. То же происходит и на валютном рынке. Весь нынешний год валютные спекулянты с подачи Центробанка и при полнейшей беспомощности его руководства изменить что-либо загоняли рубль «за Можай», непрерывно и безнаказанно снижая его «цену» в долларах, а также соответственно в евро и иных валютах.
 
Базарная «цена» рубля  должна определяться якобы рыночными спросом и предложением.  На самом же деле она во многом зависит от сговора спекулянтов, к коим относится и сам Центробанк, участвующий в торгах на понижение, лукаво именуемых «интервенцией», обладая при этом инсайдерской информацией.  
 
Все это не имеет никакого отношения к сути денег, как средствам платежа. Ведь деньги, не будучи товаром, переработкой которого можно получать добавленную стоимость, не имеют стоимости, а, следовательно, цены. Поэтому ими нельзя торговать подобно товару. Это как если бы постоянную массу гири, то есть ее взвешивающую способность, сделать зависимой от стоимости гири. Тогда удорожание гирь вело бы  к фиктивному уменьшению их реальной массы и тем самым – к обману покупателей продавцами при взвешивании ими продаваемого товара.
 
Деньги – это тоже «гири», с помощью которых «взвешивают» стоимость товара, выражаемую ценой. Покупательная способность национальной денежной единицы обусловлена исключительно ценами на товары внутри данной страны. Она корректируется по индексу инфляции - относительному изменению цен, который периодически определяют по изменению стоимости определенного набора товаров и услуг. Курс обмена тех же рубля и доллара равен отношению стоимостей такого набора в этих денежных единицах.
 
Таким образом, «взвешивающую», то есть покупательную, способность рубля нельзя делать зависимой от аппетитов биржевых спекулянтов и искаженных представлений о деньгах российских чиновников. Однако базарную «цену» того же рубля в долларах почему-то принимают за его валютный курс, который представляет собой соотношение фиктивных покупательных способностей этих валют.  Покупательная способность рубля оказывается при этом существенно занижена, а согласно фиктивному валютному курсу продается у нас импортная продукция в пересчете на рубли и так же пересчитываются иностранные кредиты.
 
Искусственное занижение курса рубля по сравнению с его реальным обменным курсом неизбежно вызывает подорожание импортной продукции в рублевом эквиваленте, а необходимость увеличения рублевых выплат при их конвертации в валюту для возврата иностранных заимствований - подорожание и отечественной продукции. Все это порождает рост ценовой инфляции и тем самым - снижение покупательной способности рубля, а, следовательно, снижение жизненного уровня населения и рост социального недовольства.  Вместе с тем непредсказуемость обменного курса рубля отталкивает многих иностранных инвесторов от вложений своих средств в реальный сектор российской экономики.
 
Валютный курс представляет собой соотношение покупательных способностей соответствующих национальных валют. Чтобы обеспечивалась эквивалентность товарообмена по стоимости, попросту говоря, чтобы продавцы и покупатели не обманывали друг друга в международной торговле, курс обмена валют должен устанавливаться равным паритету их реальной покупательной способности - ППС. Очевидно, что базарная «цена» рубля в долларах этому требованию не удовлетворяет в принципе.
 
Для получения  информации об экономиках стран мира Всемирный банк каждые три года организует сопоставление их ВВП, исчисленных  по ППС валют этих стран с долларом. Последнее такое сопоставление проводилось в 2011 году. Тогда ППС рубля с долларом составил в среднем за год 17,35 рубля за доллар, в то время как среднегодовая «цена»  доллара на российском рынке, используемая в качестве спекулятивного обменного курса,  равнялась примерно 30 рублям. Таким образом, покупательная способность рубля была Центробанком искусственно занижена в среднем за год более чем на 70%, что потянуло за собой весь шлейф упомянутых выше инфляционных последствий. В декабре того же 2011 года за доллар брали уже свыше 32 рублей.
 
По данным Министерства труда США инфляция в Соединенных Штатах в 2012-м и 2013 году была близка к нулевому значению, а у нас по данным Росстата – немногим больше 6% соответственно. Следовательно, курс обмена по ППС на 1 января 2014 г. составил, оценочно, 19,5 рубля за доллар, в то время как официальный курс Центробанк установил равным 32,65 рубля за доллар.
 
В январе нынешнего года руководители Центробанка заявили о прекращении продаж валюты на бирже из средств золотовалютного резерва, благодаря которым  как-то поддерживался хлипкий баланс спроса и предложения на российском валютном рынке и тем самым устанавливалось  некое подобие стабильности искусственно заниженного обменного курса рубля. Объяснялось это якобы необходимостью перехода к свободному «ценообразованию» рубля с тем, чтобы превратить его в резервную, то есть фактически в международную валюту. Однако для чего все это понадобилось, ни глава Центробанка Эльвира Набиуллина, ни ее первый заместитель Ксения Юдаева, ведающая, среди прочих дел, также и  валютной политикой, не пояснили. Да и вряд ли смогли бы. Ведь  наивно полагать, что при  нынешнем состоянии российской экономики рубль, к тому же непрерывно искусственно девальвируемый, сможет соперничать с долларом и евро в качестве резервной валюты.
 
Сказать о прекращении интервенций, сказали, но после кратковременных перерывов участия Центробанка в торгах курс рубля обвалился и с тех пор продолжает падать. Поэтому Центробанк вынужден был  возобновить  регулярные биржевые  продажи валюты из средств золотовалютного резерва, причем в количествах, значительно превышающих прошлогодние. Если в ноябре прошлого года продажи, по данным ЦБ, составили 3,32 млрд. долларов, в декабре – 3,56 млрд., то в январе этого года они превысили 7,8 млрд., в феврале – 6,15, млрд., в марте составили уже 22,296 млрд., с мая по сентябрь интервенций не было, а  в октябре ЦБ вынужден был потратить  27,207 млрд. долларов, но тоже безуспешно.
 
Время от времени руководители ЦБ пытаются объяснять причины происходящего с рублем, приводя разные доводы, но почти все они надуманные. Первоначально причину девальвации рубля, вызванную его «свободным плаванием» на спекулятивном рынке, назвала в телевизионной программе «Познер» глава ЦБ Эльвира Набиуллина, заявив: «Это не у нас рубль слабел, а происходило удорожание евро и доллара по отношению ко всем валютам развивающихся рынков». Весьма странное объяснение, противоречащее понятию относительности. 
 
Для доказательства сказанного Эльвире Сахипзадовне требовалось привести данные о реальной покупательной способности рубля, доллара и евро, а также индексе инфляции в США, из которых следовало бы, что «это не у нас рубль слабел», чего сделано не было. Однако телеведущий эту чушь «схавал». И не только он…  Замечу, по данным Министерства труда США, в первом полугодии 2014 г., то есть когда якобы происходило удорожание евро и доллара, инфляция в Соединенных Штатах в отличие от двух предыдущих лет ежемесячно росла примерно на 0,35%, и поэтому доллар, вопреки утверждению главы ЦБ, на самом деле, не «дорожал», а «дешевел» по отношению ко всем валютам развивающихся рынков.
 
Затем последовали голословные утверждения ряда лиц, что рубль был якобы «переоценен» - надо же, бедные спекулянты не доглядели - и вскоре должно наступить «равновесие», то есть рубль достигнет какого-то мифического «дна», видимо предела растущих аппетитов спекулянтов, и все стабилизируется.
 
Наряду с подобными заклинаниями  чаще всего говорится о девальвации рубля якобы из-за падения цен на нефть, хотя  снижение цен началось спустя несколько месяцев после новаторских решений выдающихся финансистов превратить рубль в резервную валюту. Замечу, средняя цена нефти марки «Юралс» в I полугодии 2014 года составила 107,3 долларов за баррель, что было на 0,7% дороже по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Такое объяснение причины девальвации рубля, ретранслируемое сегодня в СМИ многими «говорящими головами», позиционирующими себя экспертами, на самом деле просто безграмотное.  Ведь со снижением рыночной стоимости нефти купить ее на один рубль можно теперь больше, значит, покупательная способность рубля по отношению к углеводородному сырью выросла, поэтому рубль на самом деле не девальвировался, а укрепился, и его курс по ППС тоже возрос.
 
В чем же истинные причины столь лукавого объяснения и продолжающегося обвала курса рубля? Начиная с 1993 г. Центробанк выпускает денежную рублевую массу в размерах, которые не обеспечивают оборота и реализации всей товарной массы в стране, что явилось одним из основных факторов развала российской экономики и ее экспортно-сырьевой ориентации. В прошлом году денежный дефицит в обороте был близок к 40% относительно стоимости товарной массы. Одновременно ЦБ устанавливает высокую ставку рефинансирования, подняв ее недавно до 9,5%. Это приводит к росту банковских кредитных ставок, составляющих, в зависимости от рискованности и сроков кредитования, от 15 до 60% годовых, что делает кредиты недоступными большинству товаропроизводящих предприятий, рентабельность которых в среднем не превышает 5%.
 
Руководители Центробанка свою такую денежно-кредитную политику объясняют необходимостью борьбы с инфляцией, что явно не соответствует истине. На самом же деле, таким образом руководители Центробанка, монополиста денежной эмиссии, добиваются получения высокой прибыли от торговли деньгами, хотя ЦБ, как государственному органу, нельзя заниматься коммерческой деятельностью. Громадную прибыль при этом получают также и коммерческие банки. Дороговизна кредитов вынуждает отечественные компании прибегать к иностранным заимствованиям, ставки по которым не превышают 5-7%.
 
Причиной искусственного обвала рубля Центробанком путем временного прекращения им валютных интервенций сначала послужило эмбарго на получение российскими компаниями и банками кредитов из Евросоюза и США. Ведь Центробанк выпускает в обращение новые рубли либо под рост новых валютных поступлений по действующему курсу, либо при данном объеме валюты в стране за счет снижения обменного курса рубля. В манипуляциях с обменным курсом заинтересован и Минфин, чтобы при дефиците денежной массы собирать больше налогов. Существенно заниженный курс рубля позволяет значительно увеличивать рублевую сумму налогов с получаемой в валюте нефтегазовой экспортной выручки. Для этого, в частности, ежегодно в проект бюджета в Минфине закладывают явно заниженную по липовому «прогнозу» мировую цену на нефть, а также более высокий курс рубля. Поэтому в первом полугодии этого года, невзирая на мизерный прирост ВВП в 0,6%, запланированный дефицит бюджета и сокращение кредитования реального сектора экономики, во многом благодаря обвалу курса рубля - в среднем до 34,97 рублей за доллар - был достигнут профицит федерального бюджета в сумме 718,8 млрд. рублей.

Объем доходов федерального бюджета в I полугодии 2014 г. составил 7120,9 млрд. рублей, из которых вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, природный газ и продукты, выработанные из нефти, составили 2246,5 млрд. рублей. В течение I полугодия 2014 года курс колебался в пределах от 32,7 до 36,7 рубля за доллар, а прирост потребительских цен составил 4,8% к декабрю предыдущего года, то есть, бюджет «накачивался» терявшими свою покупательную способность рублями.

Начиная с мая, курс стал несколько расти, но в июле начал вновь падать и с августа – уже интенсивно. Так как стала дешеветь нефть и снижаться получаемая от ее экспорта валютная выручка, Центробанк, чтобы подыграть Минфину в компенсации потерь бюджетных доходов, не спешил остановить вновь начавшееся падение курса рубля. Он возобновил интервенции на валютном рынке лишь в октябре, потратив за месяц, как отмечалось, свыше 27,205 млрд. долларов. Но финансовые спекулянты, похоже, более не пожелали прислушиваться к сигналам Центробанка. В пятницу, 7 ноября, рубль завалили в очередной раз, до новой рекордной отметки, и ЦБ установил официальный курс на следующий день, равным 47,87 рубля за доллар. Таким образом, по сравнению с началом года спекулятивный курс рубля снизился почти на 50%.
 
Очередная масштабная искусственная девальвация рубля  неизбежно вызвала новый рост ценовой инфляции, так как значительную долю внутреннего товарооборота страны составляет импортная продукция. В частности, многие импортные лекарства в аптеках за последние полгода уже подорожали в разы. Это остро почувствовали пенсионеры, получающие  10-15 тысяч рублей в месяц, но рост цен вряд ли существенно повлиял на благополучие тех же Эльвиры Набиуллиной и Ксении Юдаевой, чьи месячные доходы значительно превышают  миллион рублей. Каждой.
 
Уже слышны сетования, что во всем, мол,  виноваты финансовые спекулянты. На самом же деле, они лишь пользуются сложившимися условиями для увеличения дозволяемой им наживы. А вина в случившемся целиком и полностью лежит на руководителях Центробанка, которые  создали такие условия во многом благодаря бесконтрольно проводимой ими порочной денежно-кредитной политике (см. Центробанк РФ – это Банк России или операционная контора Федеральной резервной системы США? Как Центробанк блюдет свои коммерческие интересы в ущерб государственным» - Промышленные ведомости» № 1, январь, февраль 2014 г.).
 
Согласно п.2 ст.75 Конституции России на Центробанк возложены защита и обеспечение устойчивости рубля, с чем он явно не справляется, вернее сказать, умышленно нарушает эту свою конституционную обязанность. Под устойчивостью рубля следует понимать стабильность его покупательной способности, которая является интегральным показателем, характеризующим устойчивость экономической системы. Стабильность  обеспечивается выпуском в оборот денежной массы, соответствующей  обороту товарной массы по ее стоимости, созданием условий для эквивалентности товарообмена по стоимости, поддержанием стабильности цен и их паритетности, а также стабильности валютных курсов рубля, использованием налогообложения, сохраняющего устойчивость экономики и сбалансированного по интересам государства и всех социальных групп населения, а также  рядом других условий и способов их реализации.
 
Игнорирование этих принципов, обусловленных общей теорией систем управления, порождает неустойчивость экономики государства, вследствие чего возникают экономические кризисы. Все это происходит перманентно в нашей стране из-за отсутствия комплексного управления экономикой и финансами.  Даже после введения США и Евросоюзом  экономических санкций Центробанк, Минфин и Минэкономразвития не могут придти к единому обоснованному мнению о том, что делать в этих условиях. При этом глава ЦБ бездоказательно заявляла, что они готовы ко всяким событиям. Однако как этого достигнуть, держится втайне. Видимо, чтобы враги не воспользовались.
 
На самом же деле, руководители упомянутых федеральных органов власти в силу своей, судя по результатам их деятельности,  некомпетентности не способны противостоять сегодняшним вызовам. Для этого, в частности, нужно принципиально изменить денежно-кредитную политику, на что они, похоже, не способны. Что же представляется необходимым сделать?
 
Во-первых, во исполнение п.2 ст.75 Конституции России об обеспечении Центробанком устойчивости рубля, а также по причинам, указанным выше, необходимо целиком исключить влияние спекулянтов на формирование валютных курсов обмена рубля и тем самым на его устойчивость. Для этого нужно ликвидировать спекуляции валютами и перейти к их обмену по паритетам покупательной способности с оплатой обменных операций комиссионными в нормированных Центробанком пределах. Комиссионные могут составить 1-2% от получаемой в обмен суммы. При этом нынешняя валютная биржа сохранится для оптовых обменных операций.
 
Для начала обменный курс нужно будет установить равным тому, который был в январе этого года, то есть 32,65 рубля за доллар. Если этого не сделать, то возврат иностранных кредитов, срок которых наступает, обернется для многих заемщиков банкротством. Ведь из-за снижения валютного курса рубля за год почти на 50%, сумма кредитов в рублевом исчислении удвоилась. Далее курсы обмена валют должны быть доведены до паритетов их покупательной способности с последующей периодической коррекцией на индексы ценовой инфляции. Целесообразно, при соответствующих договоренностях, пользоваться ППС и в расчетах при товарообмене между Россией и другими странами, в частности, с Китаем. Так как после этого иностранная валюта потеряет свою прежнюю привлекательность в качестве средства накопления, то для привлечения в банки средств населения представляется целесообразным широко использовать «металлические счета» с драгоценными металлами и камнями.
 
Строго говоря, для эквивалентности товарообмена по стоимости ППС нужно использовать для укрупненных групп продукции: минерально-сырьевых ресурсов, видов машиностроения, «ширпотреба» и продовольствия.
 
 Следует заметить, что спекулятивная девальвация рубля и установление спекулятивных курсов его обмена ведут к внесудебному отчуждению собственности путем  вымогательства денег у покупателей импортной продукции. Это является нарушением еще одной нормы Конституции России, изложенной в п. 3 статьи 35: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».
 
При этом экспортеры продукции в рублевом исчислении получают большую прибыль, что приводит к неравным условиям хозяйственной деятельности субъектов, работающих на внешний и внутренний рынок. Неравенство усиливается, если в производстве продукции для внутреннего рынка используется зарубежная комплектация. Таким образом, спекулятивная девальвация рубля и установление спекулятивных курсов его обмена приводят также к нарушению п. 2 ст. 34 Конституции России, в котором сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». Соответственно нарушаются и нормы Федерального закона «О защите конкуренции».
 
Во-вторых, необходимо восстановить возврат экспортерами на свои расчетные счета в российских банках всей своей валютной выручки. При этом определенная часть выручки по обменному курсу должна быть переведена банку, в котором открыт валютный счет экспортера, и Центробанку. Для чего это понадобилось?
 
На 1 октября нынешнего года внешний долг Российской Федерации составил 678,4 млрд. долларов, а золотовалютные резервы оказались много меньше – 454,24 млрд. долларов. Санкциями США и Евросоюза заблокирована выдача зарубежными финансовыми учреждениями российским организациям кредитов на срок свыше одного месяца, что существенно уменьшило возможности реструктуризации их долгов. Одновременно значительно уменьшились поступления в страну валюты. В следующем году, по оценкам, потребуется вернуть по кредитам около 150 млрд. долларов. Кроме того, значительные суммы требуются для закупок по импорту. Сегодня на это тратятся в основном средства золотовалютного резерва и частично обмениваемая экспортная выручка.  Возврат всей валютной выручки экспортерами на свои счета в российских банках, и обязательный частичный обмен их на рубли позволит компенсировать последствия эмбарго на внешние заимствования.
 
Странно, что Центробанк всего этого не сделал и продолжает тратить на интервенции на валютном рынке средства золотовалютного резерва. Восстановление возврата экспортной выручки находится в русле предложения президента страны о переводе капиталов российских компаний из оффшоров на их счета в российских банках.
 
В-третьих, для уменьшения внешних заимствований и обеспечения устойчивости рубля Центробанк должен осуществлять денежную эмиссию в размерах, необходимых для поддержания баланса товарно-денежного обращения. При этом ставку рефинансирования Центробанка и кредитные ставки коммерческих банков предлагается нормативно ограничить только их комиссионными, учитывающими затраты на проводку денег получателям. Комиссионные составят оценочно 0,25% для ЦБ, как сейчас в Европейском Центральном банке,  и 2-4% - для коммерческих банков. В таком случае ставки дохода по вкладам населения и средствам на депозитах юридических лиц окажутся на уровне 2-3% годовых. Поэтому для обеспечения стабильности кредитных ставок, доходов по депозитам и привлечения денег в банки должны быть приняты меры по существенному снижению ценовой инфляции и стабилизации цен – о них сказано ниже.
 
Символические деньги, которыми пользуются в обращении,  не являются товаром, так как путем их «переработки» невозможно  придать им новое качество и, соответственно, получить добавленную стоимость. Нынешние высокие кредитные ставки обеспечивают Центробанку и коммерческим банкам при выдаче кредитов получение немалой фиктивной добавленной стоимости в виде громадной реальной прибыли, отчуждаемой из реального сектора экономики. Это приводит к появлению дополнительной ценовой инфляции, так как «цена» кредитов включается в себестоимость продукции, хотя  в ЦБ высокие кредитные ставки объясняют якобы необходимостью борьбы именно с инфляцией. Вместе с тем, такие ставки делают недоступными долгосрочные кредиты для многих товаропроизводящих предприятий.
 
Для обоснования высоких кредитных ставок Центробанк выпускает в обращение денежную массу, которая намного меньше, требуемой для обеспечения баланса товарно-денежного обращения. В прошлом году дефицит денег в обороте составил около 40%. Все это вынуждает российские компании прибегать к зарубежным, более дешевым, заимствованиям, что делает российскую экономику зависимой от иностранных кредиторов.
 
В-четвертых, для снижения инфляции, стабилизации и гармонизации цен и тем самым обеспечения устойчивости рубля, что позволит населению в значительной степени отказаться использовать валюту в качестве средства накопления и сохранения своих сбережений, представляется необходимым нормировать прибыль относительно себестоимости всех видов продукции у их производителей. Сделать это нужно будет по всем цепочкам производства и реализации, а прибыль, полученную сверх нормированного значения, изымать в бюджет. Прибыль от продаж импортных товаров необходимо нормировать относительно их цен, заявленных при ввозе.
 
Нормирование прибыли позволит стабилизировать и гармонизировать цены на всех переделах изготовления и реализации продукции с целью достижения эквивалентности товарообмена по стоимости. Это будет способствовать объективному – по труду и затратам - распределению добавленной стоимости, включая прибыль, между всеми субъектами производства и реализации продукции.
 
Нормирование прибыли должно быть дифференцированным с учетом особенностей той или иной отрасли производства, размещения предприятий, условий хозяйствования, кредитных историй, природных условий, необходимости модернизации и прочих критериев развития предприятий. Тогда спустя какое-то время цены на все и вся стабилизируются и исчезнут посредники-спекулянты. Ведь для данного товара его производителем будет установлена предельная  торговая наценка относительно его собственной отпускной цены  независимо от числа продавцов и перепродавцов  (подробно см. «Налогообложение, которое спровоцирует модернизацию экономики. От многократных поборов с населения - к оброку с затрат природных ресурсов» - «Промышленные ведомости» № 4, август 2014 г.)
 
В-пятых, для компенсации потерь бюджетных доходов, вызванных снижением цен на нефть, предлагается ввести прогрессивно растущую шкалу налоговых ставок на доход физических лиц. Уже только при средней налоговой ставке в 30% на доход 10% самых богатых граждан - им принадлежит почти треть доходов населения, можно будет увеличить поступления в консолидированный бюджет страны дополнительно примерно на 2,2 трлн. рублей (подробности см. «Налогообложение, которое спровоцирует модернизацию экономики. От многократных поборов с населения - к оброку с затрат природных ресурсов» - «Промышленные ведомости» № 4, август 2014 г.)
 
  Перечисленные меры являются составной частью предлагаемой государственной финансовой политики, принципы которой подробно изложены в публикации «Как российскую экономику довести  не до ручки, а до ума» (Промышленные ведомости № 3, июнь 2014 г.).
 
Государственная финансовая политика, которая  должна быть составной частью экономической политики государства, представляет собой совокупность целей и средств достижения этих целей, связанных с использованием, обращением и распределением денег во всех сферах общественных отношений - социальных, хозяйственных, производственных,  бюджетных, налоговых и иных, где они используются. Нынешние руководители Центробанка, Минфина и Минэкономразвития, о чем свидетельствуют результаты их многолетней деятельности, разработать такую комплексную политику не могут. 
 
Кадры, как справедливо и неоднократно утверждал «великий вождь всех времен и народов», решают все. События последних 20 лет наглядно подтверждают эту истину. Создается впечатление будто мы живем во времена после Гражданской войны, когда основу руководящих кадров и кадрового резерва составляли малообразованные красноармейцы и командиры эскадронов Первой Конной армии.
 
девальвация, обвал рубля, Центробанк, Эльвира Набиуллина, Ксения Юдаева


Обсуждение статьи на форуме

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100