Каждый аэропорт периодически проверяют «на вшивость», то бишь на соблюдение требований безопасности, регламентированных соответствующими нормативными документами. И ежели там все в порядке, то специальное подразделение Министерства транспорта выдает аэропорту сертификат безопасности. Без такого сертификата аэропорт закрывают для полетов до устранения выявленных огрехов. Судя по всему, а/п «Внуково-3» таким сертификатом обладал. Иначе бы взлетавший там самолет не врезался в снегоуборочную машину и не погиб бы глава французской компании Total вместе с экипажем.
Однако, как выяснилось, радиолокационная система диспетчерской службы аэропорта не обеспечивала диспетчерам полного обзора взлетных полос, так как недоставало, как минимум, еще одного локатора. Начальство и новые хозяева знали об этой угрозе безопасности, но, по всей видимости, денег им было жалко. А виноватыми вновь оказываются одни только «стрелочники». Стажеру-диспетчеру, в частности, которая только окончила институт, грозит 7 лет заключения.
Заместитель министра транспорта Окулов - он курирует авиацию, обвинивший работников аэропорта в раздолбайстве – его терминология, явно слукавил. Ведь сертификат безопасности выдали а/п «Внуково-3» его подчиненные. И такое происходит не впервые.
В январе 2011 г. в аэропорту «Домодедово» террорист-смертник беспрепятственно совершил теракт, и погибло много людей. Подумалось тогда, а что случилось бы, появись он там во время подмосковной энергокатастрофы, когда из-за отключения электроэнергии аэропорт в последние дни декабря 2010 г. бездействовал несколько суток, и в нём скопилось громадное множество людей?
Ведь аэропорт в целях безопасности должен был быть оборудован резервной электростанцией, но ее не было. Новым хозяевам, которых не могли отыскать два года, видимо. тоже жалко было денег. Невзирая на отсутствие резервного электропитания, а/п «Домодедово» за полгода до этих событий Министерство транспорта выдало сертификат безопасности. Мне тогда довелось пообщаться с начальницей, подписавшей эту липу, которая оправдывалась тем, что, мол, они пользуются нормативными документами аж 1993 года. На мой вопрос, почему они не разработают новые требования с учетом сегодняшних угроз, начальственная дама промолчала.
Ну, а если посмотреть еще выше, то мы упремся в главную причину всех нынешних катастроф и отравлений –
в закон «О техническом регулировании», действующий с 2003 года. Вот что сказал бывший глава правительства Михаил Фрадков на заседании Правительства РФ 13 апреля 2006 г. по поводу исполнения этого закона:
«Проведена супероперация в интересах наших глобальных конкурентов, и нам предстоит разобраться, кто вверг нас в эту пучину с такой степенью некомпетентности. К 2010 г., когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне».
Закон был написан по заказу и на деньги американской неправительственной организации USAID. Она же финансировала и приватизацию в России. С тех пор ситуация с нормативно-технической базой в стране лишь ухудшалась.
В трагедии во "Внуково-3" вызывает настороженность одно важное обстоятельство: фактор опасности не устранен, однако сертификат безопасности Министерством транспорта не аннулирован, и полеты из аэропорта продолжаются. Видимо, чтобы поддержать иллюзию вины исключительно одних "стрелочников".
Моисей Гельман
авиакатастрофа, Внуково-3, де Маржери, Total