Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Почему ФАС озаботилась ценами на нефть и нефтепродукты?

Моисей Гельман

 

В конце апреля меня пригласили на заседание Экспертного совета Госдумы по антимонопольной, ценовой и тарифной политике. Предметом обсуждения был
законопроект «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации».

http://fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_51039.html

Тезисы моего выступления с критикой этого удивительного по безграмотности творения чиновников Федеральной антимонопольной службы изложены ниже.

1. Согласно основам теории права, юридические законы регулируют наиболее значимые социальные отношения, к каковым ценообразование не относится. Ценообразование - предмет несоциального нормативно-правового регулирования, и поэтому должно регламентироваться соответствующим подзаконным актом.

2. Само название законопроекта неграмотное, как с точки зрения русского языка, так и сути. Нельзя говорить «о ценообразовании на что-то», в данном случае – «на нефть и нефтепродукты». Ценообразование – это процесс последовательного формирования цены продукции на всех переделах ее производства. Безграмотный заголовок – свидетельство непонимания сущности ценообразования, как процесса, и цены, как показателя этого процесса, а также непонимания разницы между ними, что подтверждается всем содержимым законопроекта.

3. На самом деле, законопроектом регламентируется установление цен в привязке к зарубежным через их индексы, но почему-то не указана обязательная при этом база отсчета. Таким образом, в законопроекте речь идет отнюдь не о ценообразовании, а о неграмотной индексации внутренних цен в жесткой привязке к зарубежным.

4. В законопроекте приведены алгебраические формулы для вычисления индексов цен на зарубежных рынках нефти и нефтепродуктов. Формулы, однако, ошибочные, написанные с нарушением школьного курса физики: размерность их правой части – рубли и левой части - доли единицы не совпадают. Поэтому упомянутые алгебраические выражения, образующие стержень законопроекта, применить невозможно.

5. Нефть и нефтепродукты не являются продукцией естественных монополий, поэтому их цены устанавливают свободно. Законом о защите конкуренции на товарных рынках сговор в установлении цен запрещен. Однако, предписываемая законопроектом директивная индексация цен на внутреннем рынке в привязке к зарубежным, тождественна ценовому сговору отечественных продавцов нефти и нефтепродуктов с иностранными продавцами. Учитывая, что валютным курсом рубля и доллара искусственно завышается «цена» доллара в рублях примерно вдвое, «гармонизация» внутренних цен с зарубежными путем их индексации чревата дальнейшим ростом в стране ценовой инфляции.

6. Цели и сфера применения предлагаемого закона – надуманные и абсурдные,
обсуждать которые нет смысла. В законопроекте, к примеру, сказано, что этот акт якобы нацелен на «формирование эффективной и стабильной системы ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов, взаимоувязанной с мерами по развитию конкуренции, росту энергоэффективности и энергосбережения». Но как можно говорить о росте энергоэффективности и энергосбережения, а также о «формировании эффективной и стабильной системы ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов, в условиях провоцирования дальнейшего роста ценовой инфляции? К тому же, о какой конкуренции между ВИНКами можно говорить при монополизации ими внутреннего рынка, разделом его на региональные сектора? К этому добавятся еще директивно высокие, примерно одинаковые индексируемые цены.

7. В ст. 8 законопоекта «Биржевой совет» изложен устав гипотетического Совета, разработка которого является исключительной прерогативой любой коммерческой организации. Согласно ст. 71 Конституции РФ, уставы коммерческих организаций не входят в перечень предметов федерального ведения, и поэтому не могут быть предметами федеральных законов.

Выводы
Абсолютно безграмотный в правовом и экономическом отношении законопроект «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в Российской Федерации»
корректировке не подлежит. Его дальнейшее обсуждение – вредная трата государственных средств и времени. Создается впечатление, что этот, с позволения сказать, законопроект, предмет которого не входит в компетенцию ФАС, написан с целью поглощения антимонопольной службой службы по тарифам, к непрофессиональной деятельности которой имеется множество претензий.

В правительстве уже давно необходимо содать орган, ведающий ценообразованием, ценами и тарифами. Нынешняя служба по тарифам с их обоснованным регулированием не справляется, так же как ФАС не способен противостоять злоупотреблениям монополий своим доминирующим положением на рынке (см. "Цены на бензин, дизельное и другое топливо непрерывно растут.
Почему же не слышно команд ФАС?"
- "Промышленные ведомости № 7, июль 2008 г.).

ФАС, цены на нефть и нефтепродукты

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100