Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Биологически активные добавки к пище:
вымыслы и реалии

Николай Лисняк

вице-президент Региональной общественной организации
содействия развитию дистрибьюторской деятельности
 
В 1970-х годах на мировом рынке появилась новая категория продуктов - биологически активные добавки к пище  или БАДы,  вызывающие  по сей день споры об их полезности  среди населения, врачей, фармацевтов. Эти продукты часто появляются во всех видах рекламы и являются предметом обсуждения многих телевизионных программ о здоровом образе жизни. Тем не менее, не существует единого мнения, являются ли БАДы полезным и необходимым дополнением к рациону питания практически каждого современного  человека.
 
Биологически активные добавки к пище - тот редкий случай, когда название точно отражает суть продукта. Это вещества, получаемые из сырья растительного и животного происхождения, и предназначенные для улучшения здоровья, а, тем самым,  качества жизни человека. Их должны содержать наши продукты питания, но в силу ряда причин объективного и субъективного характера они в них либо отсутствуют, или имеются, но в  недостаточных количествах. Почему же раньше всего хватало, а сейчас  вдруг  стало недостаточно?
 
Начнем с воздуха, без которого человек жить не может. Что стало с воздухом? Он для нас всегда был смесью газов в определенных пропорциях, и  это все знают со школьной скамьи: азота -78%,  кислорода -21% и 1% -  всех остальных газов. Но так было когда-то.  Сегодня кислорода стало заметно меньше - резко сократилась площадь, занимаемая лесами, океаны  и моря  регулярно заливаются нефтью, развиваются производства и техника, которым для работы необходим тот самый кислород в качестве окислителя топлива.  Это практически все двигатели автомобилей, кораблей, самолетов, кроме того, кислород потребляют сталеплавильные печи, ракеты, бытовые печи, камины, электрообогреватели и т. п., а взамен в окружающую среду в больших количествах выбрасывается то или иное соединение углерода.
 
Чтобы хоть как-то представить масштабы происходящего, приведу лишь один пример, характерный для Москвы, но понятный  всем. Длина Московской кольцевой автодороги - МКАД составляет примерно 110 км, машины движутся по ней в  6-7 полос (бывает и больше) в каждую сторону, в итоге выходит, как минимум, 12 полос общей длиной в 1320 км.  Примем условно длину автомашины, включая автобусы, грузовики и автопоезда, равную в среднем примерно 10 метрам.  Так как  в «пробке» они стоят нос к носу,   получается, что на МКАДе оказывается одновременно примерно 132 000 машин.  Пусть каждая из них за час сжигает 15 л топлива (количество сильно занижено), тогда за  час только на МКАДе сжигается  1 980 000 литров бензина и солярки, что составляет полноценный железнодорожный состав! Но машины в той же Москве стоят в «пробках» не только на МКАДе.
 
Чем же мы дышим? А тем, что достается от автомашин и прочих источников вредных выбросов.  Однако это все попадает также  в растения и  почву, этим дышат коровы, которые едят эти растения, а их мясо и молоко тоже потребляем мы. Коровы ставят рекорды по надою - до12 000 л в год, и это не предел. При этом их закалывают антибиотиками, дают специально разработанные корма, повышающие удои, и все это тоже достается нам с молоком и мясом тех же коров.
 
 Кроме того, мы едим кур, которые за три месяца вырастают до размеров хорошего индюка, употребляем в пищу помидоры и огурцы, которые могут лежать месяцами на прилавке и не терять товарный вид.  Мы пьем молоко, которое не прокисает в принципе.  Такая ситуация - рай для производителей и продавцов еды, но  ад для здоровья каждого человека. И вот почему.
 
Человек есть то, что он ест!  Это не пустые слова. Поэтому в нашей еде должны быть все необходимые для нашего здоровья микроэлементы, ферменты и бактерии, хотя их наличие и ведет к быстрому прокисанию, гниению, потере товарного вида пищевых продуктов.  Однако в еде, покупаемой нами сегодня в магазинах, всего этого нет благодаря уникальным достижениям химической и фармацевтической промышленности. На ухудшение качества нашей пищи, помимо загрязнения вредными техногенными выбросами воздуха и воды, влияет еще истощение и загрязнение почвы.
 
И, тем не менее, мы живем, так как наш организм уникален. Он старается нейтрализовать всю ненужную химию, повысить эффективность усвоения кислорода в клетках, и даже в этой еде выискивает что-то полезное. Но для такой постоянной работы нужны те самые микроэлементы, которые сегодня отсутствуют в нашей еде - их туда никто не вложил, так как они портят товарный вид и "лежкость" продуктов.  Вот БАДы и призваны дать человеку  то, чего не хватает в обычной еде, и тем самым улучшать его здоровье и самочувствие.
 
Систематические эпидемиологические исследования, проводимые Институтом питания РАМН в различных регионах России, в последние несколько лет выявили существенные отклонения рациона питания россиян от формулы сбалансированного питания. Прежде всего это отклонения по уровню потребления витаминов, микроэлементов, ненасыщенных жирных кислот, множества органических соединений растительного и животного происхождения, имеющих важное значение в регуляции обмена веществ и функций отдельных органов и систем.
 
Диетологам ясно, что с использованием наиболее распространенного у нас в стране набора продуктов питания при энергетической ценности примерно 2200-2600 Ккал/сутки не представляется возможным удовлетворить потребности организма во всех  упомянутых веществах и элементах в полном объеме. Для этого необходимо увеличивать количество потребляемых продуктов питания, что, несомненно, ведет к резкому увеличению  энергопотребления, а это возрастающий риск ожирения, атеросклероза, гипертонии и возникновения других болезней цивилизации. В России этот риск особенно велик, так как традиционно высок  уровень потребления рафинированных продуктов.
 
Казалось бы, что вопрос необходимости применения БАДов решается сам собой - полезность этого продукта очевидна. Но не все так просто! БАДы становятся очень популярными в мире, и огромное количество компаний, которые их производят, стремятся занять место на рынке этого продукта. При этом наряду с добросовестными производителями и реализаторами появляются фирмы, которые интересует только прибыль. Поэтому сегодня на первое место выходят вопросы качества этих продуктов, законность их оборота на территории России и безопасность использования населением.
 
Качество этих продуктов и законность появления на российском рынке контролируются соответствующими органами, в том числе органами сертификации. А вот вопросы оборота и использования населением биологически активных добавок остаются практически открытыми. Существуют нормативно-правовые документы, которые регламентируют оборот БАДов, но они в большинстве случаев не выполняются. Это связано с некоторыми особенностями БАДов, как товара.
 
Во-первых, активность БАДов определяется несколькими факторами, и один из них -  это наличие компонентов, оказывающих активное влияние на состояние здоровья человека. Оно порой настолько заметно, что становится сравнимым с действием лекарственных препаратов. В  настоящих БАДах количество активных компонентов ограничено  на уровне, не превышающем 30% от их допустимой суточной терапевтической дозы. Это  является одним из условий безопасности применения БАДов потребителями.
 
Во-вторых. БАДы относятся к продуктам, которые помогают человеку оставаться здоровым, и уменьшают вероятность наступления той или иной болезни, оказывая тем самым определенное профилактическое действие. Практически вся восточная медицина основана на профилактике. Это дает возможность сохранять здоровье населения,  реже прибегая к хирургическим вмешательствам и средствам интенсивной терапии.
 
Биологически активные добавки можно подразделить на две большие группы: нутрицевтики и парафармацевтики. Нутрицевтики - это БАДы, применяемые для восполнения недостающих в рационе питания микроэлементов, эссенциальных веществ, ненасыщенных жирных кислот и т. д. Парафармацевтики - это БАДы, которые регулируют процессы жизнедеятельности в физиологических границах функциональной активности органов и систем организма. К ним относят: различные фиточаи, растительные экстракты, продукты жизнедеятельности животных и пчел. Разница между этими двумя группами весьма условна, так как практически все БАДы обладают свойствами обеих групп.

С точки зрения функционального назначения БАДы условно разделили на три группы, которые обеспечивают соответственно очищение организма (в основном это сорбенты на основе пищевых волокон - целлюлозы, пектина, отрубей, хитозана и других полисахаридов), восполнение недостающих в организме элементов и веществ (эти добавки изготавливают на основе чистых субстанций витаминов, минеральных веществ, органических кислот и т.д.), и восстановление функций органов и систем организма (эти БАДы производят на основе продуктов переработки мясомолочного сырья, продуктов пчеловодства, сухих смесей лекарственных растений, в том числе с добавлением микроорганизмов – пребиотиков).

Прием БАДов, следовательно, направлен на регуляцию в физиологических границах функциональной активности органов и систем организма, достижение адаптогенного эффекта, регуляцию нервной деятельности, регуляцию микробиоценоза желудочно-кишечного тракта, профилактику заболеваний, вспомогательную терапию и восполнение необходимых организму веществ, которых недостает в пище.
Необходимо отметить, что по данным Всемирной организации здравоохранения 80-85% населения стран с максимальной продолжительностью жизни регулярно используют БАДы, что способствует профилактике заболеваний и сохранению здоровья. А  в  России БАДы потребляет лишь  3% населения, и  продолжительность жизни оставляет желать лучшего. Почему же всего 3%, тогда как, к примеру,  в  США - 80%,  в Японии - 90%,  во Франции и Германии около 60% населения этих стран ежедневно употребляют БАДы? 
 
Почему в России так мало? Ведь такое ничтожное потребление дополнительно перегружает наши больницы, что  вынуждает продолжать увеличивать количество больничных коек, врачей, оборудования...  Но при таком подходе и игнорировании профилактики заболеваний продолжительность жизни не увеличивается.
 
Мы стараемся донести до населения необходимость прививок - это профилактика, рассказываем о вреде курения и алкоголя,  это тоже профилактика, стараемся научить население правильно питаться в различных  жизненных ситуациях, грамотно составлять свой рацион – и это тоже профилактика. Вот БАДы на сегодняшний день как раз и являются одной из важнейших составляющих сбалансированного рациона питания. Но у нас полностью отсутствует культура их использования.
 
Конечно же, огромную роль в формировании негативного отношения общества  к этой категории продуктов играют средства массовой информации. Многие "говорящие головы", популярные телеведущие и даже медицинские работники, не сведущие в вопросах полезности БАДов, или намеренно принижающие и искажающие их значение и роль, позволяют себе публично высказывать субъективное негативное мнение об эффективности применения этих продуктов.
 
Однако, нужно создавать положительный «имидж» БАДов. Для этого необходима не только правильно организованная пропаганда и просветительная работа в этой области, но и  правильная организация торговли этими пищевыми добавками, которая свела бы к минимуму появление на рынке поддельных и опасных для людей препаратов, которые их изготовители и продавцы выдают за БАДы. Ведь такие подделки дискредитируют настоящие продукты и дают основания некоторым  изготовителям лекарственных препаратов для проведения антирекламных кампаний против БАДов, которые благодаря своим профилактическим свойствам конкурируют с рядом лекарств.
 
В существующих на сегодняшний день нормативно-правовых документах определено, что реализация БАДов возможна только через аптечную сеть, магазины диетического питания и специализированные отделы в продуктовых магазинах. На первый взгляд все правильно. Но ведь копченую колбасу, яйца и кетчуп можно потреблять далеко не всем, а БАДы - это продукты, и очень активные продукты.
 
Как консультируют в аптеках, мы знаем. Добиться объективных объяснений от продавца продуктового магазина, который приучен продавать любой просроченный товар, как самый полезный, свежий и самый лучший, очень сложно. Поэтому получается, что есть уникальный продукт, необходимый людям, но отсутствуют объективная информация о свойствах и способах его применения, а отсюда не возникает должной мотивации на включение его в рацион питания. Вместе с тем, как правило,  отсутствует профессиональное сопровождение людей, которые используют БАДы. В результате, население имеет искаженное представление о назначении, свойствах, способах применения БАДов, и уникальный, крайне необходимый в питании продукт остается невостребованным.
 
В мировой практике давно найден эффективный способ решения этих вопросов. Компании, производители БАДов, организуют реализацию своей продукции методом сетевого маркетинга. Мнение о сетевом маркетинге в России, основанное на работе первых дистрибьюторов компании Гербалайф 1990-х годов, радикально отличается от того,  что  представляет собой сетевой маркетинг сегодня. Замечу, что сетевой, то есть  многоуровневый маркетинг, создавался именно для реализации БАДов.  На сегодняшний день это большие дистрибьюторские центры, одной из главнейших задач которых является просветительская и информационная деятельность среди населения в области пропаганды здорового образа жизни. Это большая и серьезная работа, которая ничего общего не имеет с обычной розничной торговлей.
 
Дистрибьюторские центры представляют собой некоммерческие организации, что позволяет организовать четкий контроль за подготовкой и работой каждого дистрибьютора. Такие центры напрямую сотрудничают с компаниями - производителями БАДов, получая у них непосредственно весь ассортимент изготавливаемых пищевых добавок, что гарантирует клиентам абсолютное качество этих продуктов. А вот этого не могут гарантировать на сегодняшний день даже аптеки, получающие товар через множество посредников. Причем, компании, производители БАДов, предоставляют клиентам возможность приобретать свою продукцию через дистрибьюторов со скидкой от 10% до 40%. Такой дисконт предоставляет, например, компания "Тяньши".

При организации оборота БАДов дистрибьютор обязан предоставить всю необходимую информацию о свойствах продуктов, правилах их использования клиентом, а также в процессе использования должен давать необходимые пояснения и отвечать на вопросы. Поэтому правильно организованная реализация БАДов методом многоуровневого маркетинга от имени и под контролем их изготовителей представляется наиболее эффективным и легко контролируемым способом реализации этой необходимой категории продуктов.
 
К сожалению, реализация БАДов в России методом сетевого маркетинга запрещена. В результате 90% пищевых добавок реализуется незаконно,  что дает возможность продавать просроченный и фальсифицированный товар. Это создает негативное отношение к БАДам, как  к необходимому для профилактики возникновения болезней, улучшения самочувствия и качества жизни продукту с потрясающе правильным названием «биологически активные добавки к пище». Поэтому правильно организованная реализация БАДов методом многоуровневого маркетинга от имени и под контролем их изготовителей представляется нам наиболее эффективным и легко контролируемым способом реализации этой необходимой всем категории продуктов.

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100