Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» № 11-12 ноябрь, декабрь 2009  -  cодержание номера 

Югорский край в центре национального проекта
«Урал Промышленный - Урал Полярный»

Моисей Гельман

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - динамично развивающийся регион, обладающий большим производственным и финансовым потенциалом. Основой экономики округа сегодня является топливно-энергетический комплекс, округ занимает ведущие позиции в стране по объемам промышленного производства некоторых видов продукции, добыче нефти и газа, выработке электроэнергии.

Однако богатые природные возможности региона не ограничиваются только наличием огромного количества углеводородного сырья. На территории Югры добываются россыпное золото, жильный кварц, имеются значительные запасы бурого и каменного угля. В горной части округа - на Приполярном Урале обнаружены железные руды, ресурсный потенциал которых оценивается в сотни миллионов тонн, а также проявления бокситов, меди, цинка, хрома, марганца, редкоземельных металлов, бентонитов… Они позволят восполнить дефицит сырья на металлургических предприятиях Урала, образовавшийся в результате выработки давно эксплуатируемых уральских месторождений, и существенно уменьшить издержки на его транспортировку из других регионов страны и зарубежья.

Вовлечение в промышленный оборот этих минеральных ресурсов, стоимость которых оценивается в несколько десятков миллиардов долларов, обеспечит дальнейшее развитие производительных сил не только Югры, но также всего Уральского региона и России в целом. Это станет возможным благодаря реализации национального проекта «Урал Промышленный - Урал Полярный». В его рамках вдоль зоны залегания полезных ископаемых на северном Урале будет построен новый транспортный коридор. Железная дорога вместе с автодорогой обеспечат доступность к этим месторождениям и свяжут их с уральскими предприятиями по переработке сырья. Подписаны соглашения с энергетическими компаниями о развитии энергетической инфраструктуры региона, проводятся геологические изыскания, позволяющие уточнить объемы запасов минеральных ресурсов.

Обо всем этом губернатор Югры А. В. Филипенко рассказал недавно на презентации округа, проведенной в МИДе России, дипломатам и представителям зарубежных деловых кругов. Ведь по инвестиционному рейтингу Югра занимает лидирующую позицию среди регионов Российской Федерации, так округ давно стал привлекателен для инвесторов. Благоприятный инвестиционный климат обеспечивается предоставлением налоговых льгот, кредитами в счет уплаты налогов, выделением субсидий держателям инвестиционных проектов и другими мерами. Благодаря эффективности осуществляемых в округе экономических преобразований программа комплексного освоения территории Приполярного Урала открывает широкие перспективы для осуществления высокодоходных проектов.

«Урал Промышленный - Урал Полярный» - это мегапроект, который важен не только для Югры, но и для всей страны. Его осуществление откроет Уралу короткий транспортный выход к Ледовитому океану, а тем самым к месторождениям, расположенным на шельфе арктических морей, и позволит обеспечить отечественную промышленность высококачественным сырьем на десятилетия, а по отдельным видам - на сотни лет. Он будет способствовать развитию транспортной системы в Уральском округе и ее интеграции в глобальные транспортные сети, что расширит для страны выход на мировые рынки.

                                       Для чего понадобился проект

Открытие и освоение на территориях Среднего и Южного Урала богатейших месторождений полезных ископаемых, в том числе рудных, позволили создать в царской России, а затем в Советском Союзе мощный индустриальный центр металлургии и машиностроения. Уральскому промышленному комплексу уже более 300 лет. Он сыграл важнейшую роль в победе над гитлеровской Германией. В годы Великой Отечественной войны на Урал было эвакуировано свыше 700 предприятий. После войны многие из них обеспечивали становление и развитие топливно-энергетического комплекса Западной Сибири, включая производство для него бурового оборудования, труб и специальной техники.

Однако ресурсная база Среднего и Южного Урала, в конце концов, значительно истощилась. Балансовые запасы железной руды в регионе в середине 1970-х годов составляли миллиарды тонн. Здесь находилось 12% ее общесоюзных запасов. Но 90% промышленных запасов представляли собой бедные (16-17% железа) руды, из них 77% приходилось на долю качканарских ванадиисодержащих титаномагнетитов. Обеспеченность качественной рудой предприятий Урала постоянно сокращается. Крупные горнодобывающие предприятия — Высокогорский, Горноблагодатский, Магнитогорский - или отработали свои запасы, или вошли в последний, наиболее трудный этап эксплуатации. Прослеживается тенденция снижения содержания железа в сырой руде.

На сегодня годовая потребность промышленности Урала в железной руде составляет около 36 тысяч тонн. Вследствие отработки базовых месторождений в Свердловской и Челябинской областях потребности металлургических заводов Урала за счет местного железорудного сырья удовлетворяются лишь на 35%. Еще 35% покрываются за счет поставок горнодобывающих предприятий Курской магнитной аномалии - расстояние транспортировки 2000-2200 км, Кольского полуострова - расстояние 2700-3300 км, и из Сибири (Коршуновский ГОК) - расстояние 3200 км. Около 28% импортируется с Соколовско-Сарбайского комбината (Казахстан).

Другим дефицитным сырьем является хромовая руда. Сегодня при годовом потреблении промышленными предприятиями Урала 1,4 млн. тонн хромовых руд, из них до 1 млн. т в год завозятся на ферросплавные предприятия из Казахстана (Донской ГОК, расстояние 1500 км), а также с Полярного Урала через Северо-Западный федеральный округ (расстояние 2800-2900 км). Основными потребителями являются ОАО «Челябинский электрометаллургический комбинат», ОАО «Серовский завод ферросплавов» и предприятия огнеупоров ОАО «Магнезит».

В настоящее время на Урале добыча хромитов осуществляется тремя предприятиями: ОАО «Сарановская шахта рудная» (Пермская область), производство товарной руды около 110 тыс. т в год товарной руды со средним содержанием 32,3%; ЗДО «Уралхром» (Свердловская обл.) — 10 тыс. т с содержанием 35%; ОДО «Конгор-Хром» на группе месторождений Рай-Из (Полярный Урал), добыча богатых руд составила в 2005 г. 600 тыс. т с содержанием хрома 40%.

Марганцевые руды (до 1,7 млн. т в год) завозятся на металлургические и ферросплавные предприятия Урала из Украины (расстояние транспортировки 2700-3100 км) и Казахстана (расстояние транспортировки 1000-2000 км).

Основные запасы меднорудного сырья сконцентрированы на 30 мелких месторождениях. Промышленные запасы на большинстве эксплуатируемых месторождений будут отработаны в ближайшие 10-15 лет. В 1970 году 78% уральских медных руд добывалось открытым способом, в 2005 г. их доля сократилась до 30%. Значительная трудоемкость добычи медной руды привела в последние годы к нерентабельности разработки многих месторождений, поэтому часть рудников законсервировали. Обеспеченность уральской промышленности медным сырьем не превышает 20%. Поставки остального сырья ведутся из-за пределов округа, а часть медного концентрата экспортируется из Казахстана.

Сейчас около 40% мощностей медеплавильных заводов и заводов по обработке цветных металлов в Свердловской области загружены ломом, для Челябинской области этот показатель немного выше. По оценкам экспертов, запасы лома из произведенной в советский период продукции иссякнут в ближайшие 10 лет.

Возникший дефицит сырья для металлургической промышленности ставит ее в жесткую зависимость от конъюнктуры мировых рынков, а транспортная удаленность от мест его добычи и переработки ведет к росту затрат в базовых отраслях уральской промышленности. Среднее расстояние доставки сырья на предприятия Урала составляет 2500 км. В результате из-за увеличения цен на металл в Уральском федеральном округе около 40% предприятий машиностроительного комплекса стали убыточными. С 1990 г. доля машиностроения в общем объеме промышленного производства субъектов Федерации, входящих в УрФО, сократилась в среднем почти на 15%.

Нарастающий дефицит горнорудного сырья может привести к окончательной деградации уральского промышленного комплекса, что создает угрозу национальной безопасности.  Ведь на Урале производится 38,5% российской стали, 37,5% готового проката чёрных металлов и 44,3% стальных труб. На Урале расположено и большинство основных оборонных предприятий страны.

Выход – в освоении ресурсной базы Полярного и Приполярного Урала, что потребует строительства новых транспортных путей и расширения энергетической базы в округе. В результате реализации проекта будет создано более 50 новых предприятий, организовано 66 тысяч дополнительных рабочих мест в горнорудной промышленности и на транспорте, 3 тысячи — в лесной отрасли, 3,5 тысячи — в нефтедобыче. Численность населения в зоне действия будущего транспортного коридора по восточному склону Уральского хребта увеличится почти на 150 тыс. человек.

Освоение природных ресурсов Полярного и Приполярного Урала внесёт значимый вклад в развитие экономики Уральского федерального округа и увеличение его доли в ВВП страны, а также во многом решит проблемы обеспечения промышленности России и Урала отечественным высококачественным сырьем. Реализация проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный» усилит конкурентные преимущества промышленности страны и исключит целый ряд угроз ее национальной безопасности.

Диверсификация экономики Югры в рамках национального проекта                                           

Освоение природных богатств восточного склона Приполярного Урала предусмотрено и стратегией развития Ханты-Мансийского автономного округа. Основой его экономики сегодня является топливно-энергетический комплекс. Однако зависимость от сектора углеводородного сырья сдерживает социально-экономическое развитие региона. Целевой ориентир развития экономики согласно Схеме размещения производительных сил Югры до 2020 года - ее диверсификация.

Губернатором округа А. Филипенко поставлена задача, за счет развития других секторов экономики, снизить долю нефтегазового сектора в валовом региональном продукте к 2020 году до 48%. Поэтому комплексное освоение месторождений полезных ископаемых в рамках проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" признано Правительством Югры одним из приоритетных направлений социально-экономического развития автономного округа.

 

У восточного склона Приполярного Урала

Проектом освоения территории Приполярного Урала предусматривается создание горнопромышленного комплекса на базе природно-сырьевых ресурсов западной части округа и строительство новой транспортной и энергетической инфраструктуры.
Для реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" был заключен ряд соглашений, где закреплены основные принципы и решения по организации взаимодействия, финансированию работ и координации деятельности всех участников. Для этого правительствами Югры, Ямала и Тюменской области учреждена управляющая компания - "Корпорация "Урал Промышленный - Урал Полярный".

Сформирована система управления проектом и на территории Югры. Были образованы рабочие группы с участием ученых и экспертов для разработки отраслевых концепций и программ. Для повышения эффективности взаимодействия и координации работы всех правительственных структур и заинтересованных организаций создан орган исполнительной власти автономного округа - Департамент развития Приполярного Урала. Реализация проекта на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры позволит:

- обеспечить социально-экономическое развитие западной части Югры;
- ликвидировать дефициты мощностей в энергосистемах Урала и Западной Сибири;
- создать выход к Северному морскому пути, в Трансазийский транспортный коридор и Северный сибирский широтный транспортный коридор;
- сформировать устойчивую экономическую базу для развития существующих и создания новых поселений, повысить уровень и качество жизни населения западной части округа;
- способствовать развитию научно-исследовательской базы, новых технологий;
- активно использовать имеющийся трудовой потенциал, а также создать более 60 тысяч новых рабочих мест;
- решить проблемы транспортной доступности и надежного энергоснабжения жителей населенных пунктов, попадающих в зону проекта.

Проект комплексного освоения и развития Приполярного и Полярного Урала охватывает обширную геостратегически значимую северную территорию, но по своему масштабу и значению выходит далеко за региональные рамки. Его осуществление окажет влияние на развитие ключевых отраслей промышленности, совершенствование транспортной и энергетической инфраструктуры, обеспечение безопасности страны и ускорение социально-экономического развития Российской Федерации в целом.

    Ресурсы полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала

Резкое различие в количестве выявленных и разрабатываемых месторождений Среднего и Южного Урала по сравнению с его северной частью при их геологической общности объясняется, прежде всего, недостаточной геологической изученностью этого региона.
К середине 2005 года государственным балансом на территории Полярного и Приполярного Урала были учтены запасы руд менее чем десяти месторождений.

Практически все ресурсы металлов числились в категории авторских и не состояли на государственном учете. В регулярной эксплуатации находилось всего одно месторождение — месторождение хромитов Центральное. В небольших объемах велась попутная добыча кварцевого сырья, золота, цеолитов. Практически не велись работы на месторождениях строительных материалов.

В 2005-2006 годах проанализировали геологическую информацию, накопленную несколькими десятками организаций, изучавшими недра Полярного и Приполярного Урала, провели переоценку ресурсов твердых полезных ископаемых, и их поставили на государственный учет. Это дало представление о состоянии минерально-сырьевой базы территории и стало основой для планирования геологоразведочных работ на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Динамичное развитие геологического изучения новой сырьевой базы дает основания в ближайшем будущем ожидать появления балансовых запасов высоких категорий и локализацию новых месторождений.
На Полярном и Приполярном Урале уже выявлено более 200 перспективных рудопроявлений легкообогатимых скарново-магнетитовых железных руд. Их ресурсный потенциал на сегодня оценивается в 12914 млн. т.

Разведанные в этом районе запасы и прогнозные ресурсы хромовой руды составляют на сегодня 302 млн. т и позволяют говорить о крупнейшей в России хромоворудной базе, которая в перспективе способна полностью обеспечить отечественным сырьём не только ферросплавную промышленность Урала, но России в целом. Эффект от полного замещения ввоза хромовой руды из-за границы может составить 84 млн. долл. в год.
Исследования последних лет на Полярном и Приполярном Урале существенно расширили ресурсную базу по марганцевым рудам — на сегодня это 310 млн. т.

Исследования последних лет на Полярном и Приполярном Урале существенно расширили ресурсную базу по марганцевым рудам — на сегодня это 310 млн. т.

Прогнозные ресурсы угля Полярного и Приполярного Урала, поставленные на учет в текущем году, составляют 18 млрд. т. Развитие добычи угля в этом районе будет способствовать не только снижению его поставок, но и изменению топливного баланса, предусмотренному реализацией Энергетической стратегии России. Она к предполагает опережающий рост к 2020 году добычи угля на 50-70% по сравнению с ростом добычи газа (15-20%), а также рост по сравнению с 2002 годом выработки электроэнергии на тепловых электростанциях на 12-18% к 2010 году и 35-45% - к 2020 году.

Оцениваемые показатели от освоения месторождений Полярного и Приполярного Урала приведены в таблицах 1-3 (данные Корпорации «Урал промышленный – Урал Полярный»)

Таблица 1

Ресурсный потенциал

 

Виды сырья
Ед. изм.
Запасы на 2006 год
Ресурсы апробированные
Ресурсы по экспертной оценке
Уголь
млн. т
1 300.0
18 000,0
36 000,0
Хром
млн. т
7,7
302,0
914,0
Марганец
млн. т
0,0
310,0
1 537,0
Железо
млн. т
66,1
12914,0
59 100,0
Медь
тыс. т
285,1
3 000,0
25 147,0
Цинк
тыс. т
28,8
5 000,0
9 260,0
Свинец
тыс. т
326,7
230,0
4 096,0
Бокситы
млн. т
0,8
433,0
1147,0
Золото
т
5,0
335,0
1 480,0
Платиноиды
т
0,0
 
801,0
Молибден
тыс. т
1,8
 
546,0
Вольфрам
тыс. т
0,0
 
110,0
Тантал
тыс. т
7,7
 
54,0
Ниобий
тыс. т
61,8
 
442,0
Редкие земли
тыс. т
58,2
 
380,0
Уран
т
0,0
 
143,0
Фосфориты
млн. т
12,0
191,0
468,0
Цеолиты
млн. т
0,0
 
54,0
Бариты
млн. т
0,7
 
25,0
 
Таблица 2

 

Новые промышленные предприятия по освоению природных ресурсов
Полезное ископаемое
Объем производства млн. т в год
 
Северо-Сосьсинское
уголь
12,00
Сейдинское
уголь
4,00
Войкаро-Сынинское
хромовые руды
1,50
Рай-Из
хромовые руды
1,50
Янь-Ягинское (Щучьинский р-н)
железные руды
6,00
Охтмянское
железные руды
6,00
Вольинское
медно-цинковые руды
3,00
Северо-Сосьсинское
медно-цинковые руды
3,00
Лекын-Тальбейское
медно-свинцово-цинковые руды
5,00
Тайкеуское
тантал, ниобий, редкоземельные
1,00
Нундерминское
марганцевые руды
1,50
Харбейское
вольфрам, молибден
1,00
Войшорское
барит
0,20
Собское
барит
0,15
Софроновское
фосфориты
1,20

Таблица 3
Финансово-экономические показатели будущих горнорудных производств (оценка)                                    

 

Наименование
Год выхода на проектную мощность
Годовой объем произ-ва (млн. т)
Всего инвестиций (млн. руб.)
WACC
IRR
NPV (млн. руб.)
Железорудное месторождение Охтлямское
2018
2,0
6 305
12,8%
22,6%
5 158
Железорудное месторождение Щучьинское
2017
2,0
6 936
12,8%
17,6%
2 236
Северо-Сосьвинское месторождение бурых углей
2028
12,0
18 356
10,3%
30,2%
12 526
Сейденское месторождение бурых углей
2030
4,0
16 100
10,8%
40,8%
10 647
Нундерминское месторождение марганца
2015
1,0
3 868
13,4%
25,4%
2 812
Войшорский баритовый разрез
2013
0,2
2 583
13,4%
17,2%
417
Собский баритовый разрез
2013
0,1
2 583
11,3%
18,5%
822
Усть-Маньинское месторождение бентонита
2013
0,1
821
10,5%
26,1%
160
Месторождения медно-цинковых руд Вольинского
и Северо-Сосьвинского районов
2015
0,3
6 774
12,3%
24,0%
5 689
Месторождения меди, цинка, свинца
2014
0,5
12 072
11,9%
40,0%
34 166
Тайкеуское месторождение редкоземельных металлов
2015
0,1
495
11,3%
40,7%
2 026
Софроновское месторождение фосфоритов
2022
1,0
938
10,7%
24,5%
326
Кершорское месторождение хрома
2013
0,5
2 926
10,6%
45,8%
10 526


Перечисленные полезные ископаемые будут разрабатываться наиболее эффективным открытым способом. Помимо них на Полярном и Приполярном Урале подтверждены и поставлены на государственный учет ресурсы свинца, золота, урана, пьезооптического и кварцевого сырья, ряда других ископаемых в разы превышающие запасы разрабатываемых сегодня на Урале месторождений. Обнаружены проявления такого стратегически важного металла как рений. Кроме богатой ресурсной базы твердых полезных ископаемых в этом регионе существуют перспективы развития добычи углеводородов.

Большую перспективу имеют разработки лесных ресурсов Северного и Приполярного Урала, которые оцениваются более чем 300 млн. м. Лесозаготовительное производство региона может быть достаточно рентабельным (рентабельность производства 12-15%) за счет использования в регионе пиломатериалов для деревянного домостроения, а отходов деревообработки - для производства топливных гранул.

Следует отметить, что цены на большинство видов полезных ископаемых, разработка которых предполагается в районах Полярного и Приполярного Урала, за последние годы растут опережающими темпами в сравнении с ростом стоимости строительных работ и оборудования. При сохранении существующих тенденций следует ожидать повышения эффективности освоения месторождений Приполярного и Полярного Урала.

               Ресурсный потенциал полезных ископаемых Югры

Минерально-сырьевой потенциал уральской части округа весьма значителен, общая валовая потенциальная стоимость твердых полезных ископаемых в ее недрах определена в 320 млрд. долларов в ценах 2004 года, извлекаемая ценность продукции оценивается в несколько десятков миллиардов долларов.

В зоне Полярного и Приполярного Урала сосредоточены рудные и топливно-сырьевые месторождения, содержащие, по оценке экспертов, 36 млрд. т. угля, более 60 млрд. т. железной руды, более 900 млн. т. хромовых руд, 1537 млн. т. марганцевых руд, 468 млн. т. фосфоритов, 1147 млн. т. бокситов, а также кварц, цеолиты, бентонитовые глины, золото, платину, серебро.

В апреле 2006 года Распоряжением Правительства Югры был утвержден раздел "Концепции комплексного промышленного освоения Приполярного Урала на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры" - "Недропользование". Согласно концепции на территории залегания полезных ископаемых выделяется 6 основных горнорудных комплексов, или потенциальных горнопромышленных узлов (ПГПУ), включающих в себя перспективные и потенциально-перспективные объекты недропользования. ПГПУ объединяют в себе как уже разрабатываемые месторождения, так и объекты геологоразведочных работ, направленных на уточнение объемов минерального сырья определенного вида.

Промышленное освоение минерально-сырьевой базы региона планируется осуществить в два этапа. 1-й этап охватывает 2006-2010 годы, 2-й - 2011-2020 и далее. В рамках первого этапа осуществляется разработка запасов твердых полезных ископаемых, поставленных на государственный учет. Это добыча россыпного и рудного золота, бурого угля, кварцевого сырья, некоторых видов горнотехнического сырья и стройматериалов для местных нужд.

На 2-м этапе ожидается рост объемов добычи по вышеперечисленным видам полезных ископаемых. Так, добыча россыпного золота с 350 кг в 2010 году должна увеличиться до 400 кг в 2015 году, рудного золота - соответственно с 600 кг до 1000 кг. В производстве кварцевого особо чистого концентрата намечается в 2012 году выйти на проектную мощность расположенного в г. Нягани завода "Полярный кварц" - 10 тысяч тонн и в дальнейшем сохранить эти объемы.

Но главным на втором этапе является крупномасштабное освоение таких видов сырья как бурый уголь и руды черных и цветных металлов (железных, медноцинковых и хромовых руд). Общие ресурсы угля Северо-Сосьвинского угленосного района, на территории которого выявлено 17 прогнозных площадей, составляют 17688 млн. т.

Наиболее разведан Борисовский участок Люльинского месторождения, пригодный для использования под нетиповой карьер производительностью до 100 тысяч т. угля в год. Объемы залегания медных, хромовых руд подлежат более точной оценке.

Для ускорения процесса перевода месторождений из оценочно-прогнозных категорий в категорию государственных запасов Правительством автономного округа утверждена и реализуется "Территориальная программа геологического изучения недр на территории Югры за счет средств бюджета автономного округа на 2007-2009 годы" и составлен план выполнения геологоразведочных работ за счет средств федерального бюджета до 2015 года. На основании анализа имеющейся геологической информации подготовлена Программа лицензирования недр Уральской части округа и утвержден перечень участков недр для предоставления в пользование.

        Транспортный коридор вдоль восточного склона Уральских гор

Проблемой, сдерживающей освоение ресурсов Полярного и Приполярного Урала, является практически полное отсутствие там транспортной инфраструктуры. В настоящее время территории западной части Ханты-Мансийского и значительная часть территории Ямало-Ненецкого автономного округа, включая и административный центр Салехард, не имеют надежного выхода в транспортную сеть Тюменской области.

Существующий транспортный коридор, связывающий северные территории Тюменской области с областным центром, и обеспечивающий выход в транспортную сеть страны, не соответствуют существующей интенсивности движения, и сдерживает экономическое развитие регионов.

Проектом «Урал Промышленный — Урал Полярный» предусмотрено создание транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор. Ядром проекта являются железная дорога Полуночное-Обская и автомобильная дорога Салехард-Урай-Агириш-Тюмень. Новый меридиональный транспортный коридор свяжет кратчайшим путем промышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, с месторождениями полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала, а также с зоной перспективной нефтегазодобычи — полуостровом Ямал. Он обеспечит и выход уральских регионов к Северному морскому пути.

К настоящему времени подготовлены технико-экономические соображения по строительству железнодорожной линии от станции Полуночное в Свердловской области до станции Обская в Ямало-Ненецком автономном округе. Эта линия обеспечит освоение месторождений Сосьвинско-Салехардского угольного бассейна, Войкаросынинского и Райизкого хромитоносных массивов, Няйского и Собско-Пальникского марганцеворудных районов, Хорасюрского и Мань-Маньинского железорудных районов, других рудных месторождений и месторождений углеводородов Полярного и Приполярного Урала и прилегающих к ним территорий.

Железнодорожная линия однопутная, ориентировочно длиной 790 км. Планируется строительство более 100 совмещенных с упомянутой автодорогой мостовых переходов, с двумя участковыми станциями - Обская и Полуночное, четырьмя промежуточными станциями - Сосьва, Хулга, Семья, Войкар. Соединяясь с «Полярной магистралью» Салехард — Надым — Коротчаево и, далее на восток, Игарка — Дудинка эта линия обеспечит транзит грузов с Промышленного Урала в арктические регионы России и наоборот.

Для завоза строительных материалов и конструкций на всем протяжении железной дороги предусмотрено строительство временной автодороги. Ее трасса будет проходить по трассе постоянной автодороги Агириш — Салехард и после окончания строительства железнодорожного пути будет досыпаться до проектных отметок, с укладкой на ней покрытия из железобетонных плит.

Ориентировочная сумма требуемых инвестиций на строительство - от 106млрд. до 136 млрд. рублей. На базе имеющейся информации произведен прогнозный расчет будущих грузопотоков. При этом будет достигнут существенный эффект от сокращения расстояния перевозок минерального сырья, который равен произведению объемов перевозимого груза на разницу в железнодорожных тарифах при нынешних расстояниях транспортировки и по новой дороге (см. табл. 4).

 

 
Таблица 4
Расстояние перевозок, км
 
Совре-
менное состояние
Новая ж.д.
Сокра-
щение рассто-
яния
Разница в тарифе, руб./т
Объем перево-
зок, млн. т/год
Сумма эффекта, млн. руб.
Железорудное сырье
2200-3300
1100-1600
1100-1700
100-200
8,8
1320
Хромовая руда
2850
1600
1250
135
2,1
280
Марганец
2700-3100
1100-2000
1600-1100
200
1,4
280
Бурый уголь
1200-1900
440-1000
800-1500
100
19
1900


В целом эффект от сокращения расстояний перевозок оценивается в 3,5-4 млрд. руб. в год. Косвенный эффект (эффект связанный с тем, что дорога даст импульс для развития различных сфер экономики и социальной инфраструктуры ЯНАО, ХМАО, севера Свердловской области) согласно исследованиям, может значительно (в разы) превышать прямой.

В результате  будет достигнут следующий эффект. Разработка месторождений Полярного и Приполярного Урала позволит полностью заместить поставки по импорту всего объема хромовых руд, поставляемых в Россию. Попутно на хромитовых рудниках будут добываться дуниты — ценное огнеупорное сырье), в значительной степени марганцем, железом, фосфоритами. Создание ресурсной базы по хромитам и марганцу, в настоящее время практически не разрабатываемых в России, позволит в перспективе за счет более низких (на 15-20%), по сравнению с мировыми, цен достичь эффекта от импортозамещения в объеме 1,8 млрд. руб. в год в текущих ценах.

Для Южного и Среднего Урала реализация проекта будет способствовать более полной загрузке предприятий металлургии и машиностроения. Это рельсы, трубы, металлические конструкции, электрические провода, шагающие и карьерные экскаваторы, тепловозы.

Строительство железнодорожной линии вдоль восточного склона Уральских гор потребует порядка 400 тыс. т рельсов и рельсовых скреплений (почти четверть годового производства рельсов в России), 750 тыс. т металла, металлоконструкций, стальных труб. Указанные объемы производства способны обеспечить заказами такое крупное предприятие как «Нижнетагильский металлургический комбинат» заказами более чем на полугодие.

Строительство на Полярном и Приполярном Урале горнодобывающих производств потребует увеличения поставок вышеназванной продукции, по меньшей мере, вдвое.
Строительство горнодобывающих предприятий потребует также значительного количества машиностроительной продукции. Это экскаваторы различных марок — 140-150 единиц, локомотивы — порядка 130, автосамосвалы большой грузоподъемности — 110-120, буровые станки — 90-100, а также тысячи железнодорожных вагонов, спецавтомобили, станки, спецоборудование.

Результатом станет возобновление опережающего роста базовых отраслей экономики в старопромышленных регионах Уральского федерального округа. Ускорение роста только металлургического производства на 1% позволит дополнительно выпускать в год продукции на сумму более 6,5 млрд. руб. в текущих ценах.

                      Путь Югры в новом транспортном коридоре

Как отмечалось, новый транспортный коридор, который протянется по восточному склону Уральского хребта, должен связать кратчайшим путем промышленный Урал с лесопромышленной зоной Севера Свердловской области, месторождениями твердых полезных ископаемых Югры и зоной нефтегазодобычи Ямала. Коридор образуют железнодорожная магистраль, которую построят от станции Полуночное Свердловской железной дороги до станции Обская Северной железной дороги, и автомобильная дорога, которая соединит населенные пункты Агириш, Няксимволь, Саранпауль, Обская. Большая часть обеих дорог пройдет по территории Югры, причем автодорога начнет строиться от населенного пункта, расположенного в самой Югре.

За счет средств областной программы "Сотрудничество" разработано «Обоснование инвестиций в строительство транспортного коридора». В нем дана оценка сырьевой базы и сделан расчет предполагаемых объемов грузоперевозок. Для этого были выполнены инженерно-геодезические и инженерно-геологические изыскания, проведена аэрофотосъемка территории по направлению прохождения железной дороги, разработано несколько вариантов трассирования автомобильной дороги, составлена карта районирования развития опасных геологических процессов и разработаны методические рекомендации по их изучению, выполнены экологические изыскания и на их основе дана оценка воздействия строительства на окружающую среду.

Выбор варианта прохождения трасс автомобильной и железной дорог был осуществлен на основании сравнения технико-экономических показателей, анализа результатов моделирования транспортных потоков, результатов расчета экономической эффективности инвестиций различных вариантов. Для проектирования выбран вариант, который максимально приближен к угольным месторождениям и обеспечит наибольший грузооборот, а также учитывает расположение оленьих пастбищ, прохождение нерестовых рек и другие экологические вопросы.

Строительство железной дороги "Полуночное - Обская", общая протяженность которой составляет 849 км, предполагается осуществить с привлечением средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации в течение 2009-2015 годов. Планируемый объем грузоперевозок составляет от 16,6 млн. тонн в 2015 году до 35,8 млн. тонн к 2030 году. Протяженность железной дороги по территории Ханты-Мансийского автономного округа - 494 км. Железнодорожная линия "Полуночное - Обская" включена в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года.

Автомобильная дорога "Агириш - Няксимволь - Саранпауль - Обская" будет строиться одновременно с железной. Ее длина составит 795 км, протяженность по территории округа - 547 км.

Создание транспортного коридора позволит не только обеспечить доступ к богатейшим горнорудным месторождениям Приполярного Урала, но и будет способствовать экономическому росту населенных пунктов автономного округа, расположенных у восточных склонов Урала, повышению комфортности проживания населения, развитию социальной инфраструктуры.

                                       Электроэнергетика

Комплексное развитие районов Крайнего Севера Югры, ЯНАО и Свердловской области за счет расширения спектра вовлекаемых в хозяйственный оборот запасов твердых полезных ископаемых, создания новых производств по первичной переработке сырья, наращивания объемов добычи нефти и газа, опережающего развития энергетики, в том числе, с использованием запасов низконапорного газа, обеспечит устойчивое развитие этих регионов и позволит им избавиться от коньюктуры мировых рынков энергоносителей.

При этом на территории Приполярного Урала и других территориях регионов появятся новые крупные потребители электроэнергии -- магистральный железнодорожный транспорт, предприятия топливной промышленности, создаваемые на базе месторождений бурых углей, предприятия по добыче и обогащению рудного сырья для чёрной и цветной металлургии, химии и промышленности строительных материалов и объекты инфраструктуры. Общая потребность в электроэнергии новых и существующих потребителей оценивается на 2015-2020 годы в 67-235 МВт.

При реализации национального проекта изменится качество и надежность энергоснабжения территорий Приполярного и Полярного Урала, которое сегодня ввиду значительной их удаленности от энергетических источников и электрических сетей централизованного электроснабжения Тюменской энергосистемы осуществляется децентрализовано от местных котельных и автономных электростанций, использующих в качестве топлива дальнепривозной уголь, дизельное топливо и природный газ.

Планируется строительство четырех электростанций, в том числе двух парогазотурбинных, общей мощностью 2544 мегаватта, работающих на местном сырье, а также необходимого сетевого хозяйства, что позволит обеспечить надежное электроснабжение существующих и вновь вводимых потребителей на территории нового хозяйственного освоения (см. табл. 5).

Таблица 5

 

Объект энергетическая инфраструктуры
        Протяженость,
мощность
 
Вл 500 Обская — БАЗ
1094 км
Вл 220 Надым — Салехард
336 км
ГТЭС в п. Игрим
20 МВт
ГТЭС в г. Ноябрьск
124 МВт
Тарко-Салинская ГРЭС
1200 МВт
Северо-Сосьвинская ГРЭС
(первая очередь 600 МВт)
1200 МВт


Разработана "Концепция развития энергетики Приполярного и Полярного Урала на базе местных углей Северо-Сосьвинских месторождений". В перспективном развитии энергетики Приполярного Урала можно выделить два основных этапа.

1-й этап охватывает 2007-2015 годы и продолжится до завершения строительства и ввода в эксплуатацию железной дороги "Полуночное - Обская". В этот период запланировано строительство ГТЭС на 122 МВт в п. Приполярном с ВЛ-110 кВ "Приполярный - Усть-Манья" и "Приполярный - Саранпауль". Одновременно в пос. Игрим Березовского района Югры предполагается построить ГТЭС на 20 МВт, пуск которой позволит уйти от децентрализованного электроснабжения и обеспечит электроэнергией производственные мощности, расположенные в непосредственной близости.

2-й этап, охватывающий 2015 - 2020 годы, связан с освоением природно-ресурсного потенциала территории Приполярного Урала. Главная задача, которая будет решаться в этот период, - обеспечение надежного энергоснабжения всех существующих и новых потребителей Полярного и Приполярного Урала, в числе которых добывающие и горнообогатительные предприятия, а также уже существующие и вновь возникающие в связи с развитием региона населенные пункты.

На базе Северо-Сосьвинского бурого угля, обнаруженного на Люльинском, Тольинском и Оторьинском месторождениях Березовского района автономного округа, предполагается строительство трех ТЭС суммарной мощностью 4800 МВт, в том числе Люльинская ТЭС - 600 МВт, Оторьинская - 2400 МВт и Тольинская - 1800 МВт, а также развитой сети высоковольтных линий электропередачи.

Ориентировочная стоимость строительства электростанции 600 МВт в районе добычи угля Северо-Сосьвинских месторождений оценивается от 32 млрд. до 43 млрд. руб. в текущих ценах в зависимости от типа основного оборудования (традиционная паросиловая технология или технология с газификацией угля).

Себестоимость производства электроэнергии на такой электростанции может составить от 1,6 до 1,9 руб./кВт.ч, в том числе топливная составляющая от 0,75 до 0,95 руб./кВт.ч при стоимости топлива 2550 руб. за тонну условного топлива или 1430 руб. за тонну натурального топлива при себестоимости добычи топлива 1215 руб./т (прогноз ОАО «Уралгипрошахт»). Годовой отпуск электроэнергии оценивается в 3,5 млрд. кВт.ч.

По инициативе Правительства Югры в инвестиционную программу ОАО "Территориальная генерирующая компания № 10" включено строительство Няганьской ГРЭС. В настоящее время ТГК-10 приступила к строительству первого и второго парогазовых энергоблоков электростанции. Электрическая мощность каждого энергоблока 400 МВт, тепловая - 190 Гкал/час. Первый энергоблок планируется ввести в 2010 году, второй - в 2011 году.

Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики России на период до 2020 года предусматривается строительство восьми блоков Няганьской ГРЭС общей мощностью 3200 МВт. Сооружение Няганьской ГРЭС повысит надежность Урайско-Няганьского энергоузла и создаст возможность его поэтапного присоединения к электрическим сетям Тюменской энергосистемы с передачей до 75 МВт электрической мощности по транзиту ВЛ-110 кВ "Приобье - Пунга - Игрим - Саранпауль". Эта магистраль создается в рамках реализации программы "Централизованное электроснабжение населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа", что обеспечит ускоренное развитие промышленности региона.

                        Инвестиционная привлекательность проекта

По предварительным оценкам требуемый для полной реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный" объем капиталовложений составляет 540 млрд. рублей. Ожидаемые показатели эффективности представлены в таблице 6.

Таблица 6

 
2007—2018 гг.
2007—2023 гг.
2007—2050 гг.
Экономическая эффективность 
 
Совокупный макроэкономический эффект в ценах 2007 г.
1 500 млрд. руб.
2 311 млрд. руб.
7 012 млрд. руб.
Интегральный индикатор экономической эффективности
0,30%
0,28%
0,20%
Показатель макроэкономической эффективности инвестиций
 
3,4
4,6
11,2
Финансовая эффективность
 
 
По данным инициатора
По данным инвест-консультанта
NPV (чистая приведенная стоимость)
 
97,2 млрд. руб.
89,2 млрд. руб.
IRR (внутренняя норма доходности)
 
12,21%
11,2%
WACC (средневзвешенная стоимость капитала)
 
 
8,74%
8,0%
Бюджетная эффективность
 
Индекс бюджетной эффективности
 
3,61
 
Поступления в бюджет (на 2023 г.)
 
796.8 млрд. руб.
 


Ожидаемая инвестиционная емкость проекта на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры может достичь 300 млрд. рублей, в том числе средства на проведение геологоразведочных работ - около 64 млрд. рублей, на создание горнопромышленных узлов - более 50 млрд. рублей, на развитие энергетической инфраструктуры - порядка 69 млрд. рублей.

Строительство железнодорожной магистрали "Полуночное - Обская" предполагается осуществить с привлечением средств Инвестиционного фонда РФ. Инвестиционный проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", разработанный Корпорацией "Урал Промышленный - Урал Полярный" совместно с Советом по развитию производительных сил Минэкономразвития, получил все необходимые согласования в отраслевых министерствах и признан соответствующим критериям отбора проектов, имеющих общегосударственное значение, и реализуемых с привлечением средств Инвестиционного фонда.

В январе 2008 года Правительство России приняло решение о выделении средств из Инвестиционного фонда на разработку проектно-сметной документации строительства железнодорожной магистрали на условиях софинансирования в размере 6,5 млрд. рублей. Общий объем средств, который предполагается получить в качестве государственной поддержки на строительство железнодорожной магистрали, оценивается в 105 млрд. рублей. На конкурсной основе определена проектная организация ООО "УралСтройТехнологии", которая приступила к разработке проекта.
Правительством Югры прорабатываются различные варианты финансирования строительства автомобильной дороги. Предполагается привлечь средства бюджетов субъектов Федерации, участвующих в реализации проекта "Урал Промышленный - Урал Полярный", а также использовать возможность включения автодороги в соответствующие федеральные целевые программы.

Наибольший интерес для частных инвесторов вызывает перспектива освоения богатейшей минерально-сырьевой базы Приполярного Урала. Возможность получения высоких доходов в этой сфере, как и в сфере энергетики, при гарантированном участии государства в развитии транспортной инфраструктуры не вызывает сомнений. В настоящее время уже имеется ряд предварительных соглашений с такими крупными компаниями, как ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС", "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "ТНК-ВР", "Новатэк" и другими.

Благоприятный инвестиционный климат обеспечивается предоставлением налоговых льгот, кредитов в счет уплаты налогов, выделением субсидий держателям инвестиционных проектов и другими механизмами. Они зафиксированы в таких правовых документах округа как Закон "О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Постановление Правительства Югры "Об утверждении порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для компенсации инвесторам части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам для реализации инвестиционных проектов", Постановление Правительства Югры "Об утверждении положения о порядке регистрации и оценки эффективности инвестиционных проектов исполнительными органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Постановление Правительства Югры "Об инвестиционно-экспертном совете при Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".

Особое внимание при реализации проектов комплексного освоения территорий уделяется Правительством округа вопросам государственно-частного партнерства. В развитие федерального законодательства для реализации крупномасштабных инвестиционных инфраструктурных проектов за счет привлечения частного капитала идет формирование региональной нормативно-правовой базы, обеспечивающей четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между органами государственной власти и частными партнерами, определяются механизмы привлечения частного капитала в проекты. Окружной Думой принят Закон "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Государственная поддержка подготовки и (или) реализации приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2007 – 2011 годы".

Правительство Югры оказывает и прямую финансовую поддержку на начальных стадиях стратегически важным инвестиционным проектам, чтобы инвесторы, участвующие в их реализации, чувствовали уверенность в надежности своих финансовых вложений. На выполнение геологоразведочных работ в 2007 году из бюджета округа затрачено 343,6 млн. руб. В трехлетний бюджет 2008-2010 г.г. заложена сумма в 1140 млн. рублей. Всего же на геологоразведку за последние 10 лет Правительством округа было израсходовано около 2 млрд. рублей.

Затраты на формирование энергетической инфраструктуры Приполярного Урала, начиная с 2001 года, составили более 400 млн. рублей. На создание транспортного коридора из средств областной программы "Сотрудничество" использовано 484,6 млн. рублей, в том числе 121,7 млн. рублей составил вклад Югры.
Перспективы развития промышленности Югры

Прогнозирование развития промышленности Югры является составной частью прогноза социально-экономического развития автономного округа на 2010 год и на период до 2012 года. Его параметры, как составной части прогноза Российской Федерации, разработаны согласно данным «Основных направлений социально-экономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу», Концепции социально-экономического развития автономного округа, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, Схемы развития и размещения производительных сил Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на 2006-2015 годы и до 2020 года, сценарных условий Министерства экономического развития на этот период, а также на основе итогов за 2008 год и первого полугодия 2009 года экономической деятельности округа.

Прогноз разработан для трех сценариев развития.

Консервативный сценарий (первый) – стагнация экономики вследствие продолжающегося сокращения инвестиционного спроса, включая государственные инвестиции, при слабом росте потребительского спроса и запасов. Индекс физического объема валового регионального продукта составит 100% в 2010 году, 100,2% в 2011 году, 100,7% в 2012 году. В этом варианте в условиях сокращения доходной части бюджета происходит резкое сжатие государственного спроса и государственных инвестиций.

Умеренно оптимистичный сценарий (второй) – оживление в экономике вследствие продолжения инвестиционных программ естественных монополий и поддержки государством внутреннего спроса. Рост ВРП составит 2,7% в 2010 году, 0,9% в 2011 году и 1,7% в 2012 году. Повышение государственного спроса и расширение банковского кредита будут способствовать росту частного инвестиционного и потребительского спроса.

Нефтяной сценарий (третий) – оживление в экономике, вызванное ростом цен на нефть и интенсивным оживлением мировой экономики. Вариант предполагает умеренно растущие цены на нефть, что в большей степени отражает прогноз мировых банков и профессиональных агентств. Нефть Urals будет стоить 68 долларов за баррель в 2010 году, 74 – в 2011 году и 81 доллар – в 2012 году.

Прогнозирование осуществлялось на основе первого и второго сценариев консервативного изменения внешних условий и, прежде всего, исходя из умеренно низкой динамики изменения цен на нефть марки Urals (58 долларов за баррель в 2010 году, 59 долларов - в 2011 году и 60 долларов в 2012 году).

Все варианты рассчитаны с учетом предполагаемых изменений законодательства о налогах и сборах и реализации программы антикризисных мер Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2009 год, утвержденной распоряжением Губернатора от 09.04.2009 № 140-рг. Для осуществления антикризисной программы разработан план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и реальных отраслях экономики, утвержденный распоряжением Губернатора от 10.11.2008 № 565-рг.

Планом предусмотрено решение следующих задач:

- поддержка реального сектора экономики с целью обеспечения наполнения регионального бюджета, в том числе за счет повышения доходов от рентабельных инвестиционных проектов;

- государственная поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности с целью, обновления производства и инфраструктуры, создания условий для перехода к экономическому росту;

- развитие малого и среднего предпринимательства;
- снижение размера кредиторской задолженности, осуществление комплекса мер по наращиванию объемов и доступности кредитных ресурсов, привлекаемых на финансирование основного и оборотного капитала предприятий;

- разработка и реализация регионального бюджета, полная мобилизация налоговых и неналоговых платежей, экономия государственных средств и повышение эффективности их использования, сдерживание роста дефицита бюджета;

- развитие системы финансирования и управления жилищно-коммунальным хозяйством при одновременном совершенствовании помощи малоимущим;
- реализация программ содействия занятости населению, снижению задолженности по заработной плате, поддержки социальных программ.

Предприятиями автономного округа производится около 10% от общего объема промышленной продукции страны. По объему промышленного производства в стоимостном выражении Югра занимает одно из ведущих мест среди субъектов Российской Федерации.

Развитие экономики округа в предстоящий период будет зависеть от следующих факторов:

- скорости выхода мировой экономики из кризиса и динамики цен на основные сырьевые ресурсы;

- эффективности адаптации предприятий и банков к кризису и повышения их конкурентоспособности;

- повышения энергоэффективности производства и модернизации основных фондов высокотехнологичных отраслей экономики;

- эффективности реализации основных мер государственной антикризисной политики для формирования возможностей для будущего роста, а также принятия дополнительных антикризисных мер на 2010 2011 годы.

По всем трём сценарным вариантам прогнозируется увеличение темпов ВРП к предыдущему году. При этом в структуре ВРП предполагается небольшое относительное сокращение доли производства товаров (с 76% в 2007 году до 73,9% в 2012 году) из-за прогнозируемого увеличения доли услуг (с 24% в 2007 году до 26,1% в 2012 году). Структурные сдвиги будут определяться ростом внутреннего спроса.

С учетом условий и факторов, определяющих развитие промышленности в 2010-2012 годах, годовые темпы промышленного производства в округе в 2010 году по первому сценарию прогнозируются на уровне предыдущего года, со снижением на 0,2% в 2011 году и с ростом - на 0,1% - в 2012 году.

По второму сценарию с учетом мер, направленных на преодоление негативных последствий мирового экономического кризиса, темпы прироста в 2010 году к предыдущему году прогнозируются на уровне 3%, в 2011 году увеличатся на 0,1% и на 0,6% в 2012 году.

Дополнительным фактором повышения темпов роста экономики может послужить возрастающая динамика мировых цен на нефть. При возрастании в 2010-2012 годах цен на нефть Urals до 60, 70, 77 долларов за баррель соответственно темпы роста промышленного производства к предыдущему году по третьему сценарию развития могут составить в 2010 году 104,6%, в 2011 году – 100,5%, в 2012 году – 100,8%. В прогнозируемом периоде сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающих производств и выработки энергетических ресурсов по сравнению с добычей полезных ископаемых.

Динамично будут развиваться секторы промышленного производства, ориентированные на потребительский спрос. Промышленное производство автономного округа в значительной мере зависит от положения дел в доминирующем секторе - нефтедобыче, на долю которого приходится около 90% объема промышленной продукции. Учитывая обязательства по лицензионным соглашениям, а также динамику добычи нефти в течение 7 месяцев 2009 года, объем добычи нефти на территории округа, по оценке, в 2009 году составит 270,4 млн. тонн, объем добычи газа – 30,3 млрд. куб. метров, что к уровню 2008 года составит соответственно 97,4% и 101,3%. На 2010 год по 1-му сценарному варианту прогнозируется добыча нефти практически на уровне 2009 года в объёме 270 млн. тонн, по 2-му варианту – 279 млн. тонн, по 3-му варианту – 283 млн. тонн.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг в секторе добычи топливно-энергетических полезных ископаемых на 2010 год прогнозируется по 1-му варианту в объеме 1616,1 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составит 100% к уровню предыдущего года, по 2-му варианту – 1664,6 млрд. рублей или в сопоставимых ценах 103%, по 3-му варианту – 1838,4 млрд. рублей или в сопоставимых ценах 104,7%. Согласно 1-му варианту в 2011 2012 годах прогнозируется добыча нефти в объёме 268 млн. тонн и 266 млн. тонн соответственно; по 2 му варианту добыча нефти может составить 278 млн. тонн и 276 млн. тонн, по 3 му варианту 282 млн. тонн и 280 млн. тонн соответственно. Прогнозная оценка объемов добычи нефти дается, исходя из сохранения объемов геологоразведки.

На снижение добычи нефти влияет хроническое невосполнение объёмов добычи разведанными запасами. В 2008 году сохранилась тенденция снижения объемов геологоразведочных работ в связи с изменением с 2002 года системы их финансирования (отмена отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы). На месторождениях, введенных в разработку в предыдущие годы, наращивать и удерживать добычу нефти возможно только до 2010 года.

Если за это время не будут открыты новые месторождения, то в последующие годы следует ожидать существенного сокращения объемов добычи нефти. Прирост запасов должен быть не менее чем с коэффициентом 1,5 к объему добычи. Между тем, в 2008 году прирост запасов нефти за счет осуществления геологоразведочных работ из всех источников финансирования составил 132,7 млн. тонн, коэффициент к добыче составил всего около 0,5.

Однако все предложения окружных органов власти по вопросам недропользования остаются без внимания. На очередное предложение Правительства автономного округа по финансированию за счет средств федерального бюджета на 2009-2011 годы Программы геологического изучения нераспределенного фонда недр на территории автономного округа получен отрицательный ответ. Министерство природных ресурсов не имеет возможности поддержать предложение о реализации на территории автономного округа антикризисной программы геологоразведочных работ в связи с сокращением расходов федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы на 3,5 млрд. рублей.

В прогнозируемом периоде одним из приоритетов будет развитие горнодобывающей отрасли на территории Приполярного Урала за счет ввода в промышленный оборот новых лицензионных участков. В рамках развития проекта “Урал промышленный – Урал Полярный” на территории автономного округа будет сформирован новый кластер – комплекс производств и сфер деятельности, ядром которых является минерально-сырьевой комплекс. Формирование кластера предусматривается в два этапа. Первый этап охватывает период до 2015 года и будет связан с освоением малообъемных месторождений минерального сырья - это золото, уголь для местных нужд, кварц, бентониты, цеолиты.

В 2008 году газоперерабатывающими предприятиями автономного округа переработано 20 млрд. куб. метров попутного (нефтяного) газа, что на 10,2% больше, чем в 2007 году. Это стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию дожимной компрессорной станции на Южно-Балыкском ГПК, что позволило увеличить прием газа в 2008 году на 1 млрд. куб. метров газа, и запуском в сентябре 2008 года на Нижневартовском ГПК маслоабсорбционной установки, позволившей увеличить объем переработки попутного газа на 0,2 млрд. куб. метров.

Решение проблемы утилизации нефтяного газа с использованием новейших технологий – также одно из важнейших направлений. Нефтяными компаниями разработаны стратегические планы мероприятий по утилизации и эффективному использованию нефтяного газа, при реализации которых на большинстве месторождений уровень использования попутного газа в 2010-2011 годах достигнет 95%. В рамках реализации программ предполагается строительство нескольких газоперерабатывающих производств.

Компания “Салым Петролеум Девелопмент Н.В” совместно с ОАО “НК “РуссНефть” и ООО “Монолит” приступила к строительству газоперерабатывающего завода на Западно Салымском месторождении. Проектная мощность переработки составит от 300 млн. до 400 млн. куб. метров попутного газа в год. Компания “Газпром нефть” совместно с “СибУр Холдинг” начала строительство Южно Приобского газоперерабатывающего завода производительностью до 1 млрд. куб. метров попутного газа в год.

Кроме того, “СибУр-Холдинг” и “ТНК-ВР Менеджмент” создали совместное предприятие по переработке попутного газа ООО “Юграгазпереработка”. В собственность нового предприятия переданы Белозерный ГПЗ мощностью 4,3 млн. куб. метров и Нижневартовский ГПЗ мощностью 3,2 млн. куб. метров. В рамках деятельности совместного предприятия в ближайшие годы планируется реализовать ряд инвестиционных проектов, которые позволят обеспечить дополнительный объем переработки до 3 млрд. куб. метров в год.

Предполагается, что к 2012 году потребление дизельного топлива в автономном округе составит около 1 млн. тонн и потребление бензина тоже около 1 млн. тонн. Обеспечить эти потребности смогут региональные нефтеперерабатывающие мощности, так как на территории автономного округа работают шесть НПЗ, проектная мощность переработки которых составляет 5,4 млн. тонн нефти в год. В прогнозном периоде Нижневартовским нефтеперерабатывающим объединением планируется строительство и пуск в эксплуатацию новых технологических установок, что позволит выпускать высокооктановый бензин и качественное дизельное топливо.

Согласно 3-му варианту прогноза производство бензина на территории автономного округа может составить в 2012 году 1200 тыс. тонн, дизельного топлива - 1240 тыс. тонн, или к уровню 2008 года 100,4% и 112,4% соответственно.

По 3-му варианту выработка электроэнергии прогнозируется на 2010 год в объеме 76,1 млрд. киловатт-часов, на 2011 год – 77 млрд., на 2012 год – 82,5 млрд. киловатт-часов, что к уровню 2008 года составит соответственно 101,3%, 102,4% и 109,8%.

Значительное увеличение выработки электроэнергии в 2012 году станет возможным благодаря планируемому вводу в 2011 году новых мощностей на Сургутской ГРЭС-2 (400 мегаватт) и строительству Няганьской ГРЭС (ввод первого энергоблока мощностью 400 мегаватт). Малая энергетика в автономном округе в 2008 году выработала около 5% от общего объема электроэнергии, произведенного в округе.

В прогнозируемом периоде будет осуществляться ее развитие на нефтепромыслах за счет использования попутного нефтяного газа, а также отходов деревообработки (мини-теплоэлектростанции) в районах лесопромышленного освоения. В стоимостном выражении объем выполненных работ и услуг предприятиями энергетики по 3-му варианту прогнозируется в 2010 году в сумме 155,4 млрд. рублей, в 2011 году – 177,2 млрд., в 2012 году – 206,9 млрд. рублей.

Лесопереработка и связанные с ней виды деятельности в автономном округе базируются на богатом ресурсном потенциале, который не используется в полном объеме. Расчетный лесосечный фонд по округу составляет 29,2 млн. куб. метров, а фактически расчетная лесосека используется на 10%. В лесопромышленном комплексе округа в 2008 году производство деловой древесины составило 1,38 млн. куб. метров или 85,8% к уровню 2007 года, произведено пиломатериалов – 0,43 млн. куб. метров или 98,2%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организациями по обработке древесины и производству изделий из дерева составил 3,9 млрд. рублей или 98,7% в сопоставимых ценах к уровню 2007 года. По оценке в 2009 году ожидается уменьшение объема производства деревообработки в стоимостном выражении на 11% в связи со снижением спроса на продукцию.

В настоящее время созданы и успешно развиваются на базе современных лесозаготовительных технологий деревообрабатывающие производства по выпуску высококачественных пиломатериалов, плиты МДФ, ДСП, шпонированного бруса ЛВЛ. На 2010 год прогнозируются темпы производства по 1-му варианту 100% к уровню 2009 года, по 2-му варианту – 3%, по 3-му варианту – 5%. В 2011 году прогнозируется рост производства по 1-му варианту – 1% к уровню предыдущего года, по 2-му варианту – 4%, по 3-му варианту – 6%. В 2012 году рост объема производства по 1-му варианту составит – 2,5% к уровню предыдущего года, по 2-му варианту – 6%, по 3-му варианту – 10%.

Одним из приоритетных направлений является развитие деревянного домостроения, которое позволяет увеличить использование древесины в строительстве, способствует вовлечению сбережений населения в хозяйственный оборот и ослабляет остроту проблемы занятости населения в северных районах.

В настоящее время в Югре начато домостроительное производство на основе каркасно-панельной технологии с применением клееного бруса ЛВЛ, а также изготовление и монтаж каркасных зданий павильонного типа для использования в качестве спортивных объектов, складов и других сооружений с большими пролётами. Кроме этого, растет производство быстровозводимых конструкций жилых домов из сращиваемых по длине, ширине и толщине деревянных досок без склеивания и прессования.

В 2009-2012 годы планируется строительство завода по производству и ламинированию плит ДСП в г. Советском и завод по производству древесных плит ОSВ мощностью 250 тыс. куб. метров в год.

В дальнейшем предполагается создание в автономном округе Приобского лесопромышленного комплекса, включающего в себя лесозаготовительное, лесопильное и целлюлозно-бумажное производство мощностью 800 тыс. тонн в год товарной сульфатной целлюлозы, 500 тыс. куб. метров в год обрезных пиломатериалов и 5360 тыс. куб. метров в год древесины. В настоящее время выполнены прединвестиционные исследования целесообразности создания Приобского ЛПК. С вводом новых производств и технологических линий по переработке древесины увеличится ассортимент продукции и существенно повысится ее качество, что позволяет рассчитывать на положительную динамику лесопромышленного комплекса в последующие годы.

На предприятиях по производству строительных материалов в 2009 году объем продукции по оценке составит 2,4 млрд. рублей или 70% в сопоставимых ценах к уровню 2008 года. На снижение выпуска продукции в значительной степени повлиял развивающийся мировой финансовый кризис, т. к. резко сократились объемы строительства.

В 2010 году объем производства строительных материалов в действующих ценах прогнозируется по 1-му варианту в объеме 2,4 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составит 100% к уровню предыдущего года, по 2-му варианту – 2,5 млрд. рублей или 103%, по 3-му варианту -2,6 млрд. рублей или 105%. В 2011 году по 1-му варианту рост составит 1%, по 2-му варианту 4%, по 3-му варианту - 8% к уровню предыдущего года. В 2012 году по 1-му варианту прогнозируется рост производства на 1% к уровню предыдущего года, по 2-му варианту – на 4%, по 3-му варианту – на 10%.

В рамках реализации приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье” в автономном округе начато производство каркасного домостроения. Преимущество деревянного жилья заключается в том, что строительство их будет осуществляться из местного сырья, а значит, гораздо меньше внешних зависимостей от цен на многие строительные материалы. В 2009 году предприятиями деревянного домостроения округа планируется произвести деревянных строений общей площадью около 35 тыс. кв. метров.

В связи с тем, что при строительстве потребляется достаточно большое количество завозных материалов, необходима постепенная организация их производства на территории автономного округа из местного сырья. В прогнозном периоде планируется строительство заводов по производству базальтового волокна и продукции из базальтового волокна, древесно-цементных строительных блоков по технологии “Дюрисол”, железобетонных изделий “Мини-ДСК ХХI-го века”, керамзита и листового стекла.

С вводом новых производств и технологических линий по производству строительных материалов увеличится ассортимент выпускаемой продукции, повысится ее качество, а также будут решены вопросы замещения ввоза стройматериалов и развития местной базы стройиндустрии.

                                                                  ***
Проект освоения Приполярного Урала инвестиционноемкий, с длительными, свыше 10 лет, сроками окупаемости. Однако без вложения финансовых ресурсов в будущем трудно получить хорошую прибыль. Поэтому Правительство Югры предлагает потенциальным инвесторам и финансовым структурам уже сегодня, на стадии проектных проработок, стать партнерами. Это позволит войти в составляющие проекта на начальном этапе с более выгодными условиями, и влиять на их формирование с максимальным учетом собственных экономических интересов.

В статье использованы официальные материалы Правительства Ханты - Мансийского автономного округа – Югры и ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный»

Другие статьи номера «ПВ» № 11-12 ноябрь, декабрь 2009

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100