Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Что ожидает рабочих АвтоВАЗа?

Рабочие концерна АвтоВАЗ, переживающего тяжелый кризис, провели массовый митинг протеста против сложившейся ситуации и политики руководства компании. Главным поводом для акции, организованной действующим на заводе независимым профсоюзом "Единство", стали планы администрации АвтоВАЗа уволить более 27 тысяч его работников.

Необходимость сокращения персонала объясняют резким падением продаж автоконцерна, составившим в первом полугодии 44%. Значительно сократился и экспорт АвтоВАЗа: за восемь месяцев текущего года его объем составил 22,2 тысячи автомобилей против 76,5 тысяч за тот же период прошлого года. Кроме того, флагман российского автопрома постепенно лишается дилеров. В числе последних потерь сеть Ростокино-Lada, объявившая себя банкротом из-за невозможности погасить кредит Сбербанку.

Рабочие сомневаются в действенности мер, до сих пор принимавшихся государством для реанимации убыточного предприятия. Между тем руководство концерна возлагает большие надежды на новый инвестиционный проект с участием иностранного капитала.
В Амстердаме прошла встреча топ-менеджеров альянса Renault Nissan и АвтоВАЗа, на которой обсуждались антикризисная программа и бизнес план.

"Основным пунктом нашей программы должно стать повышение мотивации рабочих" – сказал Паскаль Фельтен, директор АвтоВАЗа по развитию качества. Компании Renault принадлежит пакет из 25% акций АвтоВАЗа. Еще 25,64% акций владеет инвестиционная компания "Тройка Диалог", 25,1% - у госкорпорации "Ростехнологии". Остальные активы распределены между другими инвесткомпаниями и физическими лицами.

Необходимо технически перевооружаться и коллективно поддерживать российский автопром – к такому выводу, по словам президента автогиганта Игоря Комарова, пришли партнеры.

Как сообщается, основные силы будут брошены на строительство новой производственной линии, которая в идеале должна обеспечить дополнительные рабочие места и качественные автомобили. Франко-японский альянс будет поддерживать завод материально: 75% строительства линии финансирует альянс, а 25% средств вложит АвтоВАЗ.

Говорить о конкретной сумме инвестиций Комаров пока не стал. Технические детали плана модернизации также обещают сообщить не раньше начала ноября. "Если к 2012 году мы сумеем реализовать планы, то начнем производство автомобилей трех концернов на одной линии и на единой платформе" – такой информацией ограничился глава АвтоВАЗа.

Инициатором участия иностранных компаний в спасении тольяттинского автогиганта стал российский премьер Владимир Путин. В начале октября глава правительства прямо заявил, что Renault Nissan должен внести вклад в реструктуризацию АвтоВАЗа, иначе его доля в капитале компании может быть пересмотрена. Путин дал ясно понять, что государство не позволит погибнуть головному автопредприятию страны.

Прямых финансовых вливаний из казенного кошелька явно недостаточно, чтобы погасить накопившийся у АвтоВАЗа долг перед банками в 47 млрд. рублей и возобновить полноценное производство. Государство уже выделило на его поддержку 25 млрд. рублей, а теперь, когда эти деньги потрачены, готовится дать еще 12 миллиардов.

Рассматриваются и запасные пути вывода завода из тупика. Государство может либо вернуть банкам кредиты АвтоВАЗа и вытянуть предприятие из долговой ямы, либо поделиться пакетом акций завода со Сбербанком и ВТБ. Понимая, что второй вариант неизбежно приведет к сокращению доли в предприятии Renault Nissan, руководство альянса поспешило согласиться на условия российской стороны.

Иностранные партнеры заверили, что не откажутся от сотрудничества с российским производителем и готовы инвестировать в него, в том числе предоставляя технологии. Казалось бы, выход найден, но остается больной вопрос: перестанут ли машины с вазовского конвейера быть поводом для шуток, и пропадет ли необходимость объяснять москвичам, зачем государству спасать нерентабельный отечественный автопром?

Директор АвтоВАЗа по развитию качества Паскаль Фельтен понимает, что качество автомобилей нужно улучшать как можно скорее совместными усилиями всех компаний-партнеров. "Мы сейчас разрабатываем план взаимодействия и нацелены помочь АвтоВАЗу вырасти до европейского уровня. Если качество продукта отстает от других концернов, то ненамного, и нужно лишь чуть-чуть доработать. Однако основным пунктом нашей программы должно стать повышение мотивации рабочих", - сказал этот менеджер.

Если послушать простых заводчан, то можно убедиться в справедливости слов Паскаля. Многие работают с энтузиазмом, но урезанная заработная плата, сокращенная рабочая неделя и ожидание увольнений способны отбить желание даже у трудолюбивых.
"Нас, конечно, радует, что есть хоть какая-то работа. Не хотелось бы ее потерять, – с грустью делится переживаниями слесарь цеха "Калина" Наталья. – Но как прожить на такую заработную плату, не имею представления. Я-то работаю честно, а у многих других есть принцип: как нам платят, так мы и делаем".

Встревоженный роптанием тольяттинцев Кремль бросил силы на умиротворение рабочих. С успокоительной миссией на заводе побывал вице-премьер Игорь Шувалов. Первым делом на встрече с руководством концерна и журналистами он заверил, что сведения о сокращениях – "вранье". "Никто не позволит, чтобы такое решало только руководство "АвтоВАЗа", - убеждал кремлевский чиновник, однако признал, что 5 тысяч сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста все же придется сократить.
Тем временем вице-президент АвтоВАЗа по персоналу Сергей Наумов заверял молодое поколение, что с работой все будет в порядке, и за новые места даже придется побороться.

Эти обещания были призваны снять социальную напряженность, но, похоже, большинство рабочих увещеваниям чиновников не верит. Статистика центра занятости в Тольятти говорит сама за себя. Численность безработных на 1 октября составило около 13 тысяч человек. Основной удар сокращений пришелся на женщин и молодежь в возрасте до 30 лет. Каждую неделю ряды безработных пополняют около 500 человек.

В городе, где "Лады" на дорогах так же многочисленны, как иномарки, все завязано на их производстве. Сколько бы ни писали некоторые СМИ, что в Тольятти, помимо крупных промышленных объектов, есть хлебозавод и несколько швейных фабрик, без АвтоВАЗа придется туго остальному бизнесу, и это автоматически повлечет за собой рост безработицы.

Мэрия города предлагала варианты с общественным трудоустройством, затем рабочих шокировали предложением производить игрушки, но реальных жизнеспособных мер по решению непростой социальной проблемы еще не придумали.

"Если честно, меня все это возмущает и задевает. Все говорят: если вас уволят – мы поможем, найдем работу. Но какой она будет? Я квалифицированный работник! Неужели мне придется мести улицы? За что?" – жалуется работник цеха "Калина" Евгений.

Разговоры в курилках касаются широкого круга вопросов: от быта и личной жизни до того, как прокормить детей, что будет завтра с доступным детским садом, когда выплатят обещанную премию в 2000 рублей, и можно ли верить, что рабочие места оставят.

"Я-то молодой,– говорит своему другу во время перекура рабочий Саша. – Забью на все и в Москву поеду! Но вот, если родителей сократят…" Би-би-си

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100