Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
«ПВ» , 0  -  cодержание номера 

Станет ли Югорский край
краем международного туризма?

Намерения опубликовать заметки о Ханты-Мансийском автономном округе – Югре возникли после прочтения следующего сообщения одного из информагентств:

«Через пять-десять лет Югра станет центром международного туризма. Уверен, что компании, которые сегодня работают на туристическом рынке, сделают сферу туризма важнейшей отраслью экономики округа» - заявил губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А. В. Филипенко.

Признаюсь, сказанное меня несколько удивило. Мои представления об этом крае, где я не бывал, благодаря телевидению, радио и газетам олицетворялись только с полярной тундрой, болотами, нефтью и газом. А свои основные познания в географии, физической и экономической, я получил в 5 и 6 классах, и было это давно, в 1949-1950 годах. Причём, знакомство с автономными округами и областями Советского Союза ограничивалось тогда, главным образом, только их названиями, и в какие союзные республики они входили.

Проработав 40 лет инженером и научным сотрудником, я почти не пользовался географическими картами, так как в командировки и отпуска меня возили машинисты поездов и пилоты со штурманами авиалайнеров. Поэтому места, которые посещал, оказывались привязанными в моей памяти не к географической карте, а к железнодорожным магистралям с вокзалами и аэропортам. В нашей стране я не бывал восточнее Томска, а на Севере побывал лишь на полуострове Рыбачий, что в Мурманской области.

Прочитав про массовый туризм в Югре, решил ознакомиться, хотя бы поверхностно, с ее природой. Естественно, на расстоянии, для чего открыл соответствующий Интернет-сайт. Первым на глаза попался вот такой снимок.



Подумал сначала, не туда «приехал». Оказалось, туда, в парк Ханты-Мансийска. Показал снимок супруге, она сказала, что это где-то в Подмосковье, и изумилась, узнав правду. Опросил затем нескольких знакомых, и для них эти места благодаря телевидению, радио и газетам олицетворяются только с болотами, нефтью и газом. После чего я прочитал материалы, размещенные на сайте, а также любезно предоставленные мне пресс-службой правительства округа, и убедился, что, хотя Югра – и не земля Санникова, Александр Васильевич Филипенко прав: массовому туризму там быть. И на то есть веские основания.

Во-первых, туризм – масштабная сфера развития малого и среднего бизнеса, особенно в малых странах, и, главным образом, семейного. В Югре коренное население большей частью живет по-старому, родовыми поселениями, сохраняя свои этнические и родовые обычаи. Поэтому здесь для развития уникального туризма имеются как привлекательная этническая база в сочетании с природной, а также охотой и рыбалкой, так и заинтересованность в таком бизнесе коренных жителей округа.

Во-вторых, малый и средний бизнес при наличии соответствующих условий является значимым фактором развития экономики во многих странах. И Ханты-Мансийский автономный округ здесь, что следует из высказывания его губернатора, не исключение.

В-третьих, развитие туризма явится значимым средством наглядной пропаганды для привлечения новых людей в регион, чтобы они поселялись там. А социум, как известно, основа расширенного воспроизводства совокупного капитала. Поэтому крупный бизнес в регионе должен начать вкладывать деньги в местный туризм, если он заинтересован в привлечении новой рабочей силы для воспроизводства своего капитала.

Есть еще, в-четвертых, в-пятых, в-десятых и т. д. Но это все предметы конкретного технико-экономического обоснования и соответствующего проекта системы туристического обслуживания с качественным и привлекательным содержимым для будущих потребителей этих услуг, включая музейную, транспортную, гостиничную и прочую инфраструктуру.

И еще потребуется грамотная, доказательная, систематическая и привлекательная пропаганда, но не названий туристических услуг и всяких совещаний и конференций по этому поводу, а конкретного содержимого этих услуг, то есть конечного продукта, в привязке к местности и интересам будущих туристов.

Хотелось бы надеяться, что публикуемые заметки явятся каким-то вкладом в первоначальное знакомство читателей с этим своеобразным и замечательным краем.                                                                                                     

                                                                                                    Моисей Гельман

География, природа и климат

Югра располагается посреди России на площади 534,8 тыс. кв. км, занимая центральную часть Западно-Сибирской равнины. Административный центр округа г. Ханты-Мансийск удален от Москвы на 2040 км. Территория округа приравнена к районам Крайнего Севера, проживает в нем (по данным на 1 января 2008 года) свыше 1,5 млн. человек.

В округе 13 городов: Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск, Югорск, а также 26 городских и 58 сельских поселений. Самый большой по численности населения город - Сургут, в котором проживает более 294 тысяч человек, в Ханты-Мансийске – около 68 тысяч.

На севере Югра граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, на северо-западе - с Республикой Коми, на юго-западе со Свердловской областью, на юге - с Тобольским и Уватским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке - с Томской областью и Красноярским краем.

С юга на север протекают две крупнейшие реки России - Обь и Иртыш с многочисленными притоками. Водный режим характеризуется длительным весенне-летним половодьем. Весенние воды, разливаясь по широким поймам рек, образуют обширные соры. Зимой реки замерзают на срок до 6 месяцев.

Мост «Красный дракон» через Иртыш
 

Pельеф территории представляет собой сочетание равнин, предгорий и гор. Основная часть территории - сильно заболоченная тайга. Среди болот и лесов расположено более 25 тысяч озёр. Климат резко континентальный, характеризуется быстрой сменой погодных условий, особенно при смене времен года. Зима суровая и продолжительная с устойчивым снежным покровом, лето короткое и сравнительно теплое, переходные сезоны (весна, осень) - с поздними весенними и ранними осенними заморозками.

Средняя температура января от -18 до -24 градусов по Цельсию. Отрицательная температура воздуха держится с октября по апрель. Снежный покров сохраняется 180-200 дней - с конца октября до начала мая. Однако годовая продолжительность солнечного сияния по округу от 1600 до 1900 часов, в Ханты-Мансийске - 1765 часов (для сравнения: в Санкт-Петербурге - 1563, Курске -1775, Киеве - 1843 часа).

Территория изобилует сообществами лесов, болот, лугов, водоёмов и горных тундр. Леса занимают более половины территории. Доминирует зона средней тайги, которая представлена темнохвойными, светлохвойными, мелколиственными и смешанными лесами, в них произрастают ель, кедр, лиственница, пихта, сосна. В поймах и низинах рек растут луговые травы, а в северных районах имеются в изобилии поля лишайников, используемые в качестве оленьих пастбищ. Леса и болота богаты клюквой, брусникой, черникой, голубикой, смородиной, морошкой, малиной, шиповником, черёмухой и рябиной.

В лесах водятся лисицы, песцы, белки, соболя, куницы, горностаи, колонок, хорь, норка, ласка, выдра, зайцы, кроты, бурундуки, дикий северный олень, лоси. Среди пернатых преобладают гуси, казарки, глухари, тетерева, рябчики, куропатки, утки, кулики. В водоёмах обитает 42 вида рыб, в том числе высокоценные промысловые – осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир (щокур), пелядь сырок), сиг (пыжьян) и сосьвинская сельдь (тугун).

Округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира, он относится к регионам-донорам и лидирует по целому ряду основных экономических показателей. Наиболее крупные месторождения нефти и газа - Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское.

Добывается также россыпное золото, жильный кварц. Открыты месторождения бурого и каменного угля, залежи железных руд, меди, цинка, свинца, ниобия, тантала, проявления бокситов и др. Готовятся к разработке месторождения декоративного камня, кирпично-керамзитовых глин и строительных песков. Разведаны и утверждены эксплуатационные запасы минеральных йодо-бромных вод.

В производстве промышленной продукции на долю нефтегазодобывающей отрасли приходится 89,4% всего ее объема, электроэнергетики - 5,5%, машиностроения и металлообработки - 2,4%, газопереработки - 1,6%, лесозаготовительной и деревообрабатывающей отрасли - 0,24%, производства строительных материалов - 0,24%, пищевой промышленности - 0,17%, нефтепереработки - 0,1%.

Природные условия округа не благоприятствуют развитию сельского хозяйства. Поэтому большая часть сельскохозяйственной и пищевой продукции завозится из других регионов страны.

Основная перевозка грузов приходится на водный и железнодорожный транспорт, 29% перевозится автомобильным транспортом и 2% - авиационным. Общая протяженность железнодорожных путей - 1106 км. Протяженность автомобильных дорог - более 18 тыс. км, из них с твердым покрытием - более 13 тыс.км. Протяженность судоходных водных путей составляет 5608 км, из которых 3736 км приходится на малые реки. Общая протяженность магистральных нефтепроводов на территории округа составляет 6283 км, газопроводов - 19500 км.

История Югры

Первое письменное сообщение о Югре и народе, обитающем "на полунощных странах", появилось в 1096 году в "Повести временных лет". В летописи рассказывалось о неизвестном народе угры – это были остяки (ханты) и вогулы (манси), с которым столкнулись русские первопроходцы. В рассказе впервые упоминаются и соседи югричей – самоядь (ненцы).

Стоянки, поселения и могильники того времени малочисленны и уникальны. Основная часть их расположена в бассейне Конды (нынешние Советский и Октябрьский районы) и Северной Сосьвы (Березовский и Белоярский районы) – это поселения Смоляной Сор у поселка Игрим и на реке Эсс около города Югорска.

Территория привлекала к себе и обитателей новокаменного века. Единственное древнейшее укрепленное поселение эпохи камня лесной полосы Евразии, городище Амня, находится в Березовском районе. Поселения Хулюм-Сунт, Сартынья, Честый-Яг и Няксимволь остались от древних культур, относящихся к праугросамодийской языковой семье.

Необычные люди жили здесь в эпохи меднокаменного и бронзового веков. Их стараниями были обеспечены межкультурные контакты с Востоком и Западом. Удивляет колорит сохранившихся поселений в бассейне р. Казым и могильников, расположенных в Сургутском районе.

Эпоха раннего железа ознаменовалась бурным расцветом культур и оставила наиболее значительное количество прекрасных памятников. Самые интересные из них представлены на всемирно известной Барсовой горе и на территории вблизи п. Сайгатино в Сургутском районе.

Средневековый период связан с распространением так называемых угорских княжеств и городков. Именно с этого времени началось развитие культурно-исторических образований, созданных прямыми предками ряда коренных народов Западной Сибири - ханты, манси, селькупов, ненцев, тунгусов и др. Эпоха оставила интереснейшие клады, оригинальные по своему архитектурному содержанию городища и уникальные могильники.

Особая страница в истории округа связана с освоением Сибири русскими первопроходцами. В "Повести временных лет" говорилось, что "…богатый новгородец Гюрята Рогович направил своих людей в Печеру и дальше в Югру". В первой четверти XII века жители Великого Новгорода уже неоднократно ходили за Югру.

В 1265 г. Югорская волость стала упоминаться в грамотах как новгородское владение, с которого даже собиралась дань. XII – XIII века отмечены в летописях достаточно частыми походами новгородцев в Югру для сбора дани, Это были меха соболей, горностаев, песцов и белок. Спрос на дорогие меха на Руси не иссякал.

С 1364 г. началось освоение русскими восточных склонов Урала. Новгородские ратники, пройдя через древний северный путь, дошли до низовьев Оби. К этому времени относится и строительство первых русских городков, таких, как, например, Ляпин на р. Сосьве. С XV в. по мере усиления Великого Московского княжества все чаще на Югорской земле стали появляться московские дружины. А с 1465 г. Московский воевода В. Скряба впервые собрал дань в пользу Московского великого князя. После присоединения Новгорода к Московскому государству в 1478 г. Югорская земля вошла в состав первого русского государства.

В начале XVI в. земли ханты и манси были силой присоединены к Сибирскому ханству, возникшему на остатках Тюменского царства. В это время местные жители по Пелыму, Конде и Тавде объединились в один из крупнейших государственных союзов Сибири – Пелымское княжество, которое вошло в состав Сибирского ханства. С 1555 г., после того, как хан Едигер признал себя вассалом Москвы и обязался ежегодно выплачивать дань, взаимоотношения обских и кондинских угров с русскими стали достаточно регулярными.

В 1563 г. власть в Сибирском ханстве перешла к сыну Бухарского правителя Кучуму, который в 1575 г. порвал вассальные отношения с Москвой и нанес удар по Приуралью. В ответ на это солепромышленниками Строгановыми был сформирован отряд казаков под предводительством атамана Ермака.

Окончательно Сибирь была присоединена к Московскому государству после легендарного похода Ермака Тимофеевича. Разбив осенью 1582 года хана Кучума и заняв столицу Сибирского ханства Искер, Ермак в конце зимы 1583 года отправляет небольшой отряд казаков вниз по Иртышу.

Отряд, пройдя через земли кондинско-пелымских вогулов, подошел к "стенам" Самарова городка. Застигнутые внезапным нападением казаков, остяки отступили. Был убит и князь Белогорского княжества – Самар, который пользовался большим влиянием среди местных племен, так как владел известным хантыйским святилищем. Владения хантыйского Самара были самыми крупными из захваченных волостей.

Городок князя состоял из двух частей – небольшого селища у подножья горы и укрепленной площадки на вершине 80-метровой горы, почти отвесно спускавшейся к реке. Крепость была почти неприступной. Тем не менее, после схватки с казаками городок пал. Проведя в захваченном городке около недели, русские казаки спустились далее вниз по Оби. А местные жители вернулись в свое поселение и впоследствии "с поклоном" принесли русским ясак.

Еще один исторический комплекс этого времени находится в устье Иртыша, у поселка Кирпичный, где уже после смерти Ермака, осенью 1585 года казаки под руководством воеводы Ивана Мансурова основали в устье Иртыша на правом берегу Оби первое русское укрепленное поселение - Обской городок. Таким образом, мансийские и хантыйские земли оказались в составе Российского государства.

Местные жители не смогли простить русским казакам строительства этого поселения в их святилище – знаменитом капище "Обского Старика". Но их попытка захватить Обской городок не увенчалась успехом. Мансурову удалось отбить нападение. После этого поражения ханты-мансийские племена принесли ясак Мансурову, а представители шести городков по нижнему течению Оби на следующий год отправились в Москву с просьбой о русском подданстве.

В XVI в. Москва стала строить новые укрепленные города на новых землях, чтобы, опираясь на них, постепенно продвигаться дальше. Одним из первых стал Березов, основанный в 1593 г. на месте остяцкого городка "Сугмут-Ваш" или, как его еще называли вогулы, "Халумо-Сугмут", что в переводе означает "Березовый город". Чуть позже были основаны Сургут и Обдорский городок. Появившиеся на Обском Севере города стали служить местом торговли.

В августе 1598 г. войском во главе с Войковым была разгромлена ставка Кучума, а в 1601 г., после его гибели, Сибирское ханство прекратило свое существование. В конце XVI века Югорская земля была окончательно присоединена к Московскому государству. Однако этот край еще долго не заселялся русскими, которые не появлялись здесь вплоть до середины XVII века.

Русское правительство с первых лет своего владычества за Уралом одной из важнейших своих задач ставило организацию надежного сообщения между центром и отдаленными окраинами. На наиболее оживленных направлениях возникли станции для перемены лошадей – "ямы". В нижнем течении Иртыша в 1637 г. были организованы Самаровский и Демьяновский Ямы. В конце 1630-х в Самарово (южная часть нынешнего Ханты-Мансийска, до наших дней сохранившая свое историческое название) числилось уже до полусотни ямщиков. Через Самарово шел значительный поток как местных товаров (пушнина, рыба, ягода, шкуры и т.п.), так и иноземных. Нередкими гостями были здесь купцы из Бухары, Калмыкии, русские и татарские торговцы.

В 1667 г. на географической карте впервые появляется контурное изображение Самаровского Яма. В 1675 г. известный русский дипломат Н. Г. Спафарий при первом подробном описании окрестностей Самарово называет его первым из крайних европейских населенных пунктов. К конце XVII века появилось литературное описание вогулов, и впервые была изображена на географической карте Конда, составленной примерно в 1696-1697 г. Ремезовым.

В целях установления новых порядков и хозяйственного освоения богатейшего по природным ресурсам края указом Петра I в 1708 году была учреждена Сибирская губерния, в нее вошли города Березов и Сургут. В 1775 г. указом Екатерины II создана Тобольская губерния.

XVIII век принес с собой новые веяния в жизни народов Югорской земли. Петр I поставил задачу активной христианизации населения Северо-Западной Сибири. Во вновь освоенные югорские территории в качестве миссионера был послан архимандрит Филофей Лещинский. В результате его миссионерской деятельности капище "Обского Старика" было предано огню, Медный Гусь в селе Троицком растоптан и выброшен в Обь, главный идол, помощник Верховного Бога Торыма, Ортик, сожжен, и на месте бывших святилищ поставлены кресты. Но, несмотря на активные попытки обратить местное население в христианство, христианская религия была воспринята на Югорской земле чисто формально. Местное население продолжало поклоняться своим богам, давая им новые имена христианских святых.

И все же христианизация дала свои плоды. Были выстроены православные церкви и монастыри. Одними из первых появились храмы в с. Болчары, Сретенская церковь в Большекондинской волости, церковь Сошествия Святого Духа в с. Леушинском. До наших дней дошли остатки Березовского, Кондинского Троицкого монастырей, Преображенской церкви в п. Малый Атлым, Спасской церкви в п. Шеркалы, церкви Рождества Богородицы в п. Березово и др.

XVIII век был уже напрямую связан с событиями, происходившими в России. Известнейшим местом стал город Березов – место царской ссылки именитых вельмож. Здесь побывали А. Меншиков – в 1728 г., безвременно почивший в Березове вместе со своей дочерью Марией, князья Долгоруковы – в 1729 г., граф Остерман – в 1742 г. Могилы их находятся в п. Березово.

Известным стал и Самаровский Ям, история которого тесно переплелась с именами выдающихся путешественников. В 1725 г. по дороге в первую Камчатскую экспедицию здесь побывал В. И. Беринг, в 1734 г. – Д. А. Овцын, в 1740 г. – историк и археограф Г. Ф. Миллер, историк И. Э. Фишер, астроном Н.И. Демиль.

В 1844 году в Самарово пришел первый пароход, а с 1850-х началось регулярное пароходное сообщение по Иртышу и Оби. Достопримечательностью Самарово стала Никольская церковь, устроенная на возвышенном месте. По фасаду и легкости архитектуры она напоминала китайскую пагоду. В ней хранилось замечательное резное скульптурное изображение Святого Николая. К сожалению, до наших дней сохранился лишь ее остов.

В 1870-1880 г. на средства купца В. Т. Земцова в Самарово была построена пристань, открыты аптека, ссудо-сберегательное товарищество, фельдшерский пункт, пост "О спасении на водах", первая в Тобольской губернии рыбопромышленная школа, гостиница для путешествующих ученых, оборудовано специальное судно для научно-исследовательских работ. За помощь, оказанную экспедициям Фиша и Брема, Земцов был удостоен почетного диплома члена Бременского географического общества. Самарово подарило России и своих ученых, одним из которых был Х. М. Лопарев – выдающийся археограф и византист.

В XIX веке Самарово постепенно укрепило свои позиции в политической и экономической жизни России. Положение Самарово в центре рыбных промыслов содействовало превращению села в крупный сибирский транзитный пункт. А за краем окончательно закрепилась слава места ссылки государственных преступников. XIX век в истории Югры отмечен ссылкой участников декабрьского восстания на Сенатской площади.

Административное управление и выполнение судебных функций у народностей Севера осуществлялось на основе устава Сперанского "Об управлении инородцев Сибири", утвержденного в 1822 году.

Характер экономики Обь-Иртышского Севера на рубеже XIX-XX в. определялся как особенностями природно-климатических условий, так и низкой плотностью населения. Основным средством сообщения служил речной транспорт. Начавшееся в середине XIX в. движение пароходов становилось все более интенсивным. В 1859 году по Оби и Иртышу ходило 7 пароходов, в 1904 году – 107, а в 1913 году – уже 220. В 1909 году в Самарово была проложена телеграфная линия, которую в 1913 году протянули до Березова и Сургута.

Промышленность Обь-Иртышского Севера была представлена несколькими полукустарными рыбоконсервными заведениями. Сельскохозяйственное производство в северных условиях сводилось к овощеводству и животноводству. Главным занятием северян были рыбная ловля, охота на зверей и птиц, сбор кедровых орехов, грибов и ягод.

История освоения нефтяных и газовых месторождений

Не случайно в представлении многих россиян понятия "Ханты-Мансийский автономный округ" и "нефть" воспринимаются как синонимы – Югра является основным нефтегазоносным районом страны.

Наличие нефти и газа на территории округа было предсказано академиком И. М. Губкиным в 1934 году. Бурение опорных скважин началось в 1951 году и 21 сентября 1953 года геологоразведочная скважина в п. Березово дала мощный газовый фонтан, что послужило началом изменения жизни края и экономики всей страны. Планомерное проведение геофизических и буровых работ началось в 1954 году.

25 сентября 1959 года вблизи села Шаим (район современного Урая) был открыт нефтеносный пласт с объемом суточной добычи нефти свыше одной тонны. 25 апреля 1960 года из скважины Р-7 на Мулымьинской площади получена первая промышленная нефть - суточный дебит скважины превышал 10 тонн. В июне 1960 года из скважины Р-6 Шаимской нефтеразведочной экспедиции ударил фонтан нефти с суточным дебитом 300 тонн. Так открыли первое в Сибири месторождение промышленной нефти.

Затем были открыты Усть-Балыкское, Западно-Сургутское, Покурское, Ватинское, Мамонтовское, Салымское, Правдинское и многие другие месторождения. В 1965 году открыли Самотлорское месторождение, которое по запасам нефти входит в первую десятку крупнейших месторождений мира.

В 1964 году началась промышленная эксплуатация нефтяных месторождений округа. В 1980-е годы на территории Югры ежедневно добывалось около миллиона тонн нефти. Высокие темпы развития нефтяной промышленности, строительной индустрии и энергетики обусловили быстрый рост населения - более чем на 1 миллион человек за последние 30 лет. Были построены новые города, расширялись геологоразведочные работы, создавались нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, строились нефте- и газопроводы, автомобильные и железные дороги.

После перехода страны к рыночным реформам до 1996 года наблюдалось снижение объемов добычи нефти. В настоящее время добыча стабилизировалась, и Ханты-Мансийский автономный округ по-прежнему является основной топливно-энергетической базой страны.

Особо охраняемые природные территории

Особо охраняемые природные территории предназначены для решения комплекса проблем - от сохранения участков девственной природы и их изучения до охраны редких видов животных, растений и отдельных уникальных природных объектов. Эколого-экономическое обоснование зонирования выполнено с учетом выделения территорий для приоритетного ведения традиционного хозяйства коренным населением округа.

По примеру рационального землепользования в Канаде и Северной Америке было выделено три категории земель с различной антропогенной нагрузкой. Эти площади находятся примерно в равном соотношении, то есть каждая категория земель в совокупности занимает примерно треть площади округа. По сравнению с 1991 годом площади, занятые особо охраняемыми природными территориями, увеличились на 2416,9 тыс. га. В 1998 году созданы природный парк окружного значения Кондинские озера и природно-заповедный парк Сибирские Увалы.

Территория Ханты-Мансийского автономного округа входит в евроазиатскую зону экологической стабилизации биосферного значения, что увеличивает ответственность за сохранение экосистем округа. Создаваемая сеть особо охраняемых природных территорий призвана сформировать местное ядро экологического равновесия.

Успешное решение проблемы поддержания экологического равновесия в регионе является непременным условием сохранения природы края, его социально-эколого- экономического потенциала и создания здоровой жизненной среды для населения. Поэтому, прочитав про охраняемые природные территории, я понял, на чем базировалась уверенность губернатора Югорского края о развитии на его территории массового туризма.

Туризм в Югре

Югра - уникальный природный комплекс. Тысячи рек и озер, обильные ягодные болота и таежные леса - прекрасные места для занятий охотой, рыбалкой и сбора дикоросов. Замечательные природные условия зимой, высокий устойчивый на много месяцев снежный покров, отличный рельеф с холмами и долинами способствуют тому, что в округе развиваются маршруты по заповедным зонам, речные круизы по рекам Сибири. Среди удивительных по красоте заснеженных горных вершин Северного и Приполярного Урала возможны самые экзотические туры.

Округ - привлекательное также место для проведения всероссийских и международных соревнований. На базе Центра лыжного спорта проводятся соревнования по биатлону, все больше поклонников привлекают экстремальные и нетрадиционные виды спорта - горные лыжи, сноуборд.

Югра обладает хорошей базой для развития этнографического и этнического туризма, привлекательного не только для иностранцев и туристов из регионов России, но и жителей самого округа. Дело в том, что более 90% его населения живет в городах, а для горожанина быт и культура аборигенов - своего рода экзотика. Поэтому многие горожане, особенно молодежь, стремятся поближе узнать традиции коренных северных народов и побывать на их праздниках.

Организованы маршруты, которые пользуются неизменным спросом. Можно побывать на стойбищах, где гостям предложат отведать традиционное угощение - строганину из оленины или сибирской рыбы муксуна, покатают на оленьих упряжках, познакомят с музыкальными инструментами древних северных народов.

Другие маршруты связаны с посещением музеев и археологических раскопок. Один из таких исторических памятников, известных не только в России, но и за рубежом, - Барсова гора под Сургутом, где найдено древнейшее поселение аборигенов. Всего же в округе свыше трех тысяч исторических памятников.

Многие приезжают в Ханты - Мансийск - живописный город на семи холмах, окруженный кедровым лесом, где можно пройтись по музеям, побывать в картинной галерее. В городе действует уникальный этнографический музей под открытым небом.

Жители окружной столицы проводят выходные на базах отдыха "Добрино", "Урман Березовка", "Имитуй". Там есть возможность пожить в охотничьем домике, прокатиться на оленьей или на собачьей упряжке, пострелять из арбалета. Летом организуются автобусные туры по городам округа, прогулки на теплоходах к месту слияния Оби и Иртыша.

Немало желающих посетить поселок Березово, куда в свое время был сослан первый российский генералиссимус, ближайший сподвижник Петра I Александр Меньшиков, и где открыт музей его имени. Все условия для знакомства с культурой и бытом коренных народов Севера созданы в Сургутском, Ханты - Мансийском, Нижневартовском районах.

Интерес представляет древняя культура ханты и манси, с которой можно познакомиться при непосредственном общении с ее носителями в национальных поселках и стойбищах. Там можно пожить в чуме, прокатиться на оленьей упряжке, узнать секреты национальной кухни, поверить в мифы, сказки, чудеса, сибирский шаманизм.

Природные заповедники и памятники культуры

Можно посетить и природные заповедники, а также эколого-этнографические музейные комплексы, которых насчитывается свыше 40. Всего в округе более 4000 памятников истории и культуры. Вот некоторые из них.

Ханты-Мансийск

Парк "Самаровский чугас" представляет собой крупный массив темнохвойных лесов площадью около 750 га, где сохранились первозданные коренные кедровые леса. Здесь имеется источник целебной минеральной воды.

В Окружном музее природы и человека хранится уникальная находка — скелет трогонтериевого слона, предшественника мамонта, в России всего три таких находки. Есть богатая коллекция икон, старопечатных книг и рукописей.

Окружной этнографический парк-музей "Торум- Маа" дает представления о культуре и традициях коренных народов. Его экспозиция представляет собой комплекс строений летнего стойбища обских угров и святилища. В фондах музея находится около двух тысяч экспонатов.

В картинной галерее Фонд поколений собраны русские иконы XVI — XIX вв., произведения русской живописи и графики XVIII— XX вв. и произведения декоративно-прикладного искусства.

Поселок Шапша находится в 28 км к северо-востоку от Ханты-Мансийска в красивом и привольном месте. Шапшинский кедровник является памятником природы. Здесь сохранилось несколько ярких памятников традиционной русской архитектуры конца XIX — начала XX в., представляющих несомненный интерес для туристов и исследователей.

Юганский заповедник занимает площадь в 648,7 тыс. га. Неподалеку от границ заповедника вдоль рек традиционно живут немногочисленные семьи ханты. Заповедник находится в подзоне средней тайги, где наиболее типичны участки зеленомошных тёмнохвойных лесов. В Юганском заповеднике обитает около сорока видов таёжных млекопитающих, среди них наиболее распространены лось, бурый медведь, соболь, белка, бурундук, выдра, лесная куница, заяц-беляк, лисица, колонок и росомаха. Отмечаются заходы песцов и диких кабанов. Широко расселились акклиматизированные виды— ондатра и американская норка. В составе орнитофауны более 180 видов.

Сургут

Храм Преображения Господня, этот величественный белостенный храм с золочеными куполами и высокой колокольней торжественно возвышается над обширной поймой Оби.
Сургутский художественный музей. Сотрудники музея заняты не только собирательством, изучением и экспонированием произведений искусства, но и возвращением в собрание уникальных коллекций художественных бронз эпохи Средневековья, вывезенных в разное время после раскопок с территории округа. В фондах музея находится уникальная археологическая находка — знаменитый Холмогорский клад. Это уникальное собрание древних реликвий, найденное на месте ритуального захоронения III — V вв.

Историко-культурный центр "Старый Сургут". На территории комплекса расположены школа-музей просветителя Аркадия Знаменского, выполненный в русском стиле трактир, Дом ремесел, дом купца Клепикова, Центр культуры коренных народов Севера, Художественная мастерская ханты и Дом творческой интеллигенции. Центр организует экскурсионные поездки "По Старому Сургуту", "По реке Оби" с посещением села Тундрино и др.

Сургутский краеведческий музей. Здесь отдельный стенд посвящён ссыльным декабристам, в том числе А. Шахирову. В музее хранятся экспонаты по археологии и этнографии, собран фонд редкой книги и живописи, открыты выставки нумизматических и бонистических коллекций, демонстрируется археологическая коллекция, в которой представлена традиционная утварь ханты.

Природно-археологический заповедник "Барсова гора". Урочище расположено в 16 км к западу от Сургута и представляет собой возвышенный участок правого коренного берега Оби. На Барсовой горе расположен комплекс археологических памятников, относящихся к археологическому диапазону времен от эпохи камня до позднего Средневековья. Археологические раскопки здесь проводятся уже на протяжении 100 лет. На самой горе раскинулся замечательный сосновый бор.

Тундрино, старинное русское село, расположено в 100 км от Сургута вниз по течению Оби. Особую ценность представляет чудом сохранившийся храм в честь великомученика и целителя Пантейлемона. Во время реставрации храма была обнаружена церковная книга XIX в.

Нефтеюганск, Краеведческий музей. Основная тематика экспозиции музея — этнография юганской и салымской групп ханты. Главным экспонатом, сразу приковывающим к себе внимание, является копия святилища Ай-Ега-Ики Зимних Совкуниных Юрт. В залах музея открыта постоянная выставка, посвященная Усть-Балыкскому месторождению.

Лянтор, Этнографический музей пимских ханты. В музее около 400 экспонатов. Рядом располагается парк с жилыми и хозяйственными постройками народа пимских ханты. Парк-музей знакомит посетителей с бытом и образом жизни ханты.

Русскинская, Музей природы и человека. Коллекция насчитывает около 3000 экспонатов. Специализация — фауна Среднего Приобья и история старожильского населения Сибири. Уникальность музея состоит в том, что он создан руками одного человека — А. П. Ядрошникова.

Когалым, Храмовый комплекс подворья Пюхтинского Свято-Успенского собора — подлинное сокровище архитектуры в окружении вечнозеленых сосен.

Покачи, Краеведческий музей, в нем особое внимание уделяется исследованию и изучению материальной и духовной культуры аганских ханты. Здесь собран богатый материал, рассказывающий об этапах преобразования вахтового поселка в город окружного значения. Представляют также интерес памятники культуры на озере Голубое и в Покачевском сосновом бору.

Аган, Аганский этнографический музей-театр. Здесь собраны материалы, рассказывающие об истории, быте, обрядах и мифологии аганских ханты. Наиболее интересна коллекция "Куклы древнего Агана". При музее создана фольклорная группа, которая участвует в проведении театрализованных национальных праздников и концертов.

Лангепас, Этнографический музей. Фонды музея насчитывают около 1,5 тыс. экспонатов. Наиболее  интересны залы, посвященные быту и культуре ханты. Здесь отражены основные стороны жизни аборигенов Приобья: промыслы, религиозные верования, культурные традиции, одежда, украшение.

Мегион, Историко-культурный и экологический центр, в него входят краеведческий музей в Мегионе и музейно-туристический комплекс "Югра", который расположен в 45 км к северу от Мегиона. Основная тематика экспозиции — этнография восточных ханты, представлены атрибуты, связанные с охотой, рыболовством, оленеводством, домашним бытом, а также традиционные одежда и игрушки.

Нижневартовск, Этнографический музейный комплекс. Его основу составляет краеведческий музей. Основные темы экспозиции — этнография русского старожильческого населения и ханты, стойбище оленевода, интерьер крестьянской избы, экология и современность. В фондах музея насчитывается более 25 тыс. экспонатов.

Корлики (Нижневартовский район), Музей – мастерская, ориентирован на сохранение традиционной и обогащение современной культуры ваховских ханты. Работники музея дают консультации по изготовлению различного рода изделий из бересты, бисера, национальной одежды.

Посёлок Варьёган (Нижневартовский район), находится в 50 км к западу от Радужного. В поселке регулярно отмечаются традиционные праздники - День оленевода, праздник прилета серой вороны, праздник обласа. Там же создан Культурно-этнографический центр - парк музей под открытым небом. Это хантыйское стойбище, которое продолжает жить своей собственной жизнью рядом с посёлком.

Новоаганск, Музей Мах-Сир Ях (музей рода Бобра). Основная цель экспозиции — формирование у посетителей представления о принципах гармоничного сосуществования коренных народов Севера с окружающей природной средой. Музейные экспонаты воссоздают историческую и природную среду обитания рода Бобров аганских ханты.

Югорск, Краеведческий музей. Экспонаты этнографической коллекции привезены из поселка сосьвинских манси.

Советский, Музейно-выставочный центр. Основу экспозиции составляют бытовые предметы, вышедшие из употребления.

Государственный природный заповедник "Малая Сосьва". Площадь составляет 226 тыс. га. Организован с целью сохранения и изучения в естественном состоянии типичных природных комплексов среднетаёжной западносибирской тайги, а также восстановления редких и особо ценных растений, животных и рыб. В их числе 30 видов млекопитающих - росомаха, горностай, ласка, белка, медведь, волк, лисица, выдра, лось. В водоёмах среди рыб преобладают карповые - язь, карась, плотва, елец.

Нягань, Краеведческий музей, располагает хорошей археологической коллекцией.

Шеркалы, Краеведческий музей, среди наиболее интересных экспонатов - музыкальный инструмент наркас-юх, связка мощных медвежьих когтей, одежда, украшенная орнаментами. Особую роль играет "святой угол", в котором располагается старая икона.

Археологический комплекс Шеркалы находится в Октябрьском районе, на правом берегу Оби. Археологический памятник представляет собой остатки поселений от поздней бронзы до нового времени. Вскрыты остатки небольших углубленных жилищ, где обнаружены керамика, бытовые изделия из рога и кости, железные иглы и многое другое.

Государственный природный парк "Нумто" окружного значения создан для сохранения уникальных природных экосистем Казымской низины и Сибирских Увалов, а также видового разнообразия растительного и животного мира на границе ареала тайги и тундры. Площадь парка составляет более 721,8 тыс. га.

Берёзово, дом купцов Добровольских, богато декорированный резьбой по дереву. Главный элемент фасада — окна с затейливыми наличниками, придающие зданию особую красоту.

Березово, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где на погосте, по утверждению историка Н. А. Абрамцева, захоронены князь Меншиков, князья Долгорукие и другие именитые изгнанники, является памятником истории и культуры федерального значения.

Берёзовский краеведческий музей, включает выставочный зал и два филиала: дом-мастерскую художника Митрофана Тебетева и этнографический парк–музей "Найтор-ма" с комплексом традиционных построек и постоянной этнографической экспозицией.
Саранпауль, гора Неройка, располагается в пределах Приполярного Урала. Это белоснежная вершина. В честь Неройки совершаются многочисленные религиозные обряды.

Традиционные этнические праздники

Вороний день – "Вурна хатл" (хант.), отмечается 7 апреля на Благовещенье Пресвятой Богородицы. Вороний день - любимейший праздник обских угров и поэтому широко отмечается во всех национальных поселках округа. В Ханты-Мансийске празднование проходит в парке-музее "Торум - Маа".

В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а Вороний праздник – с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. В этот день готовили мясо оленей и других домашних животных, ходили друг к другу в гости, угощались, танцевали традиционные танцы, а также изображавшие весеннее поведение птиц. Их исполняли женщины, закрыв лица платками.

На краю деревни совершали поры (бескровное жертвоприношение) - ставили стол с жертвенной пищей для ворон. На березы вешали символизировавшие солнце свежие калачи, которые съедали дети. С этим праздником связаны различные приметы и гадания: какими будут весна, погода, охота, улов рыбы, сбор ягод и т.п. На празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывал легенду о вороне.

Праздник водяного царя Витхона, отмечается в Березовском районе и ряде национальных сел Югры весной, после вскрытия рек. Витхон (манс.), или Вит-куль (хант.), - водяной царь, персонаж религиозных верований, мифов и сказок обских угров, почитается духом воды, хозяином всех водоемов. По разным вариантам мифа, Витхон – сын небесного божества Торума либо древний человек-богатырь, которого Торум поставил присматривать за реками.

В день первого спуска лодок на воду Витхону коллективно приносится жертва. В прошлом, как правило, практиковался Ир (принесение в жертву животных), в настоящее время обычно ограничиваются бескровным угощением духа повседневной пищей, часто выливают в реку стакан водки.

Праздник Обласа, проводится ежегодно в июле в Нижневартовском районе, поочередно в каждом национальном поселке. Гвоздь праздничной программы – гонки на обласах. В каждом заезде участвуют 5-6 обласов, затем победители заездов соревнуются между собой. Состязания проводятся отдельно в группах юношей до 17 лет, мужчин - до 55 лет, а также мужчин-ветеранов и женщин. Кроме того, мужчины состязаются в борьбе, слегка напоминающей самбо.

Женщины выясняют, кто из них самая ловкая и сильная в игре в палочку. Для этого две женщины садятся на землю, упираются ступнями друг в друга и, вцепившись руками в палочку, тянут ее каждая к себе, пытаясь отобрать у соперницы. Вечером – застолье. В последние годы в празднике обласа принимают участие представители коренных народов других регионов России и из-за рубежа.

День оленевода, проводится в феврале в Нижневартовском и Березовском районах, как правило, приурочивается ко Дню защитника Отечества 23 февраля. Уже с утра гремит музыка, хозяйки готовят традиционное угощение – оленину и чай. Праздник длится целый день. Можно заскочить погреться в чум, съесть кусок мяса или строганины, выпить чаю или пропустить чарку-другую, чтобы согреться.

Главное зрелище праздника – гонки на оленьих упряжках. Этих увлекательных состязаний пять: гонки рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Отдельно соревнуются мужчины и женщины. Одновременно с гонками проходят другие соревнования по традиционным северным видам спорта: метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, тройной прыжок, метание топора на дальность.

Медвежий праздник. Культ медведя издавна широко распространен в Евразии и Северной Америке. Суеверное, почтительное отношение к медведю определяется сходством медведя и человека. Медведя-тотема нельзя было убивать и есть его мясо. В миропонимании ханты медведь не только опасный лесной зверь, но и возвышенное обожествляемое существо – сын Нуми Торума.

Праздник проводится в доме охотника. В прежние времена голову ряженного медведем покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, чтобы медведь не мог видеть своих убийц. Лапы украшали кольцами и ленточками. Перед медведем ставили угощение, вино, фигурки из теста, изображавшие оленей, после чего извещали медведя о том, что его якобы убила русская стрела и пуля, заодно просили не пугать в лесу женщин и детей.

Программа увеселения начиналась с песен, рассказывающих о небесной жизни медведя и его земных деяниях. Утром пели песню пробуждения и хвалебные песнопения. Затем начиналось драматическое представление. Важное место занимали обряды "отречения", когда охотники с почтением обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Мужчины выступали в берестяных масках, женщины танцевали, закрыв лица и руки платками.

Охота и рыбалка

Любителей охоты наверняка заинтересует информация, что на территории Югры обитает более 50 видов млекопитающих, почти половина которых имеет промысловое значение. Это лось, косуля, олень, бурый медведь, заяц-беляк, лиса, рысь, белка, росомаха, ондатра, соболь, куница, колонок, горностай, барсук. Здесь можно встретить также до 200 видов птиц, среди которых рябчик, глухарь, тетерев, белая куропатка, гуси, утки, кулики - все то, что принято называть боровой и водоплавающей дичью.

Реки и озера округа - это настоящий рыбацкий рай. Обь - место нагула осетровых, лососевых, сиговых рыб. Осетровые - осетр и стерлядь, лососевые - нельма, сиговые - муксун, сырок, щокур, пыжьян. По запасам сиговых Югра занимает первое место в мире.
Югорская долина - это вода и лес, которые занимают 90% территории округа.

Купнейший в Евразии Обь-Иртышский речной бассейн включает в себя сотни рек, множество озер и болот. Югорская долина - это естественная тишина и природная чистота, обильные ягодные болота и таежные урманы с елью и пихтой, лиственничные редколесья и заснеженные горные распадки. И везде там можно заняться охотой и рыбалкой, лучшими в Сибири. Маршрутов с выездом на природу туристам предлагается немало. Есть и достаточно комфортные места для приема охотников и рыболовов в лесу, вблизи рек и озер.

Национальная кухня

Сибирь привлекала людей со всего мира, которые, надо думать, поесть любили. Поэтому местная кухня исторически сложилась из традиционной русской кухни разных областей, кушаний украинцев, татар, лакомств аборигенных народов и европейских блюд. На югорском столе сошлись Восток и Запад.

Предлагается большой выбор блюд из местной рыбы, это стерлядь, муксун, омуль, таймень, нельма, сиг, язь, лещ, карп, щука. В мясных блюдах, за исключением блюд из оленины и дичи, ощутимо европейское, в основном французское, влияние. Это же касается и десерта.

Меню соответствует сезону: летом - молодой картофель, свежие овощи, грибы, слабосоленый муксун (август), сосьвинская селедка. А осенью и зимой - блюда из боровой и водоплавающей дичи (гуси, утки, рябчики, куропатки, оленина, медвежатина и зайчатина). И поесть где найдется место. Только в одном Ханты-Мансийске более 30 ресторанов и баров, где предложат отведать различные блюда национальной кухни. Вот только некоторые из них.

Патанка - тонко нарезанное мороженое сырое филе рыбы, обычно стерляди, муксуна, нельмы, подаваемое со специями и ягодами. Строганина - тонко нарезанное мороженое сырое мясо оленя, подаваемое со специями и ягодами. Пельмени с олениной, медвежатиной, мясом лося, кабана, грибами и т. д. (всего до 30 видов), подаются с разнообразными специями и соусами. Уха - различают до 15 видов по содержимому и способам ее приготовления - все зависит от фантазии повара.

Так что гости Югры голодными не останутся.

Фото Евгения Шувалова

Другие статьи номера «ПВ» , 0

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Rambler's Top100