Газета 'Промышленные ведомости'
Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
Содержание номера 

Геологическая информация требует правовой защиты

В условиях рыночной экономики информация является таким же товаром, как и материальная продукция, стоимость которой подчас существенно превышает самые ликвидные материальные ценности. В связи с этим возникает вопрос: в каком виде должна быть представлена информация, чтобы она стала товаром, а следовательно, и объектом гражданских прав? Ответ на этот вопрос весьма важен и для недропользования ввиду несовершенства российского законодательства в части правовой защиты и использования геологической информации как вида имущества.
В Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" указано: "Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по соглашению" (статья 11, пункт 2). Этим законодательным положением государство сохранило в своей собственности геологическую информацию, чего не было сделано в Законе "О недрах" во всех его четырех редакциях.
Согласно статье 11 Закона "О недрах", предоставление недр в пользование оформляется в виде лицензии установленной формы, а основным критерием для выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за это право (статья 13-1) при том, что, согласно статье 1-2, недра как государственная собственность не могут быть предметом купли, продажи и т. д., т. е. недра не могут передаваться другому собственнику. Как видно, плата взимается только за предоставление права пользования участками недр, а не за обладание правом собственности на них.
Аналогичная законодательная норма предусмотрена и в отношении геологической информации, право собственности на которую принадлежит государству (статья 43-1), а именно: "За пользование геологической информацией о недрах может взиматься плата, размер которой и порядок ее взимания определяются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации".
Однако в своем постановлении от 25 января 2002 года № 57 "О плате за геологическую информацию о недрах" правительство указало: "Установить, что минимальный размер платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр (далее именуется - геологическая информация о недрах), для пользователей недр составляет 10 000 рублей. Размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом объема предоставляемой информации, ее вида, потребительских свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная информация" (пункт 1). Выходит, что геологическую информацию, полученную за счет государственных средств и которая является государственной собственностью, можно продавать по ее себестоимости, т. е. без учета действительной ценности в рыночных условиях. Но согласно Гражданскому кодексу РФ, информация является имуществом, она может продаваться и ее собственник будет терять право владения. Таким образом, при выполнении упомянутого постановления правительства государство безвозвратно теряет право собственности на важнейшую составляющую государственного фонда недр - геологическую информацию, определяющую материальное содержание недр: минерально-сырьевые и иные ресурсы, места их расположения, количество и качество запасов и т. д., что, безусловно, противоречит экономическим и стратегическим интересам Российской Федерации. Такова цена отсутствия в подзаконном акте фразы "за пользование геологической информацией".
Мы считаем, что плату нужно взимать только за предоставление права пользования геологической информацией, но не продавать ее. При этом право пользования по аналогии с пользованием недрами должно оформляться в виде лицензии органом управления государственным фондом недр.
Следует указать еще на один принципиальный аспект проблемы управления государственным фондом недр, а именно: познание недр Земли осуществляется путем сбора, обработки и интерпретации громадных объемов геологической, геофизической, геохимической и иной информации, осмысливание которой требует больших затрат умственного труда специалистов многих профессий. В результате их творческой деятельности создаются сводные и производные материалы - геологические карты и отчеты, подсчетные планы содержания минерального сырья на объектах, технико-экономические обоснования их разработки и многое другое, относящееся к объектам авторского права. Во всем мире подобные произведения являются интеллектуальной собственностью конкретных юридических или физических лиц, но только не в России. Несмотря на то, что Российская Федерация с 1994 года является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности, оформление прав на нее в сфере недропользования до настоящего времени не налажено, несмотря даже на наличие Федерального закона "Об авторском праве и смежных правах", который принят еще в 1993 году.
Вышеизложенное наглядно показывает несовершенство нормативной базы недропользования и несостоятельность системы управления государственным фондом недр. Поэтому представляется необходимым приступить к разработке принципиально нового Федерального закона "О недрах". Кроме того, требуется новое Положение о порядке лицензирования пользования недрами Российской Федерации, которое с 1992 года не менялось.
До завершения разработки и утверждения новой законодательной базы необходимо срочно принять ряд мер:
- отменить постановление Правительства РФ "О плате за геологическую информацию о недрах" от 25 января 2002 года № 57 как не отвечающее экономическим и стратегическим интересам России;
- распространить действие пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" на все участки недр, предоставляемые по лицензионным соглашениям. Для этого достаточно в лицензиях указать, что право собственности на геологическую информацию, получаемую на лицензионных объектах, принадлежит государству;
- ввести учет интеллектуальной собственности в сфере недропользования;
- провести инвентаризацию накопленных геологических информационных ресурсов и объектов интеллектуальной собственности с целью их экономической оценки и постановки на учет;
- ввести систему лицензионных соглашений на пользование геологической информацией при геологическом изучении и использовании недр, что позволит сохранить информационные геологические ресурсы России в собственности государства;
- определить государственный фонд недр в составе участков недр, содержащих минерально-сырьевые и иные ресурсы, а также блоков и площадей, подлежащих геологическому изучению; геологических информационных ресурсов, содержащих сведения о недрах; интеллектуальной собственности юридических лиц как результата интеллектуальной деятельности в сфере наук о Земле, права на которую принадлежат Российской Федерации;
- разработать и ввести в действие нормативно-методическую базу, обеспечивающую реализацию государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и интеллектуальной собственности в сфере недропользования.
Все эти меры позволят, как нам представляется, до завершения разработки и утверждения новых законодательных актов в сфере недропользования обеспечить выполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. № 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий" применительно к недропользованию.
В феврале 2001 года была создана рабочая группа Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам совершенствования государственной политики в области недропользования (природопользования). 26 февраля 2002 года на заседании Президиума Государственного совета группа представила "Основы государственной политики в области минерального сырья и недропользования", которые в целом одобрили. Но при этом, к сожалению, упустили важнейший вопрос, касающийся государственных геологических информационных ресурсов - основы изучения недр и управления недропользованием. Поэтому при реализации предлагаемых нами мер государство и геологи получат серьезную правовую защиту своей интеллектуальной собственности в этой сфере.

Евгений Козловский

,
доктор технических наук, профессор

Владислав ЗАЙЧЕНКО

,
доктор геолого-минералогических наук,
профессор

Главная Подшивка Подписка Редакция Партнерство Форум
  © Промышленные ведомости  
Полезные ссылки  Rambler's Top100